Дело №5-55-11 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е «20» июня 2011 года Судья Новочеркасского городского суда Кондратьева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, в отношении ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области, расположенного в <адрес> по ч. 1ст. 5.27 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: <дата> заместителем Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области младшим советником юстиции Гетьманским В.П. с привлечением в качестве специалиста главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области проведена проверка соблюдения трудового законодательства РФ в исправительной колонии ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области, расположенной в <адрес>. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения действующих нормативных правовых актов РФ: 1. Местное освещение вертикально-сверлильного станка инв. №номер выполнено с нарушением правил устройства электроустановок (ПУЭ), нарушены п.п. 2.3.17-2.3.19 «Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов. ПОТ РМ -006-97»; так же отсутствует ограждение конца вала шпинделя, нарушен п. 6.2.1 ПОТ РМ-006-97; 2. На токарно-винторезном станке 1К62 инв. №номер- отсутствует ограждение зоны резания, нарушен п. 6.10.1.1. 2.8. «Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов»; 3. На заточном станке инв. №номер отсутствуют прокладки между прижимными фланцами и инструментом; зазор между абразивным кругом и подручником более 3 мм, нарушены п.п. п. 5.10 и 5.13; ГОСТ Р 52588-2006 «Инструмент абразивный. Требования безопасности»; Зона обработки и абразивные круги не ограждены защитным экраном согласно п. 6.10.8.1. Правил охраны труда Российские межотраслевые (ПОТ РМ) - 006-97; Рабочее направление вращения шпинделя абразивного станка не указано хорошо видимой стрелкой, помещенной на защитном кожухе абразивного круга или шпиндельной бабки вблизи абразивного круга согласно требований п. 6.10.8.6. ПОТ РМ -006-97; 4. На вертикально-сверлильном станке инв. №номер - неисправен механизм возвращения шпинделя в верхнее положение при прекращении физического воздействия на управляющие рукоятки (маховики), так же неисправно ограждение конца вала шпинделя, нарушен п.п. 6.10.2.4. 6.10.2.8. ПОТ РМ -006-97; 5. Отсутствует разграничивающая окраска линии между съемной крышкой и неподвижной частью станка, у станков инв. №номер, №номер, чем нарушено требование п. 6.2.8. «Межотраслевые правил по охране труда при обработке металлов». 6. Отсутствуют ограждения опасных зон на гильотинных ножницах инв. №номер и инв. №номер, чем нарушен п.п. 7.2 и 7.9 ГОСТ 12.2.118. «Ножницы. Требования безопасности.» 7. Отсутствует ограждение рабочих зон листогибочных машин инв. №номер, и №номер, чем нарушен п. 6.3 ГОСТ 12.2.116-2004 «Система стандартов безопасности труда (далее - ССБТ). Машины листогибочные трех- и четырехвалковые. Требования безопасности»; так же машины не оснащены защитным устройством позволяющим произвести аварийное отключение валков по всей их длине с обоих сторон согласно требований п. 6.1 ГОСТ 12.2.116-2004 8. Осужденный Б, - сварщик находился на рабочем месте без спецодежды (штаны брезентовые), осужденный Ж. - кузнец на рабочее место допущен без спецобуви с защитным носком, чем нарушены «Межотраслевые Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №290н от 01.06.2009 г. 9. На универсальном деревообрабатывающем станке инв. №номер, на защитном ограждении отсутствует подвижная часть ограждения п. 3.1.2 ГОСТ 12.2.026.0-93 «Оборудование деревообрабатывающее. Требования безопасности к конструкции»; расклинивающий нож имеет размер меньше толщены пильного диска, чем нарушен п. 5.7.2.4* ГОСТ 12.2.026.0-93; 10. На деревообрабатывающем участке УПУ отсутствует схема складирования готовой продукции, нарушен п. 2.3 «Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах ПОТ РМ-007-98»; 11. На кран-балке инв. №номер отсутствует концевой выключатель ограничения подъема крюка, также отсутствует механизм применения ключ-марки управления кран-балкой, чем нарушены требования п. 2.12.2 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. ПБ 10-382-00»; 12. На осмотровой канаве гаража отсутствует полный комплект щитов перекрытия, щит перекрытия канавы выполнен из дерева не хвойных пород, толщиной менее 40мм, нарушен п.6.2.16. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»; 13. Отсутствуют защитные ограждения ременных передач вытяжного вентилятора, чем нарушено требование п. 2.1.5. ГОСТ 12.2.003-91 «ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности»; 14. На участках гараж и кузня электроснабжение выполнено по двухпроводной схеме в нарушение требований п. 6.6.24 и п.7.1.36 Правил устройства Электроустановок (ПУЭ 7 издание); 15. На предприятии не определен оперативный персонал, непосредственно производящий переключения на питающей подстанции 35/1 ОкВ, и собственных ТП 10/04 кВ, чем нарушены п.п. 1.4.1-1.4.3.; 1.5.9 и 1.5.21. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей утвержденных приказом Минэнерго России № 6 от 13.01.2003 (далее ПТЭЭП); 16. Персонал, производящий оперативные переключения при производстве работ, не обеспечен комплектами огнестойких костюмов, стойких к воздействию электрической дуги, чем нарушен п.4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 290н от 01.06.2009 г. «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» и п.32 и п.43 Постановления Минтруда РФ от 26.04.2004 г. №54 «О внесении изменений и дополнений в Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности»; 17. На силовых и осветительных электрических сборках (включая ТШ0/0.4, РУ10) не полностью нанесены необходимые надписи (наименование присоединения, диспетчерское наименование, знаки безопасности, рабочее напряжение, номинальный ток плавкой вставки), чем нарушен п. 2.2.20. ПТЭЭП. По результатам проведенной проверки возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области. В судебном заседании представитель ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области Шеренкова Н.А., действующая на основании доверенности, вину юридического лица в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ признала полностью. Не оспаривала наличие нарушений, указанных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и в справке по результатам проведенной проверки. Пояснила, что большинство нарушений уже устранено. Остались только те, которые требуют вложения значительных денежных средств и не могут быть устранены в короткие сроки- установление защитных ограждений ременных передач вытяжного вентилятора, исполнение электрических проводок с третьим заземляющим контактом. Но они будут устранены до <дата>. Должностное лицо уже привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ за эти нарушения и подвергнуто штрафу. Просила прекратить дело в связи с малозначительностью, учитывая, что колония является федеральным казенным учреждением и финансируется целевым назначением. Имеются собственные доходы, но они незначительны. В случае наложения штрафа учреждение будет лишено возможности направить эти средства на устранение выявленных нарушений. Заместитель Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области младший советник юстиции Гетьманский В.П. возражал против прекращения производства по делу, поскольку выявленные нарушения законодательства об охране труда нельзя отнести к малозначительным. Все они составляли реальную угрозу для здоровья и жизни осужденных. Настаивал на привлечении юридического лица к административной ответственности. Выслушав представителя ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области, заместителя Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области, исследовав материалы об административном правонарушении, судья приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Виновность ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ подтверждается материалами дела, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, справкой по результатам проведенной проверки от <дата> и не оспаривалась представителем ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области, которая просила применить ст. 2.9 КоАП РФ и признать допущенные правонарушения малозначительными и прекратить производство по делу. Однако нельзя согласиться с доводами представителя ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области о том, что имеются основания для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью выявленных нарушений. Действительно, штрафные санкции должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности в зависимости от тяжести содеянного, характера и размера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и хозяйствующие субъекты не лишены права доказывать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне их контроля. Однако суд соглашается с доводами заместителя Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области о том, что выявленные в ходе проверки нарушения нельзя считать малозначительными, поскольку все они относятся к охране труда и представляли непосредственную угрозу для безопасности работников. Учитывает суд также и количество выявленных нарушений. Не усматривается и наличия чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств или других непредвидимых, непреодолимых препятствий, которые бы находились вне контроля юридического лица, поскольку практически все выявленные нарушения были в короткий срок устранены собственными силами. Также не может быть основанием к прекращению производства по делу то обстоятельство, что к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ привлечено уже должностное лицо, поскольку ч.1 ст. 5.27 КолАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности как должностных лиц, так и юридического лица. Анализируя все собранные по делу доказательства, учитывая, что ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области является федеральным казенным учреждением и финансируется целевым назначением, а также то обстоятельство, что в настоящее время в соответствии с пояснениями представителя юридического лица и представленными им документами, большинство нарушений устранены, судья находит необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 30000 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст 29.9, 29.10, 30.1 КоАП РФ, суд П О С Т А Н О В И Л: Признать ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. На постановление может быть подана жалоба в порядке ст. 30.1 КоАП РФ в Ростовский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления. Судья: Ю.А. Кондратьева