Дело№ 2-2629/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 сентября 2011 года Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе: судьи : Кондратьевой Ю.А., При секретаре Коробейниковой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полушкина А.Л. к администрации г. Новочеркасска, МУ ДГХ г. Новочеркасска о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма жилого помещения и понуждении заключить договор социального найма жилого помещения УСТАНОВИЛ: Полушкин А.Л. обратился в суд с указанным иском, сославшись на то, что администрацией г. Новочеркасска ему незаконно отказано в заключении договора социального найма квартиры по адресу: <адрес>, предоставленной ему войсковой частью в порядке улучшения жилищных условий. В судебном заседании представитель истца Владимирский Р.М., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении требований иска. Просил признать незаконным отказ администрации г. Новочеркасска Ростовской области заключить с Полушкиным А.Л. договор социального найма жилого помещения и обязать администрацию г. Новочеркасска и МУ ДГХ г. Новочеркасска заключить с ним договор социального найма квартиры <адрес> с включением в число членов семьи нанимателя его <данные изъяты> П.Н.Н.. В обоснование иска указал, что Полушкин А.Л. являлся <данные изъяты>. Ранее эта квартира находилась в ведении Министерства Обороны. Впоследствии весь жилищный фонд в/ч был передан в муниципальную собственность. Квартиру <адрес> ранее занимал <данные изъяты> Э.А.Ю., который освободил квартиру в связи с выездом. Решением жилищной комиссии Новочеркасского гарнизона от <дата> освободившаяся квартира была предоставлена ему на состав семьи <данные изъяты>. Он вселился и проживает в ней. Начальник Новочеркасской КЭЧ района <дата> обратился в администрацию г. Новочеркасска по вопросу заключения с Полушкиным А.Л. договора социального найма в связи с распределением квартиры. Администрацией г. Новочеркасска незаконно <дата> было издано постановление № о предоставлении данного жилого помещения Полушкину А.Л. в качестве служебного жилого помещения в то время как данное жилое помещение не было служебным. Полушкин А.Л. и начальник Новочеркасской КЭЧ района впоследствии неоднократно обращались в администрацию города и в МУ ДГХ г. Новочеркасска по вопросу заключения договора социального найма с Полушкиным А.Л., но в этом было отказано со ссылкой на то, что Полушкин А.Л. не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г. Новочеркасска, квартира является муниципальной и не может быть предоставлена ему по договору социального найма. Считал, данный отказ незаконным. Незаконным и ничтожным считал представленное ответчиком постановление администрации г. Новочеркасска от <дата> года об отнесении квартиры <адрес> к числу служебных, так как сделано это не в установленном порядке, в соответствии со сведениями Новочеркасского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области данное помещение не зарегистрировано в качестве служебного. Представитель администрации г. Новочеркасска Ткачев Б.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что Полушкин А.Л. не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г. Новочеркасска. Администрация г. Новочеркасска может предоставлять муниципальные жилые помещения только лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации города. Поэтому полагал, что с Полушкиным А.Л. не может быть заключен договор социального найма. Данное жилое помещение согласно постановлению от <дата> было отнесено к числу служебных. Поэтому с Полушкиным А.Л. может быть заключен договор найма служебного жилого помещения. Представитель МУ ДГХ г. Новочеркасска Жидкова А.И. возражала против удовлетворения требований Полушкина А.Л. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Судом установлено и подтверждено материалами данного дела, что Полушкин А.Л. проходил <данные изъяты> и состоял в указанной войсковой части на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Уволен со службы в запас <данные изъяты>. Его выслуга составляет более <данные изъяты> лет. В период прохождения <данные изъяты> решением жилищной комиссии Новочеркасского гарнизона № от <дата> ему на состав семьи <данные изъяты> была выделена <данные изъяты> квартира по адресу: <адрес> Ранее данную квартиру занимал военнослужащий Э.А.Ю.., освободивший ее в связи с выездом. Необходимые документы на Полушкина А.Л. были оформлены Новочеркасской КЭЧ района и направлены в администрацию муниципального образования г.Новочеркасск, которая отказала в заключении с Полушкиным А.Л. договора социального найма квартиры, о которой возник спор, предоставив квартиру в качестве служебной, мотивируя тем, что военнослужащий не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Новочеркасска. Однако суд не может согласиться с доводами представителя администрации, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Так, согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Таким образом, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду. Данная правовая норма является императивной. Данное обстоятельство указывает на то, что вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Такая правовая позиция сформулирована в определении Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. N 453-О. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение. Довод представителя ответчика о том, что предоставление военнослужащему жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является правом, а не обязанностью администрации муниципального образования, основан на неправильном толковании указанной нормы материального права. Что касается доводов представителя ответчика о том, что Полушкин А.Л. был обеспечен только служебным жилым помещением, то суд также считает их неправильными. Решение вопроса о том, каким именно из предусмотренных законов способов должны быть улучшены жилищные условия военнослужащего, состоящего на соответствующем учете в войсковой части, относится к компетенции этой войсковой части. В данном случае Полушкин А.Л. проходил военную службу с <дата> и имеет право на получение жилого помещения в пользование на условиях социального найма. Вопрос о предоставлении Полушкину А.Л. жилого помещения решен войсковой частью в соответствии с требованиями п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" путем предоставления ему жилого помещения, ранее занимаемого другим военнослужащим и освободившегося за его выездом. Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении указанной категории граждан. Введение законодателем специальных условий предоставления военнослужащим жилых помещений само по себе не препятствует реализации права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации) и не исключает возможность его осуществления иными категориями граждан, в частности гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся на улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в общем порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение служебным, решается, в силу статьи 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения; После 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения. Жилищным Кодексом РФ предусмотрены жилые помещения специализированного жилищного фонда, к которым относятся также служебные жилые помещения ( ст. 92 ЖК РФ) В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Согласно ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: 1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; 3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. По действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР) Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения в соответствии со ст. 92 ЖК РФ допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и Типовой договор найма специализированных жилых помещений. Под служебные жилые помещения в многоквартирном доме в соответствии с данными Правилами могут использоваться как все жилые помещения такого дома, так и часть жилых помещений в этом доме. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами. Ранее действовавшим ЖК РСФСР предусматривалось отнесение жилого помещения к числу служебных жилых помещений на основании решения исполнительного комитета органа местного самоуправления. Как было установлено судом, решения об отнесении <адрес> к числу служебных в установленном порядке в соответствии с действовавшим на момент принятия решения жилищной комиссией Новочеркасского гарнизона от <дата> не принималось. Не было отнесено данное жилое помещение к числу служебных и в период, когда данная квартира была закреплена за Министерством Обороны СССР. Не зарегистрировано данное жилое помещение в качестве служебного и в настоящее время. Представленное представителем администрации постановление мэра г. Новочеркасска № от <дата> об отнесении квартиры <адрес> к муниципальному специализированному жилищному фонду в качестве служебного жилья не может быть основанием к отказу истцу в требованиях, поскольку на момент издания данного постановления данное жилое помещение не было свободным и было предоставлено Полушкину А.Л. на основании решения жилищной комиссии Новочеркасского гарнизона от <дата> в качестве жилого помещения на постоянной основе. Поэтому администрация города была не вправе менять статус жилого помещения. При установленных обстоятельствах исковые требования Полушкина А.Л. подлежат удовлетворению. Так как МУ ДГХ г. Новочеркасска в настоящее время находится в стадии ликвидации, а полномочия по заключению договоров социального найма администрацией г. Новочеркасска не переданы другому органу, суд полагает, что требования о понуждении заключить договор социального найма должны быть удовлетворены к обоим ответчикам. Так как в настоящее время в квартире проживает истец и его супруга обоснованны требования истца о включении в договор социального найма супруги. Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным отказ администрации г. Новочеркасска Ростовской области заключить с Полушкиным А.Л. договор социального найма жилого помещения – квартиры <адрес> Обязать Администрацию г. Новочеркасска, МУ ДГХ г. Новочеркасска заключить с Полушкиным А.Л. договор социального найма жилого помещения – <адрес>, включив в число членов семьи П.Н.Н. Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.. Судья: Полный текст решения суда изготовлен 19 сентября 2011 года.