№12-11/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Новочеркасск 24 января 2012 г. Судья Новочеркасского городского суда Ростовской области Ю.Л. Косенко, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Щеглова Р.В., <данные изъяты> на постановление начальника МИФНС № 13 от <дата> г. о привлечении его к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: Постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №13 по Ростовской области от <дата> директор общества с ограниченной ответственностью «Диво» Щеглов Р.В. признан виновным в совершении административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях – на него наложено административное взыскание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей. С вынесенным МИФНС РФ №13 по Ростовской области постановлением Щеглов Р.В. не согласился, в связи с чем, подал жалобу. В поданной жалобе Щеглов Р.В. просил отменить вынесенное в отношении него постановление МИФНС РФ №13 по Ростовской области поскольку оно является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Проверка была проведена с нарушением норм действующего законодательства, выводы, к которым пришли сотрудники МИФНС РФ №13 по РО являются незаконными и необоснованными. Фактически проверка была проведена не по адресу нахождения офиса общества, по которому ООО «Диво» имеет кассовую комнату, в которой осуществляется хранение и оприходование денежной наличности – <адрес> а по адресу, по которому фактически осуществляет свою деятельность Закусочная «Династия» - <адрес> «А», являющаяся обособленным структурным подразделением ООО «Диво». Установленные Порядком ведения кассовых операций в РФ правила не распространяются на обособленные подразделения организации, следовательно, субъектами правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ, являются как должностные так и юридические лица, структурные подразделения не входят в состав субъектов данного правонарушения. Предусмотренные п.п.29,30 Порядка требования, касающиеся технической укрепленности и оборудования помещения кассы предприятия, определяющие места хранения денег, не относятся к понятию «кассовые операции», проверка соблюдения этих требований не отнесена к компетенции налоговой службы, отсутствие оборудованного помещения кассы у организации не может рассматриваться, как нарушение порядка хранения свободных денежных средств. Кассовые отчеты, кассовая книга, договор на обслуживание ККТ хранятся в офисе ООО «Диво» в рамках осуществления своей деятельности приходуются ежедневно. Сейф в закусочной «Династия» отсутствует в связи с наличием у предприятия кассовой комнаты. Факт хранения переходящего остатка, а также не оприходования денежных средств, полученных при осуществлении деятельности ООО «Диво» не имеет документального подтверждения. В судебное заседание Щеглов Р.В. не явился, его интересы представляла Турилина Ю.П. по доверенности от <дата>, доводы жалобы поддержала, просила отменить постановление начальника МИ ФНС РФ №13 по РО. Представитель МИ ФНС РФ №13 по РО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено. Судом установлено, что на основании поручения № от <дата> была проведена проверка соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в магазине, принадлежащем обществу. По указанному адресу общество арендует помещение на основании договора от <дата> для размещения кафе-закусочной «Династия». Юридический адрес общества: <адрес> В ходе проверки <дата> согласно обжалуемому постановлению выявлены следующие нарушения: не представлены кассовые отчеты и кассовая книга за проверяемый период с <дата> по <дата>. По данным фискального отчета журнала кассира-операциониста за проверяемый период получена выручка в сумме 65412 рублей, которая не оприходована. Кроме того, налоговым органом установлено, что адресу функционирования закусочной «Династия» отсутствует металлический сейф, выручка находилась в ККТ «Орион», установленном в месте для кассира. Таким образом, налоговый орган сделал вывод о нарушении порядка хранения свободных денежных средств, выразившихся в отсутствии специально оборудованного изолированного помещения кассы предприятия. По результатам проверки были составлены: акт проверки от <дата> №(л.д.184), акт осмотра помещения от <дата> (л.д. 183), протокол об административном правонарушении от <дата> № (л.д.180-181). Рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, <дата> начальник Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области принял постановление № о привлечении Щеглова Р.В. к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 4 000 рублей Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением п в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются как должностные, так и юридические лица. В соответствии с Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" N 54-ФЗ от 22.05.2003 г. контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка Российской Федерации N 40 от 22.09.1993 г. (далее - Порядок). Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Руководители предприятий обязаны оборудовать кассу как изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, и обеспечить сохранность денежной наличности в помещении кассы (пункт 29 названного Порядка). Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий установлены в Приложении N 3 Порядка ведения кассовых операций. В соответствии с пунктом 3 Приложения N 3 Правил для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям в том числе: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег. Согласно пункту 30 Порядка все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях - в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. В силу пункта 29 Порядка в соответствии с пунктом 3 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Так, в данном случае Щеглову Р.В. вменено несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, выразившееся в отсутствии оборудованной кассовой комнаты, не оприходование выручки в размере 65 412 рублей, отсутствие кассовых отчетов и кассовой книги. Между тем, актом проверки зафиксирован лишь факт отсутствия помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств, соответствующего установленным требованиям. Сведения о хранении свободных наличных денежных средств в помещении, не соответствующем установленным требованиям, в акте проверки отсутствуют. В протоколе об административном правонарушении, а также оспариваемом постановлении налоговым органом зафиксировано, что вмененное обществу право нарушение заключается в приеме, выдаче и хранении наличных денежных средств в необорудованной кассовой комнате. Однако никаких доказательств того, что в данном помещении действительно хранились свободные наличные денежные средства, в материалы дела не представлено. В протоколе осмотра помещения, зафиксировано отсутствие кассовой комнаты, однако сведения о фактическом хранении свободных наличных денежных средств с указанием суммы хранящихся денежных средств, в протоколе осмотра отсутствуют. Вместе с тем, судом установлено, что наличная денежная выручка сдается в кассу общества по адресу: <адрес>. Данный факт подтверждается кассовой книгой общества, отчетами кассира общества с приходно-кассовыми ордерами. Факт не оприходования выручки за проверяемый период с <дата> по <дата> также не подтверждается материалами дела. Так факт сдачи и оприходования выручки кафе за период с <дата> по <дата> в кассу общества подтверждается данными кассовой книги общества, приходно-кассовыми ордерами. Расчет с посетителями кафе производится наличными денежными средствами и безналично на основании договора от <дата>, заключенного с закрытым акционерным обществом «Банк Русский Стандарт». Денежные средства за проверяемый период поступили в размере 65 412 рублей, из них - наличнно в размере 37223,5 рублей, безналично в размере 28188,5 рублей. Приходные ордера, кассовая книга были представлены в день рассмотрения дела об административным органом, однако данные документы не были им приняты, поскольку налоговый орган полагает, что такие доказательства должны быть представлены в момент составления протокола. Между тем указанные документы, как пояснил представитель общества, находились по месту нахождения самого предприятия, а не его структурного подразделения. В связи с этим суд делает вывод, что рассмотрение дела об административном правонарушении проводилось формально и не отвечало порядку, установленному Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Учитывая изложенное, пришел к выводу о том, что вина Щеглова Р.В. не доказана. Какие-либо документы, подтверждающие тот факт, что сотрудники налогового органа обнаружили денежную наличность, неоприходованную в кассу, не представлены. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что в действиях Щеглова Р.В. отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л : Постановление начальника МИФНС РФ № 13 по РО от <дата> о привлечении Щеглова Р.В. к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей, отменить. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Ростовский областной суд. Судья Ю.Л. Косенко