№ 5-100/2011 в отношении ГБУ РО `Онкодиспансер` в г. Новочеркасске



Дело №5-100\11

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении дела об административном правонарушении

21 декабря 2011 года

Судья Новочеркасского городского суда Ростовской области КЛОЧКОВА Л.П. рассмотрев материалы административного дела в отношении юридического лица- Государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Онкологический диспансер», расположенного по адресу: <адрес>, об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КОАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В ходе двух внеплановых проверок, проведенных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ростовской области (далее-Управление Росздравнадзора по РО) в отношении Государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Онкологический диспансер» в г.Новочеркасске (далее- ГБУ РО «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске) по обращениям Т.Е.А. и К.М.В. о необеспечении их лекарственными средствами было выявлено грубое нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп.«з» п.5 "Положения о лицензировании медицинской деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. N30.

Управление Росздравнадзора по РО направило в суд для рассмотрения заявление о привлечении к административной ответственности ГБУ РО «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

В судебном заседании главный врач ГБУ РО «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске Зеленков Н.П., действующий на основании Устава и приказа Министерства здравоохранения Ростовской области от <дата>, вину в совершении административного правонарушения признал частично.

Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности и изучив материалы дела об административном правонарушении, медицинские карты К.М.В. и Т.Е.А., прихожу к выводу о том, что дело об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Принимая данное решение, суд основывается на следующих обстоятельствах.

В ходе проверке Росздравнадзора по РО по обращению К.М.В., <данные изъяты>, установлено, что ей в течение <данные изъяты> с <дата> по <дата> лечащим врачом-онкологом ГБУ «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске не выписан рецепт на назначенный им лекарственный противоопухолевый препарат «<данные изъяты>». Т.Е.А., <данные изъяты>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> лечащим врачом не выписан рецепт на назначенный им лекарственный препарат «<данные изъяты>». Административный орган расценивает эти нарушения как длящиеся грубые нарушения лицензионных требований и условий, установленных пп.«з» п.5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N30, содержащие состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Факт данного административного правонарушения подтверждается актами проверок от <дата> – по заявлению К.М.В. и от <дата> -по заявлению К.М.В. (<данные изъяты>), а также составленными по их результатам протоколами об административных правонарушениях от <дата> (<данные изъяты>). ГБУ «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске о дате, месте и времени составления протоколов уведомлено телеграммой от <дата>, полученной в этот же день (<данные изъяты>). Полномочный представитель ГБУ РО «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске с протоколами ознакомлен, своих замечаний на них не принес, копии протоколов получил, что подтверждается его росписью в протоколах.

Статьями 20, 20.1 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" предусмотрено, что гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, определяющей виды, нормативы объема медицинской помощи. Согласно разделу II "Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год", при оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.

Аналогичное требование установлено и ст.6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи": «инвалидам предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, …, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании».

Порядок гарантированного обеспечения граждан при оказании медицинской помощи лекарственными средствами установлен приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.04.2007г.).

Согласно пп 2.4 Инструкции о порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов и требований-накладных» (приложение №12 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N110), назначение ниже перечисленных специальных лекарственных средств больному, осуществляется лечащим врачом по согласованию с врачом-специалистом, о чем делается соответствующая запись в истории болезни:… на наркотические средства и противоопухолевые препараты (онкологическим/гематологическим больным) - онкологом и/или гематологом, нефрологом, ревматологом и др.

Из амбулаторной карты К.М.В. следует, что ей выписывались рецепты на препарат «<данные изъяты>», которым пациентка как <данные изъяты> обеспечивалась по системе дополнительного лекарственного обеспечения, т.е., со 100% оплатой за счет средств федерального бюджета. К.М.В. выписаны рецепты на названный препарат: <дата>, <дата>, <дата>, <дата> и далее ежемесячно до <дата> включительно. В <дата> К.М.В. лечащего врача посещала <дата>, но льготный рецепт на препарат «<данные изъяты>» в <данные изъяты> ей выписан не был. Как следует из бланка рецепта на «<данные изъяты>», этот препарат выписывается больному один раз в месяц. К.М.В. при посещениях лечащего врача получила льготные рецепты: <дата> - на период с <дата> по <дата>; <дата> - на период с <дата> по <дата>; <дата> - на период с <дата> по <дата> Таким образом, при посещении врача <дата> К.М.В. была обеспечена необходимым лекарственным средством. <дата> льготный рецепт на «<данные изъяты>» К.М.В. был выписан. Таким образом, в действиях ГБУ «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске в отношении К.М.В. нарушение лицензионных требований не усматривается.

Согласно амбулаторной карте Т.Е.А., при посещениях лечащего врача ей были выписаны рецепты по системе дополнительного лекарственного обеспечения на препарат «<данные изъяты>»: <дата> – на <дата>; <дата> – на <дата> <дата> – на <дата> в <дата>. Т.Е.А. к лечащему врачу не обращалась; <дата> при обращении Т.Е.А. в медучреждение состоялся консилиум врачей ГБУ «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске по вопросу дальнейшего лечения Т.Е.А., но рецепт на назначенный ранее препарат «<данные изъяты>» больной выписан не был; <дата> при обращении Т.Е.А. в медучреждение ей был выписан льготный рецепт на «<данные изъяты>».

Отсутствие обращения Т.Е.А. в медучреждение в <дата> исключает выписку ей льготных рецептов на этот месяц, поскольку льготное обеспечение лекарственными препаратами является правом, а не обязанностью гражданина. Соответственно, обязанность медучреждения обеспечить больного, имеющего право на предусмотренные законом льготы, наступает исключительно при соответствующем обращении последнего за получением льготы.

ГБУ «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске объясняет отсутствие рецепта на «<данные изъяты>» для Т.Е.А. в <дата> выводом консилиума врачей о необходимости оперативного вмешательства, которое исключило бы в дальнейшем применение «<данные изъяты>», но Т.Е.А. от операции отказалась.

Суд не может принять подобное объяснение, поскольку отказ больной от оперативного вмешательства при ранее назначенном ей лекарственном препарате предусматривает обязанность медучреждения продолжить медикаметозное лечение и выписать ей требуемый в текущем месяце препарат. Рецепт на «<данные изъяты>» на <данные изъяты> в амбулаторной карте Т.Е.А. отсутствует, несмотря на ее явку к врачу <дата>

Ссылка ГБУ «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске на фактическое отсутствие в наличии к этому времени «<данные изъяты>», что подтверждено справкой ООО «Ростов-Фарма», не может быть принята судом во внимание. Обязанность медучреждения выписать больному, имеющему право на льготы, при его обращении в медучреждение рецепт на необходимый препарат безусловен и не зависит от наличия данного лекарственного препарата. Эта обязанность медучреждения, предусмотренная приведенными выше нормами права, ГБУ «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске в данном случае не выполнена.

Таким образом, невыписка ГБУ «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске в <дата> льготного рецепта на «<данные изъяты>» Т.Е.А. является однократным нарушением пп.«з» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, Постановления Правительства РФ "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год", ст.6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи" и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N110, имеющего нормативный характер.

В данных действиях ГБУ «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ: осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), ели такое разрешение (такая лицензия) необходимы».

Таким образом, судом установлен как факт совершения ГБУ «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске однократно административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, так и его вина в этом правонарушении.

При определении вида наказания за совершенное правонарушение, суд учитывает следующее.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как следует из пояснений в судебном заседании главного врача ГБУ «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске, по состоянию на конец <дата>, лимит препаратов по системе дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, выделенный этому медицинскому учреждению на <дата> -<дата>, был полностью исчерпан, а на <дата>-<дата> этого года препараты поступил только в <дата>, после чего Темнышевой Е.А. был выписан соответствующий рецепт. Это обстоятельство подтверждается справкой ООО «Ростов-Фарма», из которой следует, что в ГБУ «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске препарат «<данные изъяты>» по заявке на <дата>-<дата> в количестве <данные изъяты> упаковки был поставлен <дата>, предыдущая поставка в количестве <данные изъяты> упаковок осуществлялась <дата> Таким образом, ГБУ «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске, несмотря на своевременное направление заявок на дополнительное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, получает запрашиваемые лекарственные средства несвоевременно, что объективно исключает нормальное выполнение медучреждением лицензионных требований в этой части.

В соответствии со статьей 2.9 КРФ об АП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом такая характеристика как малозначительность может быть применена ко всем составам административного правонарушения.

В данном случае судом установлено, что правонарушение, совершенное ГБУ «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске не представляло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, вызвано отсутствие нормального обеспечения медучреждения льготными лекарственными препаратами, что позволяет суду квалифицировать данное правонарушение как малозначительное. Применение в данном случае таких мер административного наказания как штраф в размере от 100 до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности.

В связи с этим, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции РФ, а также учитывая социальную значимость выполняемых нарушителем функций, отсутствие других медучреждений онкологической направленности в г.Новочеркасске и прилегающих к нему районах Ростовской области, суд считает необходимым освободить ГБУ «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске от административной ответственности.

При применении ст.2.9 КоАП РФ нарушитель освобождается от административной ответственности, однако к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание. Устное замечание направлено на предостережение нарушителя от подобных нарушений в будущем.

В связи с изложенным, суд считает необходимым, освободив ГБУ «Онкодиспансер» в г.Новочеркасске от административной ответственности, вынести в адрес данного медучреждения устное замечание, указав на недопустимость подобных нарушений в будущем.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ, в случае объявления устного замечания выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.2.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Онкологический диспансер» в г.Новочеркасске признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Онкологический диспансер» в г.Новочеркасске по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, освободив от административного наказания ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Клочкова Л.П.