Дело № 2-3663/11 РЕШЕНИЕ 30 ноября 2011 года Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе: судьи Варламовой Н.В., при секретаре Харичевой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коваль Р.Г. к МУ ДГХ г.Новочеркасска, третьим лицам - Коваль А.Р., Администрации г.Новочеркасска, КУМИ Администрации г.Новочеркасска, об обязании заключить договор социального найма, УСТАНОВИЛ: Коваль Р.Г. обратился в суд с иском к МУ ДГХ г.Новочеркасска, третьими лицами : Коваль А.Р., Администрации г.Новочеркасска, КУМИ Администрации г.Новочеркасска об обязании МУ ДГХ г.Новочеркасска заключить с истцом договор социального найма на занимаемое им жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу : <адрес>, сославшись на следующие обстоятельства. Истец Коваль Р.Г. является <данные изъяты> № и уволенным с военной службы <дата>, в соответствии п.п. «а» п.1.ст. 34 Положения о порядке прохождения в\с в связи с достижением предельного возраста. На момент увольнения выслуга лет истца составляла: в календарном исчислении <данные изъяты> дня, в льготном- <данные изъяты> дней. За время прохождения военной службы и при выходе на пенсию постоянным жильем от МВД России и других государственных структур, истец не обеспечивался. В <дата> году Администрацией г.Новочеркасска согласно ордера от <дата>, ему была предоставлена однокомнатная квартира по адресу : <адрес>, где он, по настоящий момент, проживает и постоянно зарегистрирован по месту жительства. Данная квартира, согласно ордера, была предоставлена ему, как служебное жилье.Договор найма служебного жилья на спорную квартиру, с ним не заключался. В <дата> году Коваль Р.Г. обратился в МУ «ДГХ» г.Новочеркасска с просьбой заключить с ним договор социального найма на спорную квартиру, но получил отказ, так как по мнению «ДГХ», данный договор заключен быть не может по причине существующего статуса жилого помещения как «служебного». Истец Коваль Р.Г. в собственности другого жилья не имеет, ранее в приватизации не участвовал, спорная квартира является единственным имеющимся у него жильем. Истец считает, что занимаемое им спорное жилое помещение не имеет статус служебного, поскольку в предусмотренном законом порядке, данный статус ему никогда не присваивался и в силу закона, как военнослужащий, уволенный в запас, он имеет право на постоянное жилье в виде спорной квартиры. Истец просил суд обязать МУ ДГХ г.Новочеркасска заключить с истцом договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу : <адрес>.. В судебное заседание истец Коваль Р.Г., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.52) Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным разрешить поставленный перед судом вопрос в отсутствие истца в порядке ст.167 ГПК РФ. В судебном заседании представитель истца – Сейранян А.В., действующий на основании доверенности (л.д.11), настаивал на удовлетворении иска Коваль Р.Г., ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просил суд удовлетворить исковые требования Коваль Р.Г.. В судебном заседании представитель ответчика МУ ДГХ г.Новочеркасска - Жидкова А.И., действующая на основании доверенности (л.д. 39) иск не признала, просила суд в удовлетворении иска отказать, сославшись на «служебный» статус спорной квартиры. Третье лицо - Коваль А.Р., надлежащим образом извещенная о времени и месте слушая дела, в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.53). Суд полагает возможным разрешить спор в отсутствие третьего лица Коваль А.Р.. В судебном заседании представитель третьего лица Администрации г.Новочеркасска – Черкашин О.В., действующий на основании доверенности (л.д.40) возражал против удовлетворения иска. В судебном заседании представитель третьего лица КУМИ Администрации г.Новочеркасска - Козьмина Е.В., действующая на основании доверенности (л.д. 62), возражала против удовлетворения иска. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает иск Коваль Р.Г. к МУ ДГХ г.Новочеркасска об обязании заключить договор социального найма подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно данным МУП «ЦТИ» г.Новочеркасска спорное жилое помещение по <адрес> в <адрес> является муниципальной собственностью, числится за Комитетом по управлению имуществом с долей собственности -<данные изъяты>(л.д.7, л.д.65). Ранее спорное жилье входило в состав «спецкомендатуры» и согласно постановлению Главы администрации г.Новочеркасска № от <дата>, дом, в котором находится спорное жилое помещение, был признан государственной собственностью и передан Донскому поссовету г.Новочеркасска. (л.д.14) В <дата> году постановлением Мэра г.Новочеркасска № от <дата> истцу был выдан ордер на спорную квартиру, в данном постановлении указано: «выдать ордер на служебную 1-комнатную <адрес>, ж/площадью <данные изъяты> кв.м.по <адрес> Ковалю Р.Г. на состав семьи <данные изъяты> человека» (л.д.44,67-68). С данного времени по настоящий момент истец проживает в спорной квартире. Договор найма служебного жилого помещения с истцом заключен не был. В <дата> году, дом, в котором расположена спорная квартира, был самовольно реконструирован из общежития в жилой дом. Данная реконструкция была узаконена Постановлением Мэра г.Новочеркасска № от <дата> и вышеуказанный дом приобрел статус «жилого дома» (л.д.43).Согласно сведений, содержащихся в данном постановлении, до <дата> года спорный дом имел статус «общежития». Как следует из материалов дела, в <дата> году истец Коваль Р.Г. в связи с достижением предельного возраста был уволен с военной службы, которую он проходил во внутренних войсках МВД России в звании <данные изъяты>. Выслуга лет истца на момент увольнения составила: в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном- <данные изъяты>(л.д.л.д.15-29). В <дата> году истец обратился в МУ «ДГХ» г.Новочеркасска с просьбой заключить с ним договор социального найма на спорную квартиру, но получил отказ со ссылкой МУ «ДГХ» г.Новочеркасска на статус спорной квартиры как «служебной» (л.д.13). В суде установлено, что за время прохождения военной службы, истец от государства, жильем не обеспечивался (л.д.30-33), истец иным жильем, кроме спорной квартиры, не располагает(л.д.10, л.д.12). В соответствии с ст.101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Согласно положений ст.92 ЖК РФ, действующего на момент разрешения спора, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Оценив выше указанные установленные судом обстоятельства, содержащиеся в материалах дела, суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что спорное жилое помещение является служебным, поскольку доказательств принятия уполномоченным органом решения, в порядке, установленном жилищным законодательством РСФСР и РФ (ст.101 ЖК РСФСР; ст. 92 ЖК РФ), о включении его в число служебных и отнесения его к специализированному жилищному фонду, как до передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность, так и в дальнейшем, до реконструкции общежития, где расположено спорное жилье и после приобретения им статуса «жилого дома», суду не представлено. В этой связи суд пришел к выводу о том, что спорное жилое помещение статус «служебного» не приобрело и таковым, в силу закона, считаться не может. Вместе с тем, в соответствии со ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ). В соответствии со ст. 15 п.1 ФЗ РФ № 76-ФЗ, от 27мая1998года «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п.13 ст. 15 ФЗ РФ № 76-ФЗ от 27мая1998года « О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ) Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт «т») Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции РФ), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения. Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. В силу ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Из положений ст. 63 ЖК РФ следует, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме. С учетом вышеизложенных норм права и установленных судом юридически значимых обстоятельств по данному делу, исковые требования Коваль Р.Г. подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Коваль Р.Г. удовлетворить. Обязать МУ «ДГХ» г.Новочеркасска заключить с Коваль Р.Г. договор социального найма <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение 10дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья: Решение в окончательной форме изготовлено 05.12. 2011 года.