РЕШЕНИЕ дело № 2-2464/11 именем Российской Федерации 11 июля 2011 года Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе судьи: Калашниковой Н.М., при секретаре: Щербак Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мэра г. Новочеркасска, заинтересованное лицо Городская Дума г. Новочеркасска об оспаривании решения Городской Думы Новочеркасска от 17.05.2011 года №139 «Об отчете Мэра города Новочеркасска А.И. Кондратенко о результатах его деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска за 2010 год», УСТАНОВИЛ: Мэр г. Новочеркасска Кондратенко А.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Городской Думы Новочеркасска от 17.05.2011 года №139 «Об отчете Мэра г. Новочеркасска А.И. Кондратенко о результатах его деятельности и деятельности Администрации г. Новочеркасска за 2010 год, указав, что решением Городской Думы ему была дана неудовлетворительная оценка деятельности, как Мэра г. Новочеркасска. Данное решение заявитель считает незаконным и не обоснованным, поскольку ни действующее законодательство, ни Устав г. Новочеркасска не содержат положений о критериях оценки результатов деятельности главы муниципального образования, местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления. Кроме того, Мэр г. Новочеркасска не согласен, что его деятельность оценена депутатами, как неудовлетворительная, поскольку о положительной оценке деятельности Мэра г. Новочеркасска свидетельствует результат социологических исследований, проведенных Администрацией Ростовской области по результатам его работы в 2010 году, а так же предоставлен отчет в Городскую Думу, согласно которому достигнуты значительные положительные результаты в формировании и исполнении бюджета города. Необъективная оценка деятельности Мэра города депутатами Городской Думы ущемляет его права и законные интересы, тем, что создает предпосылки для возникновения в 2012 году основания для удаления его в отставку в соответствии с нормами ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Заявитель ссылается, что полномочия Городской Думы закреплены в статье 25 Устава города, в соответствии с которым Городская Дума заслушивает ежегодные отчеты Мэра города о результатах его деятельности, деятельности Администрации города Новочеркасска, в том числе о решении вопросов, поставленных Городской Думой. Мэр города представляет Городской Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города, в том числе о решении вопросов, поставленных Городской Думой, что закреплено ст. 28 Устава. Однако, данными нормами, законодатель не наделил представительный орган местного самоуправления полномочиями давать оценку деятельности главы муниципального образования. Просил признать незаконным пункт 1 решения Городской Думы города Новочеркасска 5-го созыва от 17.05.2011 № 139 «Об отчете Мэра города Новочеркасска А.И. Кондратенко о результатах его деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска за 2010 год» о неудовлетворительной оценке деятельности Мэра города Новочеркасска А.И. Кондратенко по результатам его отчета о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска за 2010 год перед Городской Думой города Новочеркасска», обязать Городскую Думу города Новочеркасска отменить пункт 1 решения Городской Думы города Новочеркасска 5-го созыва от 17.05.2011 № 139 и опубликовать в средствах массовой информации сведения об отмене вышеназванного решения в части неудовлетворительной оценки деятельности Мэра города Новочеркасска по результатам его отчета о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска за 2010 год. В судебном заседании представитель Мэра г. Новочеркасска заместитель главы Администрации г. Новочеркасска РО Бурлуцкая Л.Н., действующая на основании доверенности (т. 2л.д.301) поддержала требования заявления Мэра г.Новочеркасска, а так же добавила, что Городской Думой не предоставлено доказательств публикации информационного сообщения, которое содержало сведения о времени проведения очередного заседания Городской Думы, что предусмотрено регламентом Городской Думы. Вопреки Регламенту Городской Думы, так же не был предоставлен Мэру г. Новочеркасска проект решения Городской Думы «Об отчете Мэра города А.И.Кондратенко о результатах его деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска за 2010 год» в установленные Регламентом сроки, а именно не позднее, чем за два календарных дня до рассмотрения на заседании Городской Думы, что так же привело к нарушению прав и законных интересов Мэра г. Новочеркасска. Просила удовлетворить заявление в полном объеме, отменив решение Городской Думы как незаконное и необоснованное. В судебном заседании представитель Мэра г. Новочеркасска начальник юридического отдела Администрации г. Новочеркасска Пищейко И.Ф., действующий на основании доверенности (л.д.34) поддержал требования заявления Мэра г. Новочеркасска, просил удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель Городской Думы г. Новочеркасска Балута И.А., действующий на основании доверенности, указал, что контроль со стороны представительного органа муниципального образования за исполнением органами и должностными лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения закреплен в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации». В соответствии с указанной нормой Городская Дума заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования перед представительным органом муниципального образования. Исходя из положений указанного закона Городская Дума г. Новочеркасска должна дать оценку деятельности Мэра города по результатам его годового отчета. Регламент Городской Думой г. Новочеркасска не нарушен, поскольку решение Городской Думы от 29.04.2011 года о проведении заседания Городской Думы по вопросу «Об отчете Мэра г. Новочеркасска о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г. Новочеркасска в 2010 году было опубликовано в официальном выпуске газеты Новочеркасские ведомости от 03.05.2011 года. Проект решения Городской Думы «Об отчете Мэра города А.И.Кондратенко о результатах его деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска за 2010 год» был вручен Мэру г. Новочеркасска. Права и законные интересы заявителя не нарушены, в связи с чем, просил отказать в полном объеме. В судебном заседании представитель Городской Думы г. Новочеркасска Золотаренко А.В., действующий на основании доверенности (т.1 л.д.33), просил в удовлетворении требований заявления отказать в полном объеме. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает требования заявления не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Судом установлено, что решением Городской Думы г.Новочеркасска 5- го созыва № 139 от 17 мая 2011 года по результатам отчета о деятельности Мэра города и деятельности Администрации г. Новочеркасска за 2010 год была дана неудовлетворительная оценка деятельности Мэра г. Новочеркасска (т. 1 л.д.11-13). Заявитель с данным решением не согласился, ссылаясь на те обстоятельства, что необъективная оценка деятельности Мэра г. Новочеркасска депутатами Городской Думы ущемляет его права и законные интересы, гарантированные Конституцией РФ, другими федеральными законами, Уставом г. Новочеркасска. Кроме того, законодатель не наделил представительный орган местного самоуправления полномочиями давать оценку деятельности муниципального образования. Вышеизложенные доводы заявителя судом не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям. В соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Согласно ч. 5 и ч. 5.1 ст. 36 указанного ФЗ глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Полномочия Городской Думы г. Новочеркасска закреплены так же ч. 2 ст. 25 Устава муниципального образования города Новочеркасска, согласно которому Городская Дума заслушивает ежегодные отчеты Мэра города Новочеркасска о результатах деятельности, деятельности Администрации г. Новочеркасска, в том числе о решении вопросов, поставленных Городской Думой (т. 2л.д.168). На основании изложенного, суд не может согласиться с доводами заявителя об отсутствии полномочий у Городской Думы г. Новочеркасска заслушивать ежегодные отчеты Мэра г. Новочеркасска о результатах его деятельности, деятельности Администрации г. Новочеркасска и давать оценку деятельности главы муниципального образования, поскольку данные полномочия подтверждены приведенными нормами законодательства, а так же напрямую следуют из ч. 1 и п.3 ч. 2 ст. 74. 1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является: неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд. Доводы заявителя о нарушении Городской Думой г. Новочеркасска Регламента, в частности не информировании населения о дате, времени и месте проведения очередного заседания Городской Думы, являются не обоснованными и опровергаются материалами гражданского дела. Так, ч. 3 ст. 21 Регламента Городской Думы г. Новочеркасска предусмотрено информационное сообщение о дате, времени и месте проведения очередного заседания Городской Думы, которое публикуется за один календарный день до дня его проведения. (т. 1л.д.166). Решением Городской Думой города Новочеркасска от 29 апреля 2011 года определено провести 17 мая 2011 года в большом зале заседаний Думы (<адрес>) заседание Городской Думы города Новочеркасска « Об отчете Мэра города Новочеркасска А. И. Кондратенко о результатах деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска в 2010 году» (т.1 л.д.58). Данное решение было опубликовано, что подтверждается официальным выпуском газеты «Новочеркасские ведомости» № май 2011г. (опубликовано 03.05.2011г.) предоставленным в материалы гражданского дела ( т.1 л.д.60,61), а так же были размещены информационные объявления в эфире телерадиокомпаний 37 канал Новочеркасск, Серебряный дождь Новочеркасск, что следует из эфирных справок (т.1л.д. 81,82). Кроме того, отсутствие ссылки в информационных сообщениях на время проведения заседания Городской Думы г. Новочеркасска, не является нарушением прав и законных интересов Мэра г. Новочеркасска, поскольку Мэр г. Новочеркасска в определенное Городской Думой г. Новочеркасска присутствовал, на заседании Думы предоставил отчет, участвовал в его обсуждении, отвечал на заданные депутатами вопросы, данные обстоятельства заявителем не оспариваются и подтверждаются стенограммой очередного заседания Думы (т.1 л.д.124-157). Судом так же признается не обоснованным довод заявителя, о нарушении его прав и законных интересов не исполнением Городской Думой статьи 27 Регламента, в частности тем, что проект решения Городской Думы «Об отчете Мэра города А.И.Кондратенко о результатах его деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска за 2010 год» своевременно не был предоставлен Мэру города, в результате допущенных нарушений Регламента Городской Думой города Новочеркасска, Мэр г. Новочеркасска был лишен права заранее подготовиться по вопросам депутатов, послужившим основанием для отрицательной оценки его деятельности. В соответствии со ст. 27 Регламента проекты решений Городской Думы с приложением к ним материалов, предусмотренных Регламентом и Положением «о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов на рассмотрение Городской Думой города Новочеркасска и другие необходимые документы направляются депутатам Городской Думы, Мэру города либо уполномоченному им должностному лицу, прокурору города не позднее, чем за два календарных дня до дня их рассмотрения на заседании Городской Думы. (т. 1 л.д.168). Судом принимается во внимание то обстоятельство, что оспариваемое заявителем решение Городской Думы принималось депутатами по результатам голосования после заслушивания ежегодного отчета Мэра г. Новочеркасска и его обсуждения, что следует из протокола очередного заседания Городской Думы 5-го созыва, предоставленного в судебное заседание (т.1 л.д.89-110), в связи с чем, не предоставление проекта решения Мэру г. Новочеркасска не могло служить основанием для дачи неудовлетворительной оценки, и как следствие нарушением прав заявителя. Так же суд не может согласиться с доводами заявителя относительно, того, что данная депутатами Городской Думы первая неудовлетворительная оценка деятельности Мэра г. Новочеркасска за 2010 год создает предпосылки для возникновения в 2012 году основания для удаления заявителя в отставку, так как повторная необъективная неудовлетворительная оценка может вновь стать результатом субъективного мнения большинства депутатов Городской Думы, поскольку эти доводы носят предположительный характер и не содержат сведений об уже имеющих место нарушений прав заявителя, в связи с чем, не могут быть приняты судом в качестве основания для удовлетворения заявления. Суд, установив юридически значимые обстоятельства по данному делу, не входя в исследование и оценку критериев оценки деятельности Мэра г. Новочеркасска, пришел к выводу о том, что сама оценка деятельности Мэра города относится к исключительной компетенции Городской Думы, и следовательно, является элементом целесообразности. Публичное право А.И.Кондратенко, как Мэра города, при обсуждении Городской Думой результатов исполнения им полномочий нарушено не было. Проверив доводы заявителя о нарушении Городской Думы г.Новочеркасска полномочий при принятии оспариваемого решения, суд установил, что решение Городской Думы Новочеркасска от 17.05.2011 года №139 «Об отчете Мэра города Новочеркасска А.И. Кондратенко о результатах его деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска за 2010 год» принято, в соответствии с полномочиями Городской Думы г. Новочеркасска, предусмотренными N 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом г. Новочеркасска, Регламентом, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется, а доводы заявления признаются судом не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Мэра г. Новочеркасска, заинтересованное лицо Городская Дума г. Новочеркасска об оспаривании решения Городской Думы Новочеркасска от 17.05.2011 года №139 «Об отчете Мэра города Новочеркасска А.И. Кондратенко о результатах его деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска за 2010 год», отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 14 июля 2011 года. Судья: Н.М. Калашникова