о признании не действительным договор продажи жилого помещения



Дело Номер обезличен Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Александровой А.В.

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики, действующего в интересах муниципального образования г. Новочебоксарск к администрации г. Новочебоксарск, Финансовому управлению при Администрации г. Новочебоксарск, ФИО2 о признании недействительным договора продажи жилого помещения

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Новочебоксарск обратился в суд с иском в интересах муниципального образования «Город Новочебоксарск» к администрации города Новочебоксарск и ФИО2

Свои требования мотивирует тем, что Дата обезличена года ФИО2 была поставлена в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и с Дата обезличена года состояла в списке очередности на получение жилой площади под Номер обезличен. Дата обезличена года между муниципальным образованием «Город Новочебоксарск» в лице главы администрации города Новочебоксарск ФИО3 и ФИО2, был заключен договор купли-продажи, по условиям которого МО «г. Новочебоксарск» продало ФИО2 находящуюся в муниципальной собственности целую комнату секционного типа общей площадью 11,6 кв. метров, расположенную по адресу: г. Новочебоксарск, ..., по инвентаризационной стоимости, составляющей 44731 рубль. Дата обезличена года глава администрации города Новочебоксарск подписал постановление о продаже указанной комнаты секционного типа ФИО2 Между тем рыночная стоимость спорной комнаты секционного типа по состоянию на Дата обезличена года составила 320 000 рублей и при совершении данной сделки с муниципальным имуществом следовало исходить из рыночной стоимости имущества, а не из его инвентаризационной стоимости. В силу ст. 8 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. На момент заключения договора купли-продажи оценка квартиры проведена не была, инвентаризационная стоимость объекта не может выступать в качестве цены договора купли-продажи квартиры, так как не отражает действительной стоимости жилья, а используется лишь для вопросов налогообложения, следовательно, заключение такого договора противоречит требованиям ст. 8 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Согласно ст. 168 ГК РФ.

В последующем прокурор г. Новочебоксарск уточнил исковые требования, привлек в качестве ответчика финансовое управление администрации г. Новочебоксарск, и в окончательном варианте просит признать договор от Дата обезличена года, заключенный между муниципальным образованием «Город Новочебоксарск» и ФИО2, о продаже комнаты в г. Новочебоксарск, ... недействительным, обязать ФИО2 вернуть комнату ... в доме ... по ... г. Новочебоксарск в муниципальную собственность, обязать финансовое управление администрации г. Новочебоксарск выплатить ФИО2 денежную сумму в размере 44731 рубль, внесенную ею в счет оплаты стоимости комнаты.

В судебном заседании помощник прокурора г. Новочебоксарск Клычкова Ю.Ю. исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям.

Представитель истца - муниципального образования «Город Новочебоксарск», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в направленном суду заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие, решение по иску оставляет на усмотрение суда.

Представитель администрации г. Новочебоксарск ФИО4 в судебном заседании решение по иску оставила на усмотрение суда, пояснив, что договор купли-продажи квартиры соответствует действующему законодательству и заключен в пределах полномочий, предоставленных главе МО «г. Новочебоксарск» и администрации г. Новочебоксарск.

Представитель финансового управления администрации города Новочебоксарск ФИО8 исковые требования не признала и пояснила, что возврат ФИО2 внесенной ею в счет оплаты стоимости квартиры суммы приведет к кассовому разрыву бюджета, а в дальнейшем к угрозе срыва исполнения бюджетных обязательств на первоочередные расходы, такие как зарплата с начислениями работников бюджетных учреждений, питание в образовательных и медицинских учреждениях, медикаменты.

Ответчик ФИО2 и третье лицо ФИО5, действующая за себя и в интересах несовершеннолетней - ФИО6, исковые требования не признали и пояснили, что согласно договору передачи заключенному между ними, ФИО7 и администрацией г. Новочебоксарск в Дата обезличена году они получили в собственность на троих двухкомнатную квартиру общей площадью 41,6 кв.м. В Дата обезличена году сын ФИО2 - ФИО7 женился и стал проживать в данной двухкомнатной квартире совместно с ответчиком и ее дочерью - третьим лицом ФИО5 В Дата обезличена годах у ФИО7 родились дети. В Дата обезличена году в дополнение к указанной квартире ФИО2 была приобретена по инвентаризационной стоимости комната площадью 11,6 кв.м. Истец ФИО2 пояснила, что в двухкомнатной квартире в настоящее время проживает она, ее сын ФИО7 его жена и четверо несовершеннолетних детей. В спорной комнате проживает третье лицо ФИО5 ее муж и ребенок.

Выслушав стороны, их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления Новочебоксарской городской администрации Чувашской Республики от Дата обезличена года Номер обезличен о постановке в очередь на получение жилой площади работников ПЭО ЖК Номер обезличен, дошкольных учреждений, в связи с передачей жилого фонда ЧПО «Химпром» и с целью социальной защиты данных работников, ФИО2 с составом семьи из четырех человек была поставлена в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, время принятия на учет ФИО2 - Дата обезличена года.

Дата обезличена года между МО «Город Новочебоксарск» и ФИО2 был заключен договор купли-продажи квартиры, по условиям которого МО «г. Новочебоксарск» продало ФИО2 находящуюся в муниципальной собственности комнату секционного типа общей площадью 11, 6 кв. метров, расположенную по адресу: г. Новочебоксарск, ..., по инвентаризационной стоимости, составляющей 44 731 рубль. Дата обезличена года ФИО2 произвела оплату приобретенной комнаты, перечислив в муниципальный бюджет г. Новочебоксарск 44 731 рубль. Дата обезличена года глава администрации города Новочебоксарск ФИО3 издал постановление Номер обезличен о продаже указанной комнаты ФИО2 согласно договору от Дата обезличена года и произведенной оплате в сумме 44 731 рубль, со снятием с очереди, а дочь ФИО5 с составом семьи 3 человека оставлена в очереди. Дата обезличена года Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республики была произведена регистрация указанного договора и перехода права собственности, о чем ФИО2 выдано свидетельство о государственной регистрации права Номер обезличен.

Свои требования о признании договора купли-продажи недействительным прокурор мотивирует тем, что при совершении сделки по продаже квартиры, находящейся в муниципальной собственности, не была произведена оценка объекта, что нарушает требования ст. 8 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие обязательную оценку продаваемого имущества и его продажу по цене, не ниже рыночной, и такой договор является ничтожным.

Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 ГК РФ).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.

Согласно ст. 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке на установлено иное.

В настоящее время отсутствует законодательное регулирование отчуждения на возмездной основе в частную собственность жилых помещений, относящихся к муниципальному жилищному фонду, в том числе и законодательно не определен порядок установления цены на продаваемые муниципальные жилые помещения.

Следовательно, при продаже муниципального жилого помещения в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об оценочной деятельности» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки. Это означает, что такая оценка не влечет установление цены, обязательной для сторон сделки.

Оценка спорной комнаты проведена Дата обезличена года и рыночная ее стоимость составила 320 000 рублей, что подтверждается выпиской из отчета ООО «Авто-прогресс» Номер обезличен об оценке рыночной стоимости квартиры.

Доводы прокурора г. Новочебоксарск о том, что инвентаризационная стоимость объекта не может выступать в качестве цены договора купли-продажи квартиры, так как не отражает действительной рыночной стоимости жилья, а используется лишь для вопросов налогообложения, не состоятельны по следующим основаниям.

Российская Федерация в соответствии со ст. 7 Конституции РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конституционно-правовой смысл ст. 40 Конституции РФ раскрыт в Постановлении Конституционного Суда РФ от. 16.06.2008 г. № 6-П, в соответствии с которым ст. 40 (ч.2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Это означает необходимость выработки органами публичной власти в рамках мер социальной защиты определенных категорий населения адекватной условиям рыночной экономики жилищной политики (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Ответчик стояла в очереди на улучшение жилищных условий с Дата обезличена года. Основания для признания ФИО2 малоимущей не рассматривались администрацией, в то время как данное требование обязательно при предоставлении жилого помещения по ст. 40 Конституции, по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Из приведенных норм ч. 2 ст. 6 Вводного закона следует, что названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть после 01 марта 2005 года, в соответствии ч. 2 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.

Поскольку ФИО2 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в Дата обезличена году и на момент продажи квартиры в Дата обезличена году продолжала состоять на данном учете, то к возникшим правоотношениям подлежит применению ч. 2 ст. 6 Вводного закона.

Федеральным законом от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 3 ст. 29) предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях, условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище.

Таким образом, органам местного самоуправления законом предоставлено право выбора способа предоставления жилых помещений, в том числе и посредством их продажи гражданам в муниципальном жилищном фонде, и каких-либо ограничений, касающихся использования жилых помещений как объекта недвижимости, в том числе определения цены продаваемого имущества, не предусмотрено.

Следовательно, МО «Город Новочебоксарск» вправе самостоятельно определять цену продаваемого муниципального имущества, в том числе и реализовывать его по инвентаризационной стоимости, с учетом положений ст. 40 Конституции Российской Федерации о предоставлении гражданам, нуждающимся в жилище, жилых помещений за доступную плату.

Учитывая что ФИО2 состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в течении 23 лет, комната размером 11,6 кв.м. была предоставлена ей в дополнение к квартире общей площадью 41,6 кв.м, с учетом предоставления норм жилой площади (на трех человек не более 18 кв.м. на каждого), суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г. Новочебоксарск о признании договора купли-продажи недействительным и применении последствий недействительности сделки.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В иске Прокурора г Новочебоксарск Чувашской Республики, действующего в интересах муниципального образования г. Новочебоксарск к администрации г. Новочебоксарск, Финансовому управлению при Администрации г. Новочебоксарск, ФИО2 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.

Судья: Александрова А.В.

Мотивированное решение суда изготовлено Дата обезличена года.

Копия верна

судья Александрова А.В.