Дело № 2-2826/12 РЕШЕНИЕ 20 июля 2012 года Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе судьи Калашниковой Н.М., при секретаре Щербак Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Городской Думы г.Новочеркасска к мэру г.Новочеркасска о признании незаконным бездействия мэра г.Новочеркасска Кондратенко А.И., выразившегося в непредставлении Городской Думе г.Новочеркасска отчета о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска за 2011 год, УСТАНОВИЛ: Городская Дума г.Новочеркасска обратилась в суд с настоящим заявлением к мэру г.Новочеркасска, в котором указала, что 28 сентября 2011 года Городская Дума г.Новочеркасска приняла решение №184 «Об утверждении Регламента Городской Думы города Новочеркасска». Данное решение было отклонено мэром г.Новочеркасска в связи с тем, что, по его мнению, оно содержало ряд коррупциогенных факторов. 28 октября 2011 года Городская Дума г.Новочеркасска приняла решение № 205 «Об утверждении Регламента Городской Думы города Новочеркасска», в соответствии с которым Регламент вновь был утвержден в ранее принятой редакции. Однако данное решение также было отклонено мэром города. Решением Новочеркасского суда от 17 апреля 2012 года бездействия мэра города по подписанию Регламента Городской Думы признаны незаконными, а определением Ростовского областного суда от 25 июня 2012 года Кондратенко А.И. отказано в удовлетворении его апелляционной жалобы на данное решение. Однако на сегодняшний день Кондратенко А.И. данное решение не исполнил, не подписал и не обнародовал решение об утверждении Регламента Городской Думы г.Новочеркасска. В связи с указанными обстоятельствами и ввиду того, что нормативно дата проведения отчета мэра города была не определена по вине Мэра города, решением Городской Думы от 14 марта 2012 года № 242 «Об отчете Мэра города Новочеркасска о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска в 2011 году» было определено провести заседание Городской Думы г.Новочеркасска по вопросу «Об отчете Мэра города Новочеркасска А.И. Кондратенко о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска в 2011 году» 6 апреля 2012 года, а мэру города было предложено представить указанный отчет не позднее 28 марта 2012 года для предварительного изучения на постоянной комиссии Городской Думы «По местному самоуправлению и организационным вопросам». На назначенное заседание мэр города не явился, в установленные сроки отчет не представил. Вместо этого им было обжаловано в суд указанное решение Городской Думы. Решением Новочеркасского городского суда от 5 апреля 2012 года мэру города было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Городской Думы от 14 марта 2012 № 242 «Об отчете Мэра города Новочеркасска о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска в 2011 году». В связи с непредставлением 6 апреля 2012 года мэром г.Новочеркасска Кондратенко А.И. отчета о результатах его деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска за 2011 год Городской Думой в тот же день было принято решение от 6 апреля 2012 года № 248 «О ситуации в связи с непредставлением Мэром города Новочеркасска А.И. Кондратенко Городской Думе г.Новочеркасска отчета о результатах его деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска за 2011 год», в соответствии с которым было решено провести заседание Городской Думы г.Новочеркасска по вопросу «Об отчете Мэра города Новочеркасска А.И. Кондратенко о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска в 2011 году» 15 мая 2012 года и было предложено мэру города представить указанный отчет не позднее 10 мая 2012 года для предварительного изучения на постоянной комиссии Городской Думы «По местному самоуправлению и организационным вопросам». Данное решение Городской Думы также было обжаловано мэром города. Однако решением Новочеркасского городского суда от 3 мая 2012 года мэру города было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Городской Думы от 6 апреля 2012 года № 248 «О ситуации в связи с непредставлением Мэром города Новочеркасска А.И. Кондратенко Городской Думе г.Новочеркасска отчета о результатах его деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска за 2011 год». Таким образом, правомерность определения Городской Думой даты представления мэром ежегодного отчета дважды подтверждалась в судебном порядке. Вместе с тем, до сегодняшнего дня отчет мэром г.Новочеркасска не представлен. На заседании Городской Думы 15 мая 2012 года Кондратенко А.И. заявил, что отчет полностью готов, но представлять он его не намерен, пояснив, что дату представления отчета определит самостоятельно. Бездействие мэра города с очевидностью указывает на нарушение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Город Новочеркасск», а также решений Городской Думы, определяющих даты представления отчета. Такое бездействие мэра г.Новочеркасска Кондратенко А.И., выразившееся в непредставлении Городской Думе г.Новочеркасска отчета о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска за 2011 год, препятствует исполнению Городской Думой полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования «Город Новочеркасск», и нарушает нормативно установленный порядок осуществления функций местного самоуправления. Просили суд признать незаконным бездействие мэра г.Новочеркасска Кондратенко А.И., выразившееся в непредставлении Городской Думе г.Новочеркасска отчета о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска за 2011 год, а также обязать мэра г.Новочеркасска Кондратенко А.И. представить Городской Думе г.Новочеркасска на ее заседании отчет о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска за 2011 год в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании представитель Городской Думы г.Новочеркасска – Золоторенко А.В., действующий на основании доверенности, на заявлении настаивал, просил его удовлетворить, поддержав доводы, изложенные в заявлении, а также в письменном отзыве на возражения мэра г.Новочеркасска. Мэр г.Новочеркасска, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился. В судебном заседании представитель мэра г.Новочеркасска – начальник юридического отдела Пищейко И.Ф., действующий на основании доверенности, против заявления Городской Думы г.Новочеркасска возражал, просил в его удовлетворении отказать, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях. В судебном заседании заместитель главы Администрации г.Новочеркасска Бурлуцкая Л.Н., действующая на основании доверенности, против заявления Городской Думы г.Новочеркасска возражала, просила в его удовлетворении отказать, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Судом установлено, что 28 сентября 2011 года Городской Думой г.Новочеркасска принято решение № 184 «Об утверждении Регламента Городской Думы г.Новочеркасска». Данное решение было отклонено мэром г.Новочеркасска. 28 октября 2011 года Городская Дума города Новочеркасска приняла решение №205 «Об утверждении Регламента Городской Думы города Новочеркасска», в соответствии с которым, вновь утвержден Регламент в ранее принятой редакции, в соответствии с действующим законодательством. Однако данное решение также было отклонено мэром г.Новочеркасска. Решением Новочеркасского городского суда от 17 апреля 2012 года бездействия мэра г.Новочеркасска, выразившиеся в отказе по подписанию и обнародованию решения Городской Думы г. Новочеркасска № 205 «Об утверждении Регламента Городской Думы города Новочеркасска», принятого на заседании 28 октября 2011 года признано незаконными. В соответствии с решением суда от 17 апреля 2012 года мэр г.Новочеркасска обязан подписать и обнародовать решение Городской Думы города Новочеркасска № 205 «Об утверждении Регламента Городской Думы города Новочеркасска, принятое на заседании 28 октября 2011 года. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 июня 2012 года решение Новочеркасского городского суда от 17 апреля 2012 года оставлено без изменения. Вместе с тем, до настоящего времени мэр г.Новочеркасска Кондратенко А.И. вышеуказанное решение Новочеркасского городского суда не исполнил, не подписал и не обнародовал решение Городской думы г.Новочеркасска «Об утверждении Регламента Городской Думы г.Новочеркасска». Решением Городской Думы г.Новочеркасска от 14 марта 2012 года № 242 «Об отчете Мэра города Новочеркасска о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска в 2011 году» было определено провести заседание Городской Думы г.Новочеркасска по вопросу «Об отчете Мэра города Новочеркасска А.И. Кондратенко о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска в 2011 году» 6 апреля 2012 года, в связи с чем мэру города было предложено представить указанный отчет не позднее 28 марта 2012 года для предварительного изучения на постоянной комиссии Городской Думы «По местному самоуправлению и организационным вопросам». На назначенное заседание мэр города не явился, в установленные сроки отчет не представил. Решением Новочеркасского городского суда от 5 апреля 2012 года мэру города было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Городской Думы от 14 марта 2012 № 242 «Об отчете Мэра города Новочеркасска о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска в 2011 году». Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 июня 2012 года производство по апелляционной жалобе мэра г.Новочеркасска на указанное решение суда прекращено. В соответствии с решением Городской Думы г.Новочеркасска от 6 апреля 2012 года №248 «О ситуации в связи с непредставлением Мэром города Новочеркасска А.И. Кондратенко Городской Думе г.Новочеркасска отчета о результатах его деятельности и деятельности Администрации города Новочеркасска за 2011 год», определено провести заседание Городской Думы г.Новочеркасска по вопросу «Об отчете Мэра города Новочеркасска А.И. Кондратенко о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска в 2011 году» 15 мая 2012 года и было предложено мэру города представить указанный отчет не позднее 10 мая 2012 года для предварительного изучения на постоянной комиссии Городской Думы «По местному самоуправлению и организационным вопросам». Решением Новочеркасского городского суда от 3 мая 2012 года мэру города было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Городской Думы от 6 апреля 2012 года № 248 «О ситуации в связи с непредставлением Мэром города Новочеркасска А.И. Кондратенко Городской Думе г.Новочеркасска отчета о результатах его деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска за 2011 год». Вместе с тем, до настоящего времени вышеуказанный отчет мэром г.Новочеркасска не представлен. С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что бездействие мэра г.Новочеркасска Кондратенко А.И., выразившееся в непредставлении Городской Думе г.Новочеркасска отчета о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска за 2011 год, препятствует исполнению Городской Думой полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования «Город Новочеркасск», и нарушает нормативно установленный порядок осуществления функций местного самоуправления. При этом, доводы мэра г.Новочеркасска и его представителей о том, что установление Городской Думой г.Новочеркасска даты предоставления мэром города отчета о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города не является для мэра решением, обязательным к исполнению и носит лишь рекомендательный характер, признаются судом необоснованными. Контроль со стороны представительного органа муниципального образования за исполнением органами и должностными лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения закреплен в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии со ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. В силу ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Согласно ст. 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования. В связи с этим частью 11.1 статьи 35 Федерального закона от «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено полномочие представительного органа муниципального образования по заслушиванию ежегодных отчетов главы муниципального образования о результатах его деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования, а частью 5.1 статьи 36 – корреспондирующая обязанность главы муниципального образования представить представительному органу муниципального образования такой отчет. Правомерность оценки деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его отчета подтверждается положениями пункта 3 части 2 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым предусмотрены последствия неудовлетворительной оценки деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета. С учетом этого представительный орган муниципального образования вправе определить дату предоставления отчета главы муниципального образования и определить порядок его представления в представительный орган муниципального образования. Отсутствие в Уставе города конкретного полномочия Городской Думы по установлению срока представления отчета не свидетельствует об отсутствии у Городской Думы такого полномочия, поскольку оно вытекает из вышеперечисленных положений федерального законодательства. При этом ссылка мэра г.Новочеркасска на распоряжение Администрации г.Новочеркасска № 43 от 13 июня 2012 года, которым внесены изменения в распоряжение Администрации г.Новочеркасска от 29 сентября 2011 года № 114 «Об утверждении Регламента Администрации г.Новочеркасска» и в соответствии с которым устанавливается процедура предоставления мэром г.Новочеркасска ежегодных отчетов о результатах его деятельности, не принимаются судом во внимание, поскольку как указано выше указанные вопросы относятся к полномочиям представительного орган муниципального образования. При данных обстоятельствах, бездействие мэра города Новочеркасска, выраженное в непредставлении Городской Думе г.Новочеркасска отчета о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска за 2011 год признается судом незаконным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, судья РЕШИЛ: Заявление Городской Думы г.Новочеркасска к мэру г.Новочеркасска о признании незаконным бездействия мэра г.Новочеркасска Кондратенко А.И., выразившегося в непредставлении Городской Думе г.Новочеркасска отчета о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска за 2011 год, удовлетворить. Признать незаконным бездействие мэра г.Новочеркасска Кондратенко А.И., выразившееся в непредставлении Городской Думе г.Новочеркасска отчета о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска за 2011 год. Обязать мэра г.Новочеркасска Кондратенко А.И. представить Городской Думе г.Новочеркасска на ее заседании отчет о результатах своей деятельности и деятельности Администрации г.Новочеркасска за 2011 год в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 24 июля 2012 года. Судья: Н.М. Калашникова