№2-2967/2011 по иску Прокурора



Дело № 2-2967/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 сентября 2011 года г. Новочеркасск

Новочеркасский городской суд <адрес> в составе: судьи Политко Ф.В., при секретаре Капычиевой Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к ОАО «Новочеркасское производствен­ное объединение пассажирского автотранспорта», третьи лица Департамент лесного хозяйства <адрес> об обязании совершить действия, направленные на исполнение лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском, в обосновании заявленных требований указал, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проводится провер­ка исполнения законов лесопользователями <адрес>, в том числе по вы­полнению ими мер пожарной безопасности в лесах. Установлено, что ОАО «НПОПАТ» использует лесной участок для осуществления <данные изъяты> дея­тельности без проекта освоения лесов, прошедшего соответствующую государствен­ную экспертизу. ОАО «НПОПАТ» зарегистрировано в качестве юридического лица <дата>. Основным видом эко­номической деятельности ОАО «НПОПАТ» является деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.

На основании договора аренды лесного участка от <дата> ОАО «НПОПАТ» использует лесной участок (из состава земель лесного фонда) площадью <данные изъяты> га (местоположение - <адрес>, <адрес> для осуществления <данные изъяты> деятельности без проекта освоения лесов, получив­шего положительное заключения государственной экспертизы.

Данный факт подтверждается информациями департамента лесного хозяйства по <адрес>, предоставленными по требованиям <адрес> межрайонной приро­доохранной прокуратуры, ответом директора ОАО «НПОПАТ».

Кроме того, директору ОАО «НПОПАТ» <адрес> межрайонной природо­охранной прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений закона.

Проси суд обязать Открытое акционерное общество «Новочеркасское производствен­ное объединение пассажирского автотранспорта» совершить действия, направленные на исполнение лесного законодательства при использовании лесного участка общей площадью <данные изъяты> га (местоположение - <адрес>, <адрес> посредством: - составления проекта освоения лесов на данный лесной участок; - подачи письменного заявления с приложением разработанного проекта освоения лесов в департамент лесного хозяйства <адрес> для проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов.

В судебном заседании помощник прокурора Костюченко М.И. настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ОАО «НПОПАТ» в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель Департамента лесного хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, не смотря на то, что о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит, исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ОАО «НПОПАТ» использует лесной участок для осуществления <данные изъяты> дея­тельности без проекта освоения лесов, прошедшего соответствующую государствен­ную экспертизу.

ОАО «НПОПАТ» зарегистрировано в качестве юридического лица <дата>, о чем <дата> в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись <данные изъяты> юридический адрес: <адрес>. Основным видом эко­номической деятельности ОАО «НПОПАТ» является деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (л.д. 27-28, 35).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» окружающая среда это совокупность компонентов природной среды, а именно земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосфер­ный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупно­сти благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Согласно ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об эко­логической системе или как о природном ресурсе.

Частью 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей террито­рии.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее со­стоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу эко­логическим правонарушениям.

Согласно ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации к основным принци­пам лесного законодательства, в том числе относятся: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных по­лезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; обеспечение охраны и защиты лесов.

В соответствии со ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, распо­ложенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на за­щитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Согласно Лесному плану <адрес> на <дата> г.г., утвержден­ному Распоряжением Главы Администрации (Губернатора) <адрес> от <дата> , <адрес> относится к малолесным регионам России. Все леса области отнесены к защитным лесам, основное их назначение - выполнение во­доохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных функций.

Частями 4 и 5 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоох­ранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это ис­пользование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями; при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется в том числе: организация использования лесов, проведение меро­приятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего кодекса; состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопо­жарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и экс­плуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строи­тельство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вер­толетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожар­ных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию по­жарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдатель­ных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контроли­руемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Россий­ской Федерации меры. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> к ним относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения; благоустройство зон отдыха граждан, пре­бывающих в лесах в соответствии со ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих огра­ничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опу­шек; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.

Частью 3 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освое­ния лесов.

В соответствии с п. 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработ­ки, утвержденного приказом Минсельхоза РФ от <дата> , проект освоения лесов, в том числе содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объе­мах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов; п. 24 - раздел «Мероприятия по охране, защите воспроизводству лесов» содержит в том числе: характеристику территории лесного участка по классам пожарной опас­ности, обоснование и характеристику проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов, сведения о наличии и потребности по­жарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря др. на лесных участках в со­ответствии с действующими нормативами.

Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 12 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом МПР РФ от <дата> , установле­но, что осуществление использования лесов при наличии отрицательного заключе­ния экспертизы на проект освоения лесов не допускается.

На основании выше изложенного следует, что осуществление использования лесов (как компонента природной среды) допустимо только после составления проекта освоения лесов и получения по результатам государственной экспертизы положительной оценки о его соответствии лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану <адрес> и законодательству Российской Федерации.

На основании договора аренды лесного участка от <дата> ОАО «НПОПАТ» использует лесной участок (из состава земель лесного фонда) площадью <данные изъяты> (местоположение - <адрес>, <адрес> для осуществления <данные изъяты> деятельности без проекта освоения лесов, получив­шего положительное заключения государственной экспертизы (л.д. 36-42).

Данный факт подтверждается: - информациями департамента лесного хозяйства по <адрес> от <дата> (л.д. 10-11) и от <дата> л.д. 17-19); - предоставленными по требованиям <адрес> межрайонной приро­доохранной прокуратуры от <дата> (л.д. 8-9) и от <дата> (л.д. 23-24); - ответом директора ОАО «НПОПАТ» от <дата> (л.д. 25-26).

Из материалов дела усматривается, что директору ОАО «НПОПАТ» Ростовской межрайонной природо­охранной прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений закона от <дата> (л.д. 43-44).

Учитывая, что одними из принципов охраны окружающей среды, регламенти­руемыми ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность проведения в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, невыполнение ОАО «НПОПАТ» требований об осуществлении использования лесного участка только после составления проекта освоения лесов и получения по нему положительного заключения государственной экспертизы, может создать угрозу возникновения и (или) распространения лесных пожаров, тем самым нарушая интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую сре­ду и интересы Российской Федерации по использованию и охране природных ресур­сов, а также по обеспечению экологической и противопожарной безопасности.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникшим из экологических правоотношений; ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъек­тов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, суд считает, что исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Новочеркасское производствен­ное объединение пассажирского автотранспорта» в трехмесячный срок с момента вступления данного решения в законную силу совершить действия, направленные на исполнение лесного законодательства при использовании лесного участка общей площадью <данные изъяты> (местоположение - <адрес>, <адрес> посредством: - составления проекта освоения лесов на данный лесной участок; - подачи письменного заявления с приложением разработанного проекта освоения лесов в департамент лесного хозяйства <адрес> для проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.

Судья: