о возложении обязанности поставить на уячет в качестве нуждающейся в жилых помещениях



Дело № 2-1247/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2010 года город Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Савелькиной Г.О.,

при секретаре Лебедевой Н.В.,

с участием старшего помощника прокурора г. Новочебоксарск ЧР Кузнецовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новочебоксарск в интересах Басовой Марии Ивановны к администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Новочебоксарск Чувашской Республики обратился в суд в интересах Басова В.Ф. и Басовой М.И. с иском к администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, мотивируя тем, что Басов В.Ф. дважды обращался в администрацию города Новочебоксарск с заявлением о постановке его на учет с составом семьи 2 человека (он и его супруга Басова М.И.) в качестве нуждающегося в жилых помещениях и получении жилья как участник Великой Отечественной войны, и оба раза ему было отказано в удовлетворении заявлений: 27 октября 2009 года в связи с предоставлением пакета документов не в полном объеме, 26 февраля 2010 года в связи с тем, что он является владельцем дома Номер обезличен, расположенного в д. ... ... Республики Марий Эл, кроме того, он отказался от участия в приватизации квартиры по адресу: г. Новочебоксарск, ..., ..., ..., что свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий. Однако Басов В.Ф. и Басова М.И. ранее проживали в доме, расположенном в ..., но право собственности на него не имели. Согласно акту проверки жилищных условий от 25 февраля 2010 года данный дом требует ремонта, в деревне проживает одна семья, транспортное сообщение отсутствует, ближайшие лечебные учреждения, аптека, магазин, находятся в 10 километрах в .... Квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... г. Новочебоксарск была приватизирована в августе 2009 года на ФИО1, ФИО2, ФИО3 в равных долях по 1/3 доли, при этом намеренного ухудшения жилищных условий не произошло, поскольку в случае участия в приватизации Басова В.Ф. и Басовой М.И. на каждого собственника пришлось бы по 11,78 кв. м, что также ниже учетной нормы жилья, необходимой при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Впоследствии истец уточнил исковые требования и в окончательном варианте просил обязать администрацию города Новочебоксарск Чувашской Республики поставить на учет Басову Марию Ивановну, являющуюся ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны, в качестве нуждающейся в жилых помещениях с 27 октября 2009 года.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Новочебоксарск ЧР Кузнецова Н.А. исковые требования в уточненном варианте поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Представители истца Белова З.М. и Юзбаш Т.А. исковые требования в уточненном варианте поддержали в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика администрации города Новочебоксарск Ильина Е.А. исковые требования не признала по мотиву их необоснованности.

Представитель третьего лица администрации Муниципального образования «Марьинское сельское поселение» Юринского района Республики Марий Эл, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам.

При таких обстоятельствах, суд с согласия явившихся лиц считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что 27 октября 2009 года Басов В.Ф. обратился в администрацию города Новочебоксарск с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (с составом семьи 2 человека: он и его супруга Басова М.И.) как участника Великой Отечественной войны, имеющего право на государственную поддержку. Письмом администрации города Новочебоксарск от 02 ноября 2009 года Номер обезличен заявителю сообщено, что представленный им пакет документов является неполным. 26 февраля 2010 года Басов В.Ф. повторно обратился в администрацию города Новочебоксарск с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на социальную поддержку в приобретении жилья. Письмом главы администрации города Новочебоксарск от 03 марта 2010 года Номер обезличен Басову В.Ф. сообщено об отказе в постановке на учет со ссылкой на п. 2 ст. 51, п. 8 ст. 57 ст. 53 ЖК РФ, а именно указано, что право на обеспечение жилым помещением согласно ФЗ «О ветеранах» у него отсутствует, поскольку он является владельцем дома Номер обезличен, расположенного в д. ... Республики Марий Эл, и, кроме того, отказался от участия в приватизации квартиры по адресу: г. Новочебоксарск, ..., ..., ....

24 апреля 2010 года Басов В.Ф. умер, что подтверждается свидетельством о смерти 1 -РЛ Номер обезличен, выданным Отделом ЗАГС администрации г. Новочебоксарск ЧР 26 апреля 2010 года.

Статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено оказание мер социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны, в том числе в п. 3 предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий независимо от их имущественного положения (в ред. ФЗ от 29.06.2009 г. № 135-ФЗ, от 21.12.2009 г. № 327-ФЗ, от 06.05.2010 г.). Изменения, внесенные Федеральным законом от 06 мая 2010 года № 79-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 данной статьи распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2010 года.

В Законе Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» предусмотрено, что к иным категориям граждан в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики относятся граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 -19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела следует, что Басов В.Ф. являлся участником Великой Отечественной войны, Басова М.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны и ветераном Великой Отечественной войны, и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для участников и ветеранов Великой Отечественной войны.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещении или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: малоимущие граждане, иные категории граждан, определенные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ).

Действующий Жилищный кодекс РФ не устанавливает конкретный размер учетной нормы. В соответствии с п.п.4, 5 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением главы администрации города Новочебоксарск ЧР от 05 апреля 2005 года № 116 установлены учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равная 14, 5 кв. метров общей площади на каждого члена семьи и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на каждого члена семьи в размере не более 18,0 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра общей площади на семью из двух человек и 22 кв. метра общей площади на одного человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, уровень обеспеченности которых общей площадью жилого помещения является 14, 5 кв.метров на каждого члена семьи.

Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с «Порядком ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений» для постановки на учет гражданином подается заявление по установленной форме, в которому прилагаются копии документов, удостоверяющих личность заявителя и всех членов его семьи, копия ордера и (или) договора найма (социального найма) жилого помещения и (или) копия домовой книги, в том числе с предыдущего места жительства, выписка из финансового лицевого счета, справка о составе семьи, справки из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на всех членов семьи, принимаемых на учет, о наличии (отсутствии) жилого помещения в том числе с предыдущего места жительства.

Из материалов дела следует, что Басовым В.Ф. к заявлению о постановке на учет от 27 октября 2009 года были приложены: копии паспортов заявителя Басова В.Ф. и его супруги Басовой М.И., копии удостоверения участника ВОВ на имя Басова В.Ф. и удостоверения ветерана ВОВ на имя Басовой М.И., копия свидетельства о регистрации брака Басова В.Ф. и Басовой М.И..

Таким образом, заявителем в администрацию г. Новочебоксарск был представлен не полный пакет документов, необходимых для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Следовательно, отказ администрации в постановке на учет в связи с предоставлением пакета документов не в полном объеме является законным.

26 февраля 2010 года Басов В.Ф. повторно обратился в администрацию города Новочебоксарск с заявлением о постановке его на учет (с составом семьи два человека: он и его супруга Басова М.И.) в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющего право на государственную поддержку как участника Великой Отечественной войны. Письмом главы администрации города Новочебоксарск от 03 марта 2010 года Номер обезличен Басову В.Ф. сообщено об отказе в постановке на учет со ссылкой на п. 2 ст. 51, п. 8 ст. 57 ст. 53 ЖК РФ, а именно указано, что право на обеспечение жилым помещением согласно ФЗ «О ветеранах» у него отсутствует, поскольку он является владельцем дома Номер обезличен, расположенного в д. ... Республики Марий Эл, и, кроме того, отказался от участия в приватизации квартиры по адресу: г. Новочебоксарск, ..., ..., ....

Прокурор г. Новочебоксарск в обоснование заявленных требований ссылается на то, что указанный дом не находится в собственности Басова В.Ф. и Басовой М.И. и является непригодным для проживания.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

Таким образом, сторона истца, утверждая об отсутствии в собственности Басова В.Ф. и Басовой М.И. жилого дома, расположенного в д. Дианово, и непригодности данного жилого дома для постоянного проживания, должна представить доказательства, объективно свидетельствующие о наличии указанных обстоятельств.

Судом установлено, что 13 ноября 2002 года Басов В.Ф. и его супруга Басова М.И. были зарегистрированы по адресу: г. Новочебоксарск, ..., ..., ..., общей площадью 58, 9 кв.м., и на день обращения с заявлением о постановке на учет проживали в данном жилом помещении.

По договору передачи от 07 июля 2009 года указанная квартира была приватизирована ФИО2, ФИО1 и ФИО3 по 1/3 доли в праве собственности за каждым. Басов В.Ф. и Басова М.И. от участия в приватизации отказались.

На момент обращения в администрацию с заявлением о постановке на учет в указанном выше жилом помещении были зарегистрированы: Басов В.Ф., Басова М.И., ФИО2 - дочь Басова В.Ф. и Басовой М.И., ФИО1 - зять Басова В.Ф. и Басовой М.И., внук ФИО7, сноха ФИО8, правнучка ФИО3.

Кроме того, на момент обращения с заявлением в администрацию г. Новочебоксарск Басов В.Ф. и Басова М.И. являлись владельцами жилого дома по адресу: Республика Марий Эл, ..., ..., ..., ..., общей площадью 32, 0 кв. метра.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Доводы прокурора о том, что дом в д. Дианово не принадлежит на праве собственности Басовой М.И., не подтверждаются материалами дела.

Так, из выписки из похозяйственной книги Номер обезличен администрации МО «Марьинское сельское поселение» Юринского муниципального района РМЭ Номер обезличен от Дата обезличена г. следует, что владельцем дома Номер обезличен по ... в д. ... Республики Марий Эл является Басов В.Ф., членами хозяйства указаны Басов В.Ф. и его супруга Басова М.И..

Из справки, выданной на основании домовой книги ..., следует, что Басов В.Ф. и Басова М.И. были зарегистрированы по указанному выше адресу 13 февраля 1980 года и сняты с регистрационного учета 21 октября 2001 года в город Новочебоксарск.

В соответствие со ст.9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, отказ от осуществления принадлежащих им гражданских прав не влечет прекращения этих прав.

При таких обстоятельствах материалами дела подтверждается, что указанный дом принадлежит на праве собственности Басову В.Ф. и Басовой М.И..

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома в соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Однако жилой дом Басовых к моменту обращения с заявлением о постановке не учет в установленном законом порядке непригодным для проживания не признан, что подтверждается материалами дела.

Так, суду представлен акт проверки жилищных условий Басова В.Ф., составленный 25 февраля 2010 года комиссией в составе ведущего специалиста ФИО4, председателя совхозного ТОС ФИО5 и депутата Собрания депутатов ФИО6, из которого следует, что комиссия пришла к выводу о признании Басова В.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Указанный акт не подтверждает непригодность жилого дома для постоянного проживания, иных надлежащих доказательств суду не представлено.

Кроме того, при действительном наличии таких оснований с заявлением о постановке на учет необходимо обращаться по месту нахождения ветхого жилья.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что дом Номер обезличен в ... должен быть учтен при определении учетной нормы жилой площади для определения нуждаемости истца.

Таким образом, уровень обеспеченности Басова В.Ф. и Басовой М.И. на момент обращения с заявлением о постановке на учет, превышал установленную органами местного самоуправления учетную норму обеспеченности в размере 14, 5 кв. метров общей площади на каждого члена семьи. Уровень обеспеченности Басовой М.И. жилой площадью в настоящее время также превышает учетную норму. Следовательно, отсутствуют правовые основания для признания Басовой М.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее в очередь на первоочередное получение жилой площади как вдовы участника Великой Отечественной войны и ветерана Великой Отечественной войны.

Одним из оснований отказа ответчика в постановке на учет в качестве нуждающихся является наличие обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении Басовым В.Ф. жилищных условий, а именно, отказ Басова В.Ф. и Басовой М.И. от участия в приватизации жилого помещения по адресу: г. Новочебоксарск, ..., ..., ....

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Басов В.Ф. и Басова М.И. отказались от участия в приватизации жилого помещения в 2009 году.

Однако в данном случае отказ от участия в приватизации жилого помещения не имеет юридического значения для разрешения спора, поскольку Басова М.И. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по изложенным выше основаниям.

Следовательно, оснований для постановки Басовой М.И. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с 27 октября 2009 года не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора г. Новочебоксарск ЧР о возложении на администрацию города Новочебоксарск ЧР обязанности поставить Басову М.И. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В иске прокурора города Новочебоксарск Чувашской Республики в интересах Басовой Марии Ивановны к администрации города Новочебоксарск о возложении обязанности поставить Басову Марию Ивановну на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с момента подачи заявления с 27 октября 2009 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд ЧР в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Г.О. Савелькина