№2-2688/2011 по иску Атаманенко М.П.



Дело№2-2688/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2011 года Новочерокасский городской суд Ростовской области в составе судьи Кондратьевой Ю.А.,

При секретаре Коробейниковой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атаманенко М.П. к администрации г. Новочеркасска, УТиСР администрации г. Новочеркасска о понуждении ответчиков выплачивать компенсацию за коммунальные услуги в полном размере не менее 50% и возмещении морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Атаманенко М.П. обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать администрацию г. Новочеркасска выплачивать ему компенсацию за коммунальные услуги как <данные изъяты> в размере не менее 50%. За материальный ущерб, нанесенный ему недоплатой просил взыскать компенсацию в сумме 100000 рублей.

В судебном заседании истец настаивал на требованиях. Пояснил, что является <данные изъяты> и имеет право в силу закона на льготу, предусмотренную в размере не ниже 50% при оплате коммунальных услуг. Полтора-два года назад он заметил, что производимые ему выплаты менее этого размера. По этому вопросу он обратился в администрацию г. Новочеркасска. Ему в ответе сослались на ст. 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Однако как ответили ему из Комитета по труду и социальной политике ст. 28.2 прописана только для расчетов города с Федеральным бюджетом, а льгота ему должна предоставляться в соответствии со ст. 17 данного закона, которая предусматривает его право на получение льготы при оплате коммунальных услуг не менее 50% от платы. За все эти годы ему не доплачивали компенсацию из фактически оплаченной суммы коммунальных услуг, чем причинили моральный вред, который он оценивает в 100000 рублей. Такую сумму морального вреда он заявил из расчета того, что на полученные деньги он сможет купить две путевки в санаторий в Пятигорск для себя и супруги за 90000 рублей, 5000- сумма недоплаты компенсации за три последних года с учетом инфляции и 5000 рублей собственно моральный вред от непереносимых страданий.

Представитель администрации г. Новочеркасска в судебное заседание не явился. О слушании дела был извещен надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель УТиСР администрации г. Новочеркасска, привлеченного к участию в деле с согласия истца по ходатайству представителя администрации г. Новочеркасска, Басалаева Е.Г., действующая на основании доверенности, требования не признала. Пояснила, что с 1.01.2005 года согласно ст. 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам переданы органам государственной власти субъектов РФ. Порядок предоставления мер социальной поддержки льготникам федерального значения( в том числе и инвалидам), проживающим в Ростовской области регламентируется Постановлением Ростовской области от 31.12.2004г. №537 «О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального фонда компенсаций на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан». Меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов. Расчет указанной суммы осуществляется УТиСР с применением региональных стандартов стоимости жилищных и коммунальных услуг за 1 кв.м. общей площади на долю площади, занимаемой гражданином. Размеры региональных стандартов утверждаются Постановлением Ростовской области. Атаманенко М.П. состоит на учете в УТиСР как <данные изъяты> с <дата> года. Согласно сведениям, предоставленным им в УТиСР, его семья состоит из <данные изъяты> человек и проживает в жилом доме индивидуального жилищного фонда с отоплением сетевым газом общей площадью <данные изъяты> кв.м.. В пользовании находится несколько видов коммунальных услуг ( электроснабжение, газоснабжение, холодное водоснабжение). Имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. Со второго квартале 2010 года для этой категории жилищного фонда региональный стандарт стоимости коммунальных услуг составляет 41,72 руб/кВ.м.. Мерами социальной поддержки пользуется только Атаманенко М.П.. Его доля площади равна <данные изъяты> общей площади жилого помещения и составляет <данные изъяты> кв.м.. Размер ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг равен 133,50 рублей. На получение мер социальной поддержки по вывозу ТБО Атаманенко М.П. не имеет права, так как данная плата входит в состав жилищных услуг, а он проживает в собственном жилом доме и права на получение льготы по оплате жилищных услуг не имеет. Предоставление денежных выплат конкретно по видам услуг действующим законодательством не предусмотрено. Просила в иске отказать.

Выслушав истца, представителя УТиСР администрации г. Новочеркасска, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом истец является <данные изъяты>, проживает в жилом доме, принадлежащем А.Н.В.. В соответствии со сведениями, представленными им в УТиСР, в доме проживает <данные изъяты> человека.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (часть 13 статьи 17) предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Атаманенко М.П. состоит на учете в УТиСР как <данные изъяты> с <дата> года с составом семьи <данные изъяты> человека и ему выплачивается денежная компенсация на оплату коммунальных услуг.

Размер компенсации УТиСР администрации г. Новочеркасска исчисляется с применением региональных стандартов стоимости жилищных и коммунальных услуг за 1 кв.м. общей площади, приходящейся на его долю.

Атаманенко М.П. не согласен с таким методом определения компенсации, полагает, что компенсация должна рассчитываться по каждому виду коммунальных услуг от фактических затрат на оплату этих услуг, в размере 50% понесенных им затрат.

Вместе с тем, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен статьей 28.2, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года N 861 утверждены Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции.

Пунктом 1 Методики предусмотрено, что распределение субвенций отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов осуществляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при выполнении соответствующих полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидам, проживающим в Ростовской области, установлен постановлением администрации Ростовской области от 31.12.2004 года №537 «О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из Федерального фонда компенсаций на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан».

Данным постановлением предусмотрено при определении компенсации применение региональных стандартов стоимости коммунальных услуг, который со второго квартала 2010 года для занимаемой истцом категории жилищного фонда составляет 41,72 рубля за квадратный метр.

Размер компенсации для истца ответчиком определяется путем перемножения этой цифры и <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на его <данные изъяты> долю и от нее исчисляется 50%.

Суд приходит к выводу, что порядок определения компенсации ответчиком не противоречит действующему законодательству, поскольку форма предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Доводы истца о том, что ст. 28.2 не устанавливает меры социальной поддержки, а регулирует отношения, связанные с обеспечением указанных мер социальной поддержки между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, не могут быть основанием к тому, чтобы признать действия ответчика по определению размера компенсации с применением региональных стандартов неправильным.

Из системного толкования действующего законодательства следует, что предусмотренные нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации размеры ЕДВ по оплате жилищно-коммунальных услуг федеральным льготникам должны соответствовать двум критериям: 1) должны обеспечивать гарантированные федеральными законами меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе и членам семей федеральных льготников, проживающим с ним, в случаях, предусмотренных федеральными законами; 2) поскольку реализация субъектом РФ ежемесячных денежных выплат на оплату федеральным льготникам жилищно-коммунальных услуг осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета, предоставляемых для осуществления соответствующих полномочий, то предусмотренный постановлением администрации Ростовской области общий объем ЕДВ не может превышать объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций федерального бюджета в виде субвенций для передачи субъекту Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Системный анализ положений данной статьи, преамбулы Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", а также упомянутых выше нормативных актов позволяет прийти к выводу о том, что предоставление льгот производится на основании и в пределах субвенции, выделяемой субъекту РФ, рассчитанной, в свою очередь, исходя из федерального стандарта предельной стоимости услуг и федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.

Таким образом, на федеральном уровне реализация предусмотренных Законом льгот обеспечивается именно в указанном объеме, т.е. с учетом социальной нормы площади жилья, и возложение на ответчиков ответственности по обязательствам Российской Федерации, не обеспеченным финансовыми средствами незаконно, так как не предусмотрено действующим законодательством.

Таким образом, использование для расчета ЕДВ по оплате жилищно-коммунальных услуг регионального стандарта стоимости жилищных и коммунальных услуг за 1 кв.м. общей площади на долю площади, занимаемой гражданином, не противоречит законодательству.

Нет оснований и для удовлетворения требований истца о возмещении морального вреда.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежных компенсаций указанного вреда.

В силу п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренным законом.

Федеральным законом "О защите прав инвалидов в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обеспечения мер социальной поддержки инвалидам, не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина.

Требования о возмещении морального вреда истцом заявлены именно в связи с нарушением его имущественных прав при расчете размера компенсации, в связи с чем ст. 151 ГК РФ не может быть применена.

Доказательств того, что в результате действий ответчика были нарушены неимущественные права истца, суду не представлено.

Кроме того суд пришел к выводу о законности действий ответчика при определении размера компенсации.

При установленных судом обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца нет.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Атаманенко М.П. в удовлетворении требований к администрации г. Новочеркасска, УТиСР администрации г. Новочеркасска о понуждении ответчиков выплачивать компенсацию за коммунальные услуги в полном размере не менее 50% и возмещении морального вреда отказать в полном объеме

Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский горсуд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Полный текст решения суда изготовлен 22 июля 2011 года. На момент опубликования не вступило в законную силу.