о взыскании компенсации морального вреда



Дело № 2-1458/10Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации25 мая 2010 года г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Тимокина А.Н.,

при секретаре Андреевой Т.В.,

с участием старшего помощника прокурора г. Новочебоксарск ЧР Молчановой И.Н.,

представителя истицы Горячевой Г.И.,

представителя ответчика Петровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокофьевой Зинаиды Ивановны к открытому акционерному обществу «Химпром» о компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Прокофьева З.И. обратилась в суд с иском к ОАО «Химпром» о компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, мотивируя тем, что с Дата обезличена года по Дата обезличена год она работала в цехе Номер обезличен ОАО «Химпром». 01 марта 2001 года ФГУП «Научно-исследовательским институтом гигиены, профпатологии и экологии человека» г. Санкт-Петербург ей установлен диагноз - хроническая профинтоксикация ВОД средней степени тяжести, данное заболевание признано профессиональным, причинами заболевания явилось длительное воздействие вредных производственных факторов или веществ, несоответствие отдельных технологических операций при дегазации средств защиты, нарушение организации проведения работ, недостатков применяемых материалов и оборудования в производстве химического оружия. В соответствии п.19 акта о случае профессионального заболевания наличие вины работника не установлена. Полагает, что профессиональное заболевание возникло по вине ответчика. Заключением МСЭ от Дата обезличена года ей установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 30% бессрочно и назначены ежемесячные страховые выплаты. Полученное профессиональное заболевание причинило ей физические и нравственные страдания: в связи с болезнями стали непосильны физические нагрузки, не может заниматься огородом, постоянные головные боли, боли в нижних и нижних конечностях, в правом подреберье, постоянно приходиться ограничивать себя в питании, подбирать более дорогие продукты, постоянно приходиться принимать лекарственные препараты, по состоянию здоровья не имеет возможности работать. Сама болезнь причиняет ей физические боли, затрудняет вести нормальную и полноценную жизнь, в связи с постоянными болями стала раздражительной, часто не может сдержать свои отрицательные эмоции, что негативно отражается на родных и близких.

Истец Прокофьева З.И. в судебное заседание не явилась, в адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель истца Горячева Г.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, изложив при этом свои доводы.

Представитель ответчика - ОАО «Химпром» Петрова Е.В. в судебном заседании требования истца признала частично и пояснила, что считает размер компенсации морального вреда завышенным, не отвечающим требованиям соразмерности и разумности и полагала возможным компенсировать моральный вред в пределах 30 000 рублей.

Помощник прокурора г. Новочебоксарск Молчанова И.Н. в судебном заседании требования истца поддержала и посчитала возможным их удовлетворить с учетом требований разумности и справедливости.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, личное (учетное) дело Прокофьевой З.И., предоставленное ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Чувашской Республике, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Прокофьева З.И. работала в ОАО «Химпром» с 1972 года по 2006 год, из них: с Дата обезличена года аппаратчиком в цехе Номер обезличен, из них с 1972 года по 1981 год машинистом по стирке и ремонту спецодежды и средств защиты.

Из выписного эпикриза Номер обезличен следует, что с Дата обезличена года по Дата обезличена года Прокофьева З.И. находилась на обследовании и лечении в Центре профпатологии Научно-исследовательского Института гигиены, профпатологии и экологии человека Министерства здравоохранения РФ, где ей поставлен диагноз: хроническая профинтоксикация ВОД средней степени тяжести. Хронический гастрит. Вегативно-сенсорная поленевропатия верхних и нижних конечностей с периферическим ангиодистоническим синдромом. Астенический синдром. Синдром концентрического сужения полей зрения. Специфическая сенсибилизация к хлорофосу. Отдаленные последствия острой интоксикации сероводородом в виде астеноорганического синдрома. Комиссия пришла к выводу, что выявленный симптомокомплекс связан с профессиональной деятельностью больной. Контакт с ТВ противопоказан. Необходимо рациональное трудоустройство, направление на МСЭК для определения степени утраты трудоспособности. Показано СКЛ.

02 ноября 2001 года Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора № 29 ФУ «Медбиоэкстрем» при Министерстве здравоохранения РФ составлен акт о случае профессионального заболевания в отношении Прокофьевой З.И., согласно которому профессиональное заболевание (хроническая профинтоксикация ВОД средней степени тяжести), выявленное при медицинском осмотре НИИГПиЭЧ в 1989 году, возникло в результате несовершенства отдельных технологических операций при дегазации средств защиты, непосредственной причиной заболевания послужил химический фактор ( п.п.3,14,18, 20 Акта).

Дата обезличена года Прокофьевой З.И., в связи с актом от Дата обезличена года установлена степень утраты трудоспособности в размере 30% бессрочно, что подтверждается справкой филиала-бюро № 29 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии» серии МСЭ - 2006 Номер обезличен, выданной Дата обезличена года.

Таким образом, судом установлено, что профессиональное заболевание у Прокофьевой З.И. возникло в период ее работы в ОАО «Химпром» с 1972 года по 2001 год. При этом наличие вины самого истца в утрате профессиональной трудоспособности не установлено (п. 19 Акта). Прямая ответственность за возникновение данного случая профессионального заболевания не установлена, косвенная вина лежит на ОАО «Химпром».

В соответствии со ст.151 ГК РФ, компенсация морального вреда производится в случае причинения гражданину физических или нравственных страданий действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, взрывчатых веществ и т.п.) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Как пояснил в судебном заседании представитель истца, вследствие полученного профессионального заболевания Прокофьевой З.И. стали непосильны физические нагрузки, она не может заниматься огородом, мучает одышка, боли в правом подреберье, постоянно приходиться ограничивать себя в питании, подбирать более дорогие продукты, постоянно приходиться принимать лекарственные препараты, по состоянию здоровья не имеет возможности работать. Сама болезнь причиняет ей физические боли, затрудняет вести нормальную и полноценную жизнь, в связи с постоянными болями стала раздражительной, часто не может сдержать свои отрицательные эмоции, что негативно отражается на родных и близких.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования Прокофьевой З.И. о компенсации морального вреда законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

При определении размера компенсации морального вреда суд в соответствии со ст. ст. 1099-1101 ГК РФ учитывает фактические обстоятельства, при которых причинен вред здоровью, степень вины ответчика, характер и степень нравственных и физических страданий, индивидуальные особенности истца, требования разумности и справедливости.

На основании изложенного суд считает справедливым взыскать с ОАО «Химпром» 25 000 рублей, что, по мнению суда, соответствует тяжести причиненных истцу моральных и нравственных страданий.

Руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ суд,

р е ш и л :

Исковые требования Прокофьевой Зинаиды Ивановны удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества «Химпром» а пользу Прокофьевой Зинаиды Ивановны компенсации морального вреда в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Тимокин А.Н.