№2-2018/2012 по иску Чемберян К.И.



Судья: Тюрин М.Г Дело – 2018/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> <адрес>

Новочеркасский городской суд в составе:

председательствующего судьи Тюрина М.Г. при секретаре Саакян А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чемберян К.И. к Администрации <адрес>, 3 –лицо не заявляющие самостоятельных требований : Отдел по работе с молодежью администрации <адрес> о частичном признании незаконным и отмене постановления Администрации города от <дата>, об обязании Администрации <адрес> включить Чемберян К.И., <дата> г.р. и членов её семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.

УСТАНОВИЛ:

С учетом уточненных исковых требований Чемберян К.И. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о частичном признании незаконным и отмене постановления администрации города от <дата>, обязании Администрации <адрес> включить её семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, взыскании судебных расходов.

В обоснование иска Чемберян К.И. указала, что <дата> она получила Постановление Администрации города от <дата>, в соответствии с которым её семья в связи с несоответствием молодым семьям – участницам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, исключена из списка участников подпрограммы. В постановлении администрации не указаны основания исключения её семьи из списков участников подпрограммы. В комитете по молодежной политике <адрес> ей пояснили, что её семья исключена из списков участников подпрограммы, поскольку уже реализовала ранее свое право на получение социальных выплат в виде бюджетной субсидии для компенсации процентной ставки, а также, потому что заключила кредитный договор после <дата>. Это противоречит п.п. «е» п. 2 Правил о предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила). Представленный ею ипотечный договор был заключен <дата> Истец считала, что постановление администрации является незаконным. Оно основано на неправильном толковании и применении положений подпрограммы на 2011 - 2015 года, приложения № 3 к Правилам, а также не соответствует нормам материального права. Постановлением Мэра города № 1803 от 10.07.2009 г. её семья, состоящая из супруга - Чемберян А.Ф., <дата> г.р. и сына – Чемберян А.А., <дата> г. р. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для включения в состав участников подпрограммы. Постановлением Администрации <адрес> от <дата> семья истца признана участником областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» на 2006 - 2015 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.

<дата> истцу было выдано свидетельство о праве на получение бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту. Указанное свидетельство было действительно до <дата> Рассчитывая на получение установленных программой выплат % основного долга и % от процентной ставки, истец с супругом, Чемберян А.Ф. <дата> заключили кредитный договор со Сбербанком России на получение ипотечного кредита в размере <данные изъяты> рублей под <данные изъяты> % годовых на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. <дата> Чемберян К.И. и Чемберян А.Ф. заключили договор купли – продажи квартиры и оформили на неё право собственности. <дата> между Государственным автономным учреждением <адрес> «Агентство жилищных программ» и истцом заключен договор о предоставлении бюджетной субсидии, по условиям которого ей была предоставлена бюджетная субсидия для компенсации процентной ставки по жилищному кредиту. Полагала, что её семье была частично предоставлена социальная выплата в виде компенсации процентов по жилищному кредиту.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Указанным Постановлением Правительства РФ утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения.

Постановлением Администрации города <адрес> № 822 от 20.05.2011 г. в связи с окончанием срока действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы и изданием постановления Администрации <адрес> от 16.05.2011 г. № 274 «О порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы на территории <адрес>», семья истца была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы». Считала, что изменения, внесенные в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, а именно введенный Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575 подпункт «е» пункта 2 Правил не может быть применен в её ситуации. Кредитный договор № 49030 заключен 14 января 2011 г., то есть до введения указанного подпункта. Истец считала, что ответчиком проигнорированы требования действующего законодательства в сфере защиты прав молодых семей при реализации права на жильё.

Просила суд Постановление Администрации города от <дата> признать незаконным в части исключения ее семьи, отменить, обязать Администрацию <адрес> включить Чемберян К.И., Чемберян А.Ф., Чемберян А.А. в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, взыскать с ответчика в судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей – оплата подготовки и составления искового заявления, 200 рублей государственная пошлина.

Истец Чемберян К.И. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила признать незаконным Постановление Администрации <адрес> от <дата> в части исключения из списка участников подпрограммы её семьи. Иск с учетом уточнения требований поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и дополнительно пояснил следующее. Она и её семья выразили желание участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. В связи с этим она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением, к которому приложила все необходимые документы. Ее семья была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В 2010 году всех участников подпрограммы собирали сотрудники отдела молодежи администрации города и разъяснили, что необходимо обращаться в <адрес> ГАУ РО «Агентство жилищных программ», поскольку именно этой организацией предоставляется бюджетная субсидия для компенсации процентной ставки по жилищному кредиту. Она обратилась в ГАУ РО «Агентство жилищных программ» с заявлением, предоставила необходимый пакет документов и <дата> ей было выдано свидетельство о праве на получение бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту. После этого она неоднократно обращалась в отдел по работе с молодежью администрации <адрес>, консультировалась с сотрудниками отдела по поводу правильности своих действий. Ей разъяснили, что она обязана в течение срока действия свидетельства заключить кредитный договор и приобрести квартиру. В противном случае, она обязана будет сдать свидетельство, и потом все нужно будет оформлять заново. Она начала собирать все необходимые документы для оформления кредитного договора, искала квартиру. По требованию банка она обращалась к специалистам для оценки приобретаемой квартиры. В начале декабря она обратилась в отделение Сбербанка, представила все необходимые документы. В конце декабря было принято положительное решение по её заявлению. После новогодних праздников, она заключила кредитный договор и приобрела квартиру. <дата> она заключила договор с ГАУ РО «Агентство жилищных программ» о предоставлении бюджетной субсидии, по условиям которого ей была предоставлена бюджетная субсидия для компенсации процентной ставки по жилищному кредиту. Бюджетную субсидию она получает уже год. Постановлением администрации <адрес> от <дата> её семья была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы», а на основании Постановления администрации города от <дата> необоснованно исключена из списка участников подпрограммы.

Представитель истца Чемберян К.И. – Папкова А.И. поддержала позицию своего доверителя и пояснила следующее. Семья Чемберян была исключена из списков участников подпрограммы, поскольку изменилось законодательство. Чемберян К.И. заключила кредитный договор, действуя в рамках подпрограммы. На момент заключения договора её семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий. Применяя подпункт «е» п. 2 Правил подпрограммы, при исключении семьи истца из списка участников подпрограммы, ответчик в нарушение действующего порядка придал закону обратную силу. Подпункт «е» пункта 2 Правил введен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575, которое было опубликовано "Собрание законодательства РФ", 18.07.2011, N 29, и вступило в силу 27.07.2011 г. Ответчиком нормы права были применены в нарушение ст. 4 ГК РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Поэтому считать семью истца несоответствующей требованиям подпрограммы в силу п.п. «е» ч. 2 Правил, оснований не имеется. Полагала, что семья истца лишена права на получение социальных выплат на приобретение жилья, предусмотренных п. 2 Правил незаконно.

Представитель ответчика администрации <адрес> – О.В. Черкашин, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования Чемберян К.И. не признал, просил в иске отказать. Суду пояснил, что семья истца была исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, в связи с несоответствием условиям указанной подпрограммы. Указанные несоответствия заключаются в том, что Чемберян К.И. заключила кредитный договор <дата> а в подпрограмме с 2011 года отсутствует норма, позволяющая направить социальную выплату на погашение жилищного кредита взятого после 1 января 2011 года. Именно поэтому было принято решение о том, что данная семья не соответствуют условиям участия в подпрограмме и подлежала исключению из числа участников. Иных оснований для исключения семьи истца из состава участников не имелось.

Представитель отдела по работе с молодежью администрации города <адрес> –, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, иск Чемберян К.И. не признал. Суду пояснил, что семья Чемберян была исключена из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, в связи с несоответствием условиям указанной подпрограммы. В своих возражениях относительно иска Чемберян К.И. отдел по работе с молодежью администрации города <адрес> администрации г. <адрес> указал следующее. Истец составом семьи три человека постановлением Администрации города <адрес> от <дата> была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. В связи с окончанием срока действия вышеуказанной подпрограммы, изданием постановления Администрации <адрес> от 16.05.2011 № 274 «О порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015годы на территории <адрес>», постановлением Администрации города от <дата> , молодая семья Чемберян К.И. вошла в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы в 2011 году. <дата> Администрацией города получено письмо председателя комитета по молодёжной политике <адрес> С.В. Чуева № 2357, в котором указаны молодые семьи, воспользовавшиеся мерами господдержки в виде бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту. В числе указанных семей была молодая семья Чемберян К.И. В связи, с чем в данном письме отмечено, что в связи с отсутствием в подпрограмме 2011 года нормы, позволяющей направить социальную выплату на погашение жилищного кредита взятого после 1 января 2011 года, данные семьи не соответствуют одному из основных условий участия в подпрограмме - быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат исключению из числа участников. Для проверки фактов, указанных в письме, Администрацией города направлено письмо от <дата> на имя директора ГАУ РО «Агентство жилищных программ» М.В. Гавриковой. <дата> Администрацией города получен ответ вышеуказанного должностного лица, в котором указано, что <дата> между Чемберян К.И. и ГАУ РО «Агентство жилищных программ» заключен договор о предоставлении бюджетной субсидии. Чемберян К.И. по просьбе администрации города была представлена копия кредитного договора с банком. Кредитный договор был заключен истцом <дата>. Поэтому молодая семья Чемберян К.И. перестала соответствовать одному из основных условий участия в подпрограмме - быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку была обеспечена жилой площадью. В связи, с чем постановлением Администрации города от <дата> семья истца исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Суд, выслушав пояснения сторон изучив материалы дела, оценив, представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частью 2 статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 35 Конституции Российской Федерации установлено, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В судебном заседании установлено следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года № 675 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, в рамках которой действовала подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Механизм реализации подпрограммы предполагал оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Социальная выплата предоставлялась на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и могла быть использована, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставлялось молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года.

Эти Правила устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могли направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, а также выполнения в 2006 году обязательств по компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 35, ст. 3386).

В соответствии с пунктами 15, 16 указанных выше Правил для участия в подпрограмме молодая семья должна подать в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); е) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета.

От имени молодой семьи документы, предусмотренные в пунктах 15, 38 и 40 Правил, могли быть поданы одним из ее членов семьи либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий.

С таким заявлением в Администрацию города <дата> обратились истец Чемберян К.И. и её супруг – Чемберян А.Ф. (л.д. оборот).

Семья истца, состоящая из 3 человек, Постановлением Мэра города от <дата> признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для включения в состав участников областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» на 2006 -2015 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы (л.д. 13).

Постановлением Администрации города <адрес> от <дата> молодая семья Чемберян К.И. включена в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы (л.д. 11- 13).

Эти обстоятельства не оспаривались сторонами по делу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в которой имеется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Подпрограмма направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачами подпрограммы являются:

обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса (далее - социальные выплаты);

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы;

возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только 1 раз.

Условиями прекращения реализации указанной подпрограммы являются досрочное достижение цели и задач подпрограммы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 также утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы), которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат.

Пунктом 2 указанных правил установлено, что социальные выплаты используются: а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение); б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома; в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи; г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации; е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575).

В соответствии с пунктом 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

В соответствии с пунктом 15 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2011 N 575) а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 15(1) Правил установлено, что для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство); д) копия кредитного договора (договор займа), заключенного в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно; е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта; ж) справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) (п. 15(1) введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2011 N 575).

От имени молодой семьи документы, предусмотренные пунктами 15 либо 15(1), 27 и 28 настоящих Правил, могут быть поданы одним из ее совершеннолетних членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий (пункт 16 Правил).

Постановлением Администрации города <адрес> от <дата> семья истца включена в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д. ).

<дата> истец и её супруг Чемберян А.Ф., подали заявление о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 г. (л.д. ). К указанному заявлению истцом были приложены копия кредитного договора , справка Сбербанка РФ и копии свидетельств о регистрации права.

Ведущий специалист отдела по работе с молодежью Шаповалова Н.В. приняла указанное заявление и прилагаемые к нему документы <дата> (л.д. оборот).

Соответственно ответчик узнал о наличии заключенного молодой семьей Чемберян кредитного договора <дата>, а не из письма председателя комитета по молодёжной политике <адрес> от <дата>

Материалами дела подтверждено, что ответчику копия кредитного договора была представлена <дата> вместе с заявлением Чемберян К.И. и Чемберян А.Ф. о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 г.

Из пояснений представителей администрации и отдела по работе с молодежью следует, что основанием для исключения семьи Чемберян из состава участников подпрограммы на 2011-2015 годы, явилось предоставление копии кредитного договора, заключенного после <дата>, а также приобретение истцом жилого помещения. Поэтому, по мнению ответчика, семья истца перестала соответствовать одному из основных условий участия в подпрограмме - быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, вследствие чего истец и члены её семьи подлежали исключению из числа участников. Других оснований для отказа не имелось.

Анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Семья Чемберян в <дата> году выразила желание участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и была поставлена на учет для участия в указанной подпрограмме.

<дата> Чемберян К.И. на семью составом: Чемберян А.Ф., Чемберян А.А. было выдано свидетельство о праве на получение бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту серии ПР (л.д. ). Указанное свидетельство было действительно до <дата>

<дата> истцом заключен договор на оказание посреднических услуг по покупке недвижимости с ИП Шумковым С.А.

<дата> Чемберян К.И. и Чемберян А.Ф. заключен предварительный договор купли- продажи <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>.

<дата> между Чемберян К.И. и ООО «Бюро оценки и автоэкспертизы» был заключен договор на оказание услуг по оценке недвижимого имущества.

В соответствии со справкой <адрес> отделения Сбербанка России ОАО, <дата> комитетом по предоставлению кредитов частным клиентам было принято положительное решение по заявке Чемберян К.И. по ипотечному кредиту.

Чемберян К.И., Чемберян А.Ф. <дата> заключен кредитный договор со Сбербанком России на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. ).

<дата> Чемберян К.И. и Чемберян А.Ф. был заключен договор купли – продажи указанной в кредитном договоре квартиры (л.д. ).

Право собственности на данную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке за Чемберян К.И. и супругом - Чемберян А.Ф. по 1/2 доли за каждым, о чем в Единый Государственный Реестр прав внесена запись за номером (л.д. ).

<дата> между Государственным автономным учреждением <адрес> «Агентство жилищных программ» (Агентство) и истицей заключен договор о предоставлении бюджетной субсидии ПР . По условиям указанного договора «Агентством» истцу была предоставлена бюджетная субсидия для компенсации процентной ставки по жилищному кредиту от <дата>, выданному Новочеркасским ОСБ (л.д. ).

В период заключения кредитного договора <дата> срок действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 г., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 закончился. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" опубликован в издании "Собрание законодательства РФ", только 31.01.2011, N 5, ст. 739.

Соответственно в отсутствие переходного положения для молодых семей, участвующих в подпрограмме на 2002 - 2010 годы, должны применяться положения статей 2, 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

После окончания срока действия программы «Жилище» на 2002-2010 годы семья истца включена в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Согласно пункту 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 (в редакции от 17.12.2010 года, действовавшей на момент получения кредита) социальные выплаты могли быть использованы: а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение); б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома; в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты, которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи; г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.

В соответствии с пунктом 6 Правил (в редакции от 17.12.2010 года) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 15 Правил (в редакции от 17.12.2010 года) было предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 18 Правил (в редакции от 17.12.2010 года) было предусмотрено, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являлось: а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2011 года № 575 внесены изменения в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы. Этим же Постановлением введены: подпункт «е» пункта 2; пункт 15(1); изменения в пункт 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Подпункт е) пункта 2 Правил устанавливает, что для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Перечисленные изменения ухудшают положение семьи Чемберян К.И., а поэтому не могут иметь обратную силу.

Пунктом 15(1) установлено, что для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство); д) копия кредитного договора (договор займа), заключенного в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно; е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта; ж) справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) (п. 15(1) введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2011 N 575).

Соответственно доводы ответчика о том, что молодая семья Чемберян К.И. перестала соответствовать одному из основных условий участия в подпрограмме - быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку приобрела квартиру не соответствует действующему законодательству, поскольку условие о нуждаемости молодой семьи в жилом помещении рассматривается на момент заключения кредитного договора (договора займа).

Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что <дата> (на момент заключения ипотечного кредитного договора) семья Чемберян К.И. отвечала требованиям, указанным в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 (в редакции от 17.12.2010 года), должна быть включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Также семья истца была вправе рассчитывать на получение субсидии и использовать её на цели, перечисленные в пункте 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В связи с изложенным, суд считает, что постановление администрации города <адрес> от <дата> «Об исключении молодых семей Осьмининых и Чемберян из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», в части исключения из списка участников подпрограммы молодой семьи Чемберян К.И., 1984 г.р., состоящей из супруга – Чемберян А.Ф., 1981 г.р., и сына – Чемберн А.А., 2008 г. р., необходимо признать незаконными.

В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года) орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок (пункт 17 Правил).

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", «Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:

либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;

либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод».

В силу п. 30 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, направляя решение суда для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа или лицу, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган или лицу (часть 2 статьи 258 ГПК РФ), в сопроводительном письме следует указывать на требование части 3 статьи 258 ГПК РФ, согласно которому об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд и гражданину не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Исполнение решения может производиться по правилам, указанным в части 2 статьи 206 ГПК РФ.

Суд считает, что необходимо обязать администрацию города <адрес> в течение месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры для восстановления нарушенного права истца - включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» семью Чемберян К.И. (состоящую из трех человек).

Разрешая ходатайство Чемберян К.И. о взыскании с администрации города судебных расходов в размере 11200 рублей, из которых 8000 рублей - оплата услуг представителя, 3000 рублей – оплата подготовки и составления искового заявления, 200 рублей государственная пошлина, суд приходит к следующему.

В соответствии с 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2, «поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ. В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств. С привлеченного к участию в деле органа государственной власти и органа местного самоуправления могут быть взысканы судебные расходы, понесенные заявителем, в случае признания незаконным решения, действия (бездействия), принятого или совершенного: структурным подразделением этого органа, не являющимся юридическим лицом; не являющимся юридическим лицом органом, имеющим властные полномочия и созданным на основании решения этого органа государственной власти или органа местного самоуправления; должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, которые осуществляют профессиональную служебную деятельность в данном органе».

Судом постановление администрации признано незаконным и на ответчика возложена обязанность принять меры к восстановлению нарушенного права семьи Чемберян, поэтому суд считает с ответчика надлежит взыскать судебные расходы в пользу истца.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В ст. 98 ГПК РФ закреплен компенсационный принцип возмещения лицу, участвующему в деле, понесенных им разумных расходов, связанных со вступлением либо с вовлечением его в судебный процесс, за счет неправой стороны спора.

Определяя разумные пределы расходов на оплату услуг представителя, подлежащих взысканию с ответчика, суд руководствуется положениями ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определениях от <дата> -О, от <дата> -О-О.

Таким образом, суд считает, что взыскание с администрации города <адрес> судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей – оплата подготовки и составления искового заявления, <данные изъяты> рублей государственная пошлина, <данные изъяты> рублей - расходы на оплату услуг представителя, будут разумными и справедливыми.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным Постановление Администрации города <адрес> от <дата> «Об исключении молодых семей из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы в части исключения из списка участников подпрограммы молодой семьи Чемберян К.И. составом семьи из 3 человек: Чемберян А.Ф., Чемберн А.А..

Обязать Администрацию <адрес> в течение месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу включить Чемберян К.И., 1984 г.р. и её семью, состоящую из супруга – Чемберян А.Ф., <дата> г.р., и сына – Чемберн А.А., <дата> г. р. в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.

Взыскать с Администрации <адрес> в пользу Чемберян К.И. судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей – оплата подготовки и составления искового заявления, <данные изъяты> рублей государственная пошлина, <данные изъяты> рублей - расходы на оплату услуг представителя, в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес> суд через <адрес> суд в течение 30- дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 27.06.2012 г.

Судья: М.Г. Тюрин.