№ 12-31/12 РЕШЕНИЕ По делу об административном правонарушении 5 марта 2012 года г. Новочеркасск Новочеркасский городской суд в составе председательствующего судьи Политко Ф.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора РФ Управления Роскомнадзора по Ростовской области на постановление мирового судьи судебного участка № 10 г. Новочеркасска Ростовской области от <дата> в отношении ООО «Донской Энергокомплекс» по ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, У С Т А Н О В И Л: Постановлением мирового судьи судебного участка № 10 г.Новочеркасска Ростовской области от <дата> производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Донской Энергокомплекс» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ – прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Не согласившись с постановлением мирового судьи, старший государственный инспектор РФ Управления Роскомнадзора по Ростовской области подал жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на следующие обстоятельства. При вынесении обжалуемого постановления мировой судья судебного участка № 10 г. Новочеркасска Ростовской области сделал вывод о том, что юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Донской Энергокомплекс» в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О персональных данных» вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных, полученных оператором и обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством. Нарушение Общества заключалось в том, что оно не представило в государственный орган сведения о направлении Обществом, как оператором, осуществляющим обработку персональных данных, уведомления об обработке персональных данных в установленные законом сроки. В постановлении мирового судьи от <дата> указанно, что в ООО «Донской Энергокомплекс» есть работники. Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от «О персональных данных» оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, юридическое лицо - ООО «Донской Энергокомплекс» является оператором, осуществляющим обработку персональных данных своих работников. В целях проверки выполнения оператором обязанности по подаче уведомления об обработки персональных данных Управление направило запрос от <дата> № в адрес ООО «Донской Энергокомплекс». В № абзаце запроса от <дата> № Управление запрашивало сведения о направлении уведомления об обработки персональных данных. Запрос от <дата> № получен ООО «Донской Энергокомплекс» <дата>, о чем свидетельствует уведомление о вручении от <дата> №. Управление запрашивало у ООО «Донской Энергокомплекс» информацию, необходимую для реализации своих полномочий по ведению реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных, определенную ч. 5. ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В установленный указанным законом срок (30 дней) ответ на запрос от ООО «Донской Энергокомплекс» в Управление Роскомнадзора по Ростовской области не поступил. В судебном заседании представитель Управления Роскомнадзора по Ростовской области Романов А.Г. доводы жалобы поддержал в полном объеме и пояснил, что исходя из представленного запроса ООО «Донской Энергокомплекс» должно было представить сведения о направлении им в адрес Управление Роскомнадзора по Ростовской области уведомления об обработке персональных данных, либо информацию о том, что общество не обязано предоставлять данную информации со ссылкой на нормы закона. Факт совершения обществом вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, однако срок привлечении к административной ответственности истек. Представитель ООО «Донской Энергокомплекс» в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом и своевременно извещался о месте и времени рассмотрения данного дела. Его неявка не препятствует объективному полному и всестороннему рассмотрению дела. Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, полагаю, что постановление мирового судьи от <дата> подлежит отмене по следующим основаниям. Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В судебном заседании установлено, что в соответствие запросом Управлением Роскомнадзора по Ростовской области, направленного ООО «Донской Энергокомплекс» № от <дата>, обществу предлагалась в соответствие с п. 4 ст. 20 Федерального закона «О персональных данных» предоставить сведения о направлении обществом как оператором, осуществляющим обработку персональных данных Уведомления об обработке персональных данных. Указанный запрос получен ООО «Донской Энергокомплекс» <дата>, что подтверждается копией почтового уведомления. В соответствие с данным запросом общество обязано было предоставить запрашиваемую информацию в течение месяца со дня получения запроса, то есть до <дата>, однако запрашиваемая информация не была предоставлена в государственный орган, в связи с чем, <дата> государственным инспектором РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в отношении ООО «Донской Энергокомплекс» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно п. 1 - 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения... В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация; 1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); 2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; 3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. В соответствии с положениями ст. 23 данного закона "О персональных данных" уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию. В силу положений ст. 20 Закона оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа, в течение тридцати дней с даты получения такого запроса. В соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ правонарушением является: непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8 настоящего Кодекса. В силу ст. 20 указанного Закона оператор обязан в течение 30 дней исполнить запрос уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных и предоставить информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа, указанную в запросе. Как установлено материалами дела, такая обязанность оператором персональных данных не была исполнена. В № абзаце запроса от <дата> № Управление запрашивало сведения о направлении уведомления об обработки персональных данных и в соответствие с п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О персональных данных» уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий. При вынесении постановления о прекращении производства по делу в отношении ООО «Донской Энергокомплекс» по ст. 19.7 КоАП РФ, мировой судья не дал оценку наличию, либо отсутствие в действиях лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, нарушений ч. 4 ст. 20 Федерального закона РФ "О персональных данных", в то время как нарушение именно данной нормы вменяется ООО «Донской Энергокомплекс» протоколом об административном правонарушении. При таких обстоятельствах доводы жалобы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, а постановление мирового судьи судебного участка № 10 г. Новочеркасска Ростовской области от <дата> подлежит отмене. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Этот срок является пресекательным и не подлежит восстановлению. В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Поскольку срок привлечения к административной ответственности ООО «Донской Энергокомплекс» на момент рассмотрения жалобы истек, то на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - производство по делу подлежит прекращению, в связи с положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Кроме того, следует учесть, что КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможности отмены постановления по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.5, 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Р Е Ш И Л: Постановление мирового судьи судебного участка № 10 г. Новочеркасска Ростовской области от <дата> в отношении ООО «Донской Энергокомплекс» по ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить. Производство по делу прекратить ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности. Определение вступает в законную силу с момента вынесения. Судья: