об обязании установить и выплатить ЕДВ



Дело Номер обезличен Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Александровой А.В.

при секретаре ФИО*,

с участием:

истца ФИО2;

представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (государственное учреждение) ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению пенсионного фонда России в городе Новочебоксарске Чувашской Республики о признании не законным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты, об обязании установить денежную выплату, о взыскании недополученной денежной суммы,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (государственное учреждение) (далее «Управление ПФР») о признании отказа в выплате ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны незаконным, обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (государственное учреждение) установить и выплатить ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с Дата обезличена года, взыскании недоплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты за период с Дата обезличена года мотивируя тем, что она является матерью военнослужащего ФИО3, погибшего Дата обезличена года при выполнении боевой задачи в Республике Чечня, и в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01 августа 1989 года №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» она была приравнена по льготам к участникам Великой Отечественной войны. В начале Дата обезличена года она узнала, что была лишена прежнего статуса и вместо ЕДВ в размере 1050 рублей, установленного для участников Великой Отечественной войны, ей была назначена указанная выплата в размере 600 рублей. Дата обезличена года она обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении ЕДВ и выплате ЕДВ, в размере установленном для участников ВОВ, однако получила отказ, который считает не законным, так у нее право на льготы возникло и было реализовано до Дата обезличена года.

В судебном заседании истец ФИО2 поддержала требования в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (государственное учреждение) ФИО1 исковые требования не признала и пояснила, что ФИО2 имела бы право на получение ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, если бы право на льготы у нее возникло и было реализовано до Дата обезличена года. Поскольку право на льготы у истца возникло после указанной даты, ЕДВ ей назначена в соответствии с ФЗ «О ветеранах», действовавшим на момент назначения, поэтому оснований для установления ЕДВ в ином размере, не имеется.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО3, Дата обезличена года рождения, погиб Дата обезличена года при выполнении боевой задачи в районе боевых действий Республике Чечне, что подтверждается свидетельством о смерти серии Номер обезличен от Дата обезличена года, выданным ..., из которого следует, что ФИО3 умер Дата обезличена года, о чем Дата обезличена года составлена запись акта о смерти Номер обезличен и местом смерти является Чеченская Республика.

Дата обезличена года ФИО2, которая приходится матерью погибшему ФИО3, Военным комиссариатом г. Новочебоксарск выдано удостоверение серии Номер обезличен, предоставляющее ей право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих.

Из пенсионного дела истца, представленного представителем ответчика на обозрение суда, следует, что на основании указанного выше удостоверения в соответствии с п. 1 и 2 ст.21, п.п. 4 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ФИО2 установлена пенсия по случаю потери кормильца в результате военной травмы и ЕДВ по категории «члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы» с Дата обезличена года - 159 рублей, а в настоящее время в размере 927 рублей 00 копеек.

Дата обезличена года Управление ПФР в своем письменном ответе отказало истцу в назначении ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, ссылаясь на положения Федерального закона «О ветеранах» и разъяснения, изложенные в Определении Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 года N 33I-0-II.

В обоснование своих требований ФИО2 ссылается на положения ст. 7 Закона СССР от 01 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (в редакции от 01 марта 2008 года) «О ветеранах», а также определение Конституционного Суда Российской Федерации № 331-0-П от 04 апреля 2004 года.

В соответствии со статьей 7 Закона СССР от 01 августа 1989 года №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ «О ветеранах» определены меры социальной защиты отдельно для участников Великой Отечественной войны (статья 15) и отдельно меры социальной защиты для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ, и эти меры распространяются на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении военной службы (статья 21).

Пункт 3 статьи 11 названного закона предусматривает, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

Федеральным законом няютяс ной войнынении пенсионного обеспечения и социального обслуживания наседления" от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была осуществлена замена части льгот, ранее предоставлявшихся ветеранам в натуральной форме, ежемесячной денежной выплатой, направленной на восполнение потерь указанным лицам, ранее являвшимся получателями натуральных льгот.

Указанным выше Федеральным законом размер ЕДВ для участников Великой Отечественной войны и для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установлен различный и по состоянию на Дата обезличена года составлял 1050 и 600 рублей соответственно.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2007 года № 331-О-П взаимосвязанные положения статьи 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 - ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.

Таким образом, исходя из смысла названных выше положений ФЗ «О ветеранах» и правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации, следует, что в объеме, определенном Законом СССР от 01 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» для участников Великой Отечественной войны, в силу ст. 11 ФЗ «О ветеранах» в редакции, действовавшей на день его вступления в силу, и в силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 года № 331-О-П, права сохраняются у членов семьи погибших участников Великой Отечественной войны, у которых право на льготы возникло до вступления в силу ФЗ «О ветеранах», то есть до 16 января 1995 года.

Как следует из материалов дела, сын истца ФИО2 погиб Дата обезличена года. Следовательно, ФИО2 приобрела статус родителя военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, и право на соответствующие льготы Дата обезличена года.

На день гибели ФИО3 Закон СССР № 313-1 от 01 августа 1989 года, в соответствии с которым на членов семьи погибшего военнослужащего распространялись льготы, установленный для участников Великой Отечественной войны, фактически утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ «О ветеранах» разграничил права участников Великой Отечественной войны и права членов семьи погибших участников Великой Отечественной войны.

Поскольку ФИО3 погиб после вступления в законную силу указанного выше закона, то объем прав ФИО2 подлежал определению по Федеральному закону «О ветеранах», в том числе и после 01 января 2005 года в размерах и объеме, определенных для членов семьи погибших участников Великой Отечественной войны.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

Вместе с тем это не означает, что гражданам, имеющим разный правовой статус, приобретенный на основании различных нормативных правовых актов, должны устанавливаться равные права в сфере социального обеспечения, в том числе на получение одинаковых мер социальной защиты (социальной поддержки).

Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).

Введенные пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" размеры ежемесячной денежной выплаты различаются в зависимости от категории ветеранов и членов их семей. Такая дифференциация основана на объективных обстоятельствах, связанных в том числе с моментом приобретения соответствующего правового статуса.

Следовательно, действия Управления ПФР по установлению и выплате ФИО2 ЕДВ в размере, установленном ФЗ «О ветеранах», являются законными.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (государственное учреждение) о признании отказа в выплате ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны незаконным, обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (государственное учреждение) установить и выплатить ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с Дата обезличена года, взыскании недоплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты за период с Дата обезличена года удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Управлению пенсионного фонда России в городе Новочебоксарске Чувашской Республики отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР.

Судья А.В. Александрова

Мотивированное решение суда изготовлено Дата обезличена года.