Дело № 2- 1828/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
под председательством судьи Нестеровой А.А.
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чаржова Василия Николаевича к Администрации г. Новочебоксарск о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении недействительным и обязании поставить на учет,
установил:
Чаржов В.Н. обратился в суд с иском к Администрации г. Новочебоксарск ЧР о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении недействительным и обязании поставить на учет. Исковые требования мотивированы тем, что он является участником и инвалидом Великой Отечественной войны. С 2008г. он стал проживать у сына ФИО3 квартире Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... г. Новочебоксарск, где зарегистрирован с 03 ноября 2009 года. Указанным жилым помещением, принадлежащем на праве собственности его сыну ФИО3, пользуются ФИО3, сноха ФИО7, внучка ФИО6, его супруга ФИО5 и он сам. Обратившись в Администрацию г. Новочебоксарск ЧР с письменным заявлением о постановке его в льготную очередь на получение жилья в соответствии с ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», он получил отказ со ссылкой ст. 53 ЖК РФ. В своем решении от 15.04.2010г. ответчик указал, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия, подарив 15.11.2009г. жилой дом Номер обезличен по ... в д. ... Кайнлыкского сельского поселения ... ЧР своему сыну ФИО4, проживающему в том же населенном пункте. Однако он преднамеренно свои жилищные условия не ухудшал. Проживая с 2008г. в квартире сына ФИО3 и являясь инвалидами, он с супругой в силу состояния здоровья нуждаются в постоянном постороннем уходе и не могут уже жить в доме без удобств. Как инвалид Великой Отечественной войны он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку общая площадь занимаемого им помещения составляет 13,6 кв.м. При этом ни нанимателем, ни собственником занимаемого жилого помещения он не является. Просил признать решение администрации г. Новочебоксарск ЧР об отказе в принятии на учет участника Великой Отечественной войны, снятии его с общей очереди на получение жилой площади недействительным и обязать Управление жилищных отношений администрации г. Новочебоксарск, администрацию г. Новочебоксарск ЧР восстановить его в льготной очереди на получение жилой площади.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования и просил суд признать решение администрации г. Новочебоксарск ЧР от 15.04.2010г. об отказе на получение им первоочередного и бесплатного жилого помещения (включение в льготную очередь) недействительным, а также обязании администрации г. Новочебоксарск ЧР поставить его в льготную очередь на получение жилой площади как участника Великой Отечественной войны с 08.04.2010г.
В судебном заседании истец Чаржов В.Н. и его представители Моторина А.Б. и Чаржов М.В. исковые требования поддержали в полном объеме, изложив свои доводы.
Представитель ответчика Администрации г. Новочебоксарск Ильина Е.А. исковые требования не признала, ссылаясь на их необоснованность.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец Чаржов В.Н. является инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны.
08 апреля 2010 года Чаржов В.Н. обратился в Администрацию г. Новочебоксарск ЧР с заявлением, в котором просил принять его с составом семьи два человека на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку как инвалида Великой Отечественной войны.
Письмом № 952 от 15.04.2010г. Администрация г. Новочебоксарск ЧР отказала Чаржову В.Н. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 марта 2005 года, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Согласно ч.1 ст. 23.2 вышеназванного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и полномочия по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005 года.
Положения п.1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» предусматривают, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, установленные ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», в том числе, участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 марта 2005 года.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что жильем за счет средств федерального бюджета обеспечиваются участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 марта 2005 года.
Остальные ветераны, вставшие на учет после 1 марта 2005 г., - даты вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Действующий жилищный кодекс не устанавливает конкретный размер учетной нормы. В соответствии с п.п.4,5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
На основании постановления главы администрации г. Новочебоксарск ЧР от 05.04.2005г. № 116 установлены учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 14,5 кв. метров общей площади на каждого члена семьи и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на каждого члена семьи в размере не более 18,0 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метров общей площади на семью из двух человек и 33 кв. метров общей площади на одного человека.
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п/п 2 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из анализа приведенных норм права следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, уровень обеспеченности которых общей площадью жилого помещения является 14,5 кв.м метров на каждого члена семьи.
Из поквартирной карточки, справки о составе семьи и выписки из лицевого счета, свидетельства о государственной регистрации права на квартиру Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... г. Новочебоксарск судом установлено, что истец Чаржов В.Н. с 03.11.2009г. проживает и зарегистрирован в указанной квартире общей площадью 65,3 кв.м. на правах члена семьи собственника квартиры ФИО3 В указанной квартире также зарегистрированы ФИО3, его супруга ФИО7, дочь ФИО6 и с 06.04.2010г. - мать ФИО5 Следовательно, на долю каждого проживающего в этой квартире приходится 13,06 кв. метров общей площади жилого помещения (65,3 кв.м. : 5 = 13,06 кв.м.). На момент обращения 08 апреля 2010 года с заявлением в этой квартире были зарегистрированы пять человек.
Из письма администрации г. Новочебоксарск ЧР от 09.03.2010г. в адрес Чаржова В.Н. следует, что ранее он проживал в индивидуальном жилом доме Номер обезличен общей площадью 51,4 кв.м., расположенном по ... д. ... Кайнлыкского сельского поселения Комсомольского района ЧР, который 15 ноября 2009 года подарил своему сыну ФИО4, проживающему в том же населенном пункте в доме Номер обезличен по ....
Согласно справке администрации Кайнлыкского сельского поселения Комсомольского района Чувашской Республики от 02 августа 2010 года Чаржов В.Н. действительно ранее проживал в принадлежащем ему доме по адресу: ... Чувашской Республики, ..., д. Номер обезличен. Однако, указанный жилой дом, пристрой, баня с предбанником, сарай в ночь с 01 августа на 02 августа 2010 года были полностью уничтожены огнем.
Таким образом, судом установлено, что Чаржов В.Н., зарегистрированный на правах члена семьи собственника ФИО3 в г. Новочебоксарск, до момента обращения в администрацию г. Новочебоксарск с заявлением о постановке его в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении, проживал в д... Чувашской Республики, ..., д. Номер обезличен, который 15.11.2009г. подарил своему сыну ФИО4.
Из пояснений представителя ответчика видно, что органом местного самоуправления данное обстоятельство расценено в порядке ст. 53 ЖК РФ.
В судебном заседании истец, не отрицая приведенных выше обстоятельств, суду пояснил, что совершение сделки по отчуждению им своего дома никак не связано с преднамеренным ухудшением жилищных условий, а было вызвано необходимостью проживания в городе, поскольку в силу преклонного возраста и состояния здоровья его и его супруги они нуждаются в качественном медицинском обслуживании и коммунальных удобствах.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии со ст. 16 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» граждане, которые с намерением приобретения прав состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Вместе с тем, данное обстоятельство подлежит доказыванию ответчиком.
Жилищный кодекс РФ предусматривает отказ в постановке на учет в соответствии с п. 3 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что не истек срок (не менее 5 лет), предусмотренный как последствие намеренного ухудшения жилищных условий (ст. 53 ЖК РФ). Законодатель определяет наличие обязательного условия - намеренности, умысла в действиях гражданина на ухудшение жилищных условий.
По смыслу статьи 53 ЖК РФ и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В данном случае совершение договора дарения принадлежавшего ему дома не может быть признано судом умышленными и недобросовестными действиями Чаржова В.Н. По смыслу ч. 5 ст. 31 ЖК РФ собственники жилого помещения не лишены возможности по своему усмотрению распорядиться принадлежим им жилым помещением.
В силу положений пункта 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.
В данном случае установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок не истек.
По мнению суда, доказательств умысла и намерения в действиях инвалида и ветерана Великой Отечественной войны Чаржова В.Н. ухудшить свои жилищные условия администрацией г. Новочебоксарск не установлено и ничем не подтверждено. Переселение истца Чаржова В.Н. вместе со своей супругой ФИО5 по месту нынешнего проживания не может свидетельствовать о его намерении совершить действия, направленные на ухудшение жилищных условий. Кроме того, регистрация ветерана по данному адресу, как следствие реализации им права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства не может служить основанием ограничения его в правах, предусмотренных действующим жилищным законодательством, а также условием отказа в получении им предусмотренных федеральным законом «О ветеранах» социальных льгот.
Из материалов дела, пояснений истца и его представителя Чаржова М.В. суд установил, что квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... г. Новочебоксарск является собственностью Чаржова М.В. При этом Чаржов В.Н., а также другие члены семьи собственника Чаржова М.В. не имеют на праве собственности недвижимого имущества.
В соответствии с п.п. 3,4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статья 4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» предусматривает аналогичный порядок. В пункте 3 названного закона предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению о постановке на учет. Чаржов В.Н. предоставил все предусмотренные данным перечнем документы, подтверждающие его право состоять на учете в льготной очереди на получение жилого помещения как ветерана-участника Великой Отечественной войны.
Таким образом, по мнению суда, администрация г. Новочебоксарск необоснованно отказала Чаржову В.Н. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
С учетом изложенного, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований Чаржова В.Н.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать решение администрации г. Новочебоксарск ЧР от 15.04.2010г. об отказе в принятии Чаржова Василия Николаевича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в льготную очередь ветеранов Великой Отечественной войны.
Возложить на администрацию г. Новочебоксарск обязанность поставить Чаржова Василия Николаевича в льготную очередь на получение жилого помещения как ветерана-участника Великой Отечественной войны с 08.04.2010г..
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР.
Судья А.А. Нестерова
Копия верна