Дело № 2-2967/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 2 сентября 2011 года г. Новочеркасск Новочеркасский городской суд <адрес> в составе: судьи Политко Ф.В., при секретаре Капычиевой Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к ОАО «Новочеркасское производственное объединение пассажирского автотранспорта», третьи лица Департамент лесного хозяйства <адрес> об обязании совершить действия, направленные на исполнение лесного законодательства, УСТАНОВИЛ: Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском, в обосновании заявленных требований указал, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проводится проверка исполнения законов лесопользователями <адрес>, в том числе по выполнению ими мер пожарной безопасности в лесах. Установлено, что ОАО «НПОПАТ» использует лесной участок для осуществления <данные изъяты> деятельности без проекта освоения лесов, прошедшего соответствующую государственную экспертизу. ОАО «НПОПАТ» зарегистрировано в качестве юридического лица <дата>. Основным видом экономической деятельности ОАО «НПОПАТ» является деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию. На основании договора аренды лесного участка от <дата> № ОАО «НПОПАТ» использует лесной участок (из состава земель лесного фонда) площадью <данные изъяты> га (местоположение - <адрес>, <адрес> для осуществления <данные изъяты> деятельности без проекта освоения лесов, получившего положительное заключения государственной экспертизы. Данный факт подтверждается информациями департамента лесного хозяйства по <адрес>, предоставленными по требованиям <адрес> межрайонной природоохранной прокуратуры, ответом директора ОАО «НПОПАТ». Кроме того, директору ОАО «НПОПАТ» <адрес> межрайонной природоохранной прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений закона. Проси суд обязать Открытое акционерное общество «Новочеркасское производственное объединение пассажирского автотранспорта» совершить действия, направленные на исполнение лесного законодательства при использовании лесного участка общей площадью <данные изъяты> га (местоположение - <адрес>, <адрес> посредством: - составления проекта освоения лесов на данный лесной участок; - подачи письменного заявления с приложением разработанного проекта освоения лесов в департамент лесного хозяйства <адрес> для проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов. В судебном заседании помощник прокурора Костюченко М.И. настаивала на удовлетворении заявленных требований. Представитель ОАО «НПОПАТ» в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Представитель Департамента лесного хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, не смотря на то, что о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит, исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что ОАО «НПОПАТ» использует лесной участок для осуществления <данные изъяты> деятельности без проекта освоения лесов, прошедшего соответствующую государственную экспертизу. ОАО «НПОПАТ» зарегистрировано в качестве юридического лица <дата>, о чем <дата> в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись <данные изъяты> юридический адрес: <адрес>. Основным видом экономической деятельности ОАО «НПОПАТ» является деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (л.д. 27-28, 35). В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» окружающая среда это совокупность компонентов природной среды, а именно земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Согласно ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Частью 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушениям. Согласно ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации к основным принципам лесного законодательства, в том числе относятся: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; обеспечение охраны и защиты лесов. В соответствии со ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Согласно Лесному плану <адрес> на <дата> г.г., утвержденному Распоряжением Главы Администрации (Губернатора) <адрес> от <дата> №, <адрес> относится к малолесным регионам России. Все леса области отнесены к защитным лесам, основное их назначение - выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных функций. Частями 4 и 5 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями; при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется в том числе: организация использования лесов, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего кодекса; состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> № к ним относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах. Частью 3 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. В соответствии с п. 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Минсельхоза РФ от <дата> №, проект освоения лесов, в том числе содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов; п. 24 - раздел «Мероприятия по охране, защите воспроизводству лесов» содержит в том числе: характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности, обоснование и характеристику проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов, сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами. Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 12 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом МПР РФ от <дата> №, установлено, что осуществление использования лесов при наличии отрицательного заключения экспертизы на проект освоения лесов не допускается. На основании выше изложенного следует, что осуществление использования лесов (как компонента природной среды) допустимо только после составления проекта освоения лесов и получения по результатам государственной экспертизы положительной оценки о его соответствии лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану <адрес> и законодательству Российской Федерации. На основании договора аренды лесного участка от <дата> № ОАО «НПОПАТ» использует лесной участок (из состава земель лесного фонда) площадью <данные изъяты> (местоположение - <адрес>, <адрес> для осуществления <данные изъяты> деятельности без проекта освоения лесов, получившего положительное заключения государственной экспертизы (л.д. 36-42). Данный факт подтверждается: - информациями департамента лесного хозяйства по <адрес> от <дата> № (л.д. 10-11) и от <дата> №л.д. 17-19); - предоставленными по требованиям <адрес> межрайонной природоохранной прокуратуры от <дата> № (л.д. 8-9) и от <дата> № (л.д. 23-24); - ответом директора ОАО «НПОПАТ» от <дата> № (л.д. 25-26). Из материалов дела усматривается, что директору ОАО «НПОПАТ» Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений закона от <дата> № (л.д. 43-44). Учитывая, что одними из принципов охраны окружающей среды, регламентируемыми ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, невыполнение ОАО «НПОПАТ» требований об осуществлении использования лесного участка только после составления проекта освоения лесов и получения по нему положительного заключения государственной экспертизы, может создать угрозу возникновения и (или) распространения лесных пожаров, тем самым нарушая интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации по использованию и охране природных ресурсов, а также по обеспечению экологической и противопожарной безопасности. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникшим из экологических правоотношений; ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, суд считает, что исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Открытое акционерное общество «Новочеркасское производственное объединение пассажирского автотранспорта» в трехмесячный срок с момента вступления данного решения в законную силу совершить действия, направленные на исполнение лесного законодательства при использовании лесного участка общей площадью <данные изъяты> (местоположение - <адрес>, <адрес> посредством: - составления проекта освоения лесов на данный лесной участок; - подачи письменного заявления с приложением разработанного проекта освоения лесов в департамент лесного хозяйства <адрес> для проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено <дата>. Судья: