Дело 2 - 2776/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2010 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
в составе председательствующей судьи Красильниковой С.А.
при секретаре Войновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никифоровой Лилии Алексеевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Новочебоксарск Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, о включении исключенных периодов в специальный стаж, о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Никифорова Л.А. обратилась в Новочебоксарский городской суд ЧР с исковым заявлением к ответчику Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новочебоксарск ЧР (далее Управление ПФ РФ в г. Новочебоксарск ЧР) о признании незаконным решения Управления ПФ РФ в г. Новочебоксарск ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ, о включении в специальный медицинский стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, по тем основаниям, что она не согласна с решением об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ответчик необоснованно лишил ее права на получение трудовой пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ истица Никифорова Л.А. предоставила суду уточнение исковых требований, согласно которым истица также просила суд взыскать с ответчика расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей, а также расходы за услуги юриста в размере 3000 рублей.
В судебном заседании истица Никифорова Л.А. заявленные исковые требования поддержала с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, по основаниям изложенным в исковом заявлении и вновь привела их суду.
Представитель Управления ПФ РФ в г. Новочебоксарск ЧР иск не признал по мотивам его необоснованности.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, пенсионное дело, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истица Никифорова Л.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением и необходимыми документами о назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью при стаже работы более 30 лет.
Решением Управления ПФ РФ в г. Новочебоксарск ЧР от ДД.ММ.ГГГГ Никифоровой Л.А. отказано в назначении пенсии с связи с недостаточностью специального стажа, указывая на то, что специальный медицинский стаж составляет 28 лет 05 месяцев 19 дней.
По мнению суда, данное решение об отказе включения указанного периода в стаж, дающий право на пенсию, является незаконным по следующим основаниям.
Статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан.
В соответствии со ст. 28 п.1 подпункта 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Истица Никифорова Л.А. просит суд обязать Управление ПФ РФ в г. Новочебоксарск ЧР включить в специальный стаж в календарном порядке период курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью.
Никифорова Л.А. в указанные спорные периоды работала в МУЗ «Новочебоксарская городская детская больница».
На данные курсы истица Никифорова Л.А. выезжала по приказу работодателя, данные курсы были связаны, по мнению суда, с медицинской деятельностью.
Ст. 187 Трудового кодекса РФ гарантирует работникам, направленным работодателем на повышение квалификации, сохранение за ними средней заработной платы, а, следовательно, за этот период уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа.
Следовательно, период курсов повышения квалификации подлежит зачету в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Истица Никифорова Л.А. просила включить в специальный медицинский стаж периоды нахождения в ученических отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 173 Трудового кодекса РФ и ст. 196 КЗоТ РСФСР, действовавшем в период спорных правоотношений, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в образовательные учреждения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением заработной платы.
Как следует из материалов пенсионного дела, пояснений истицы, в указанные периоды она получала заработную плату, и производились отчисления в Пенсионный фонд.
Кроме того, постановление Правительства РФ № 516, предусматривающее включение в специальный стаж периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, было принято 11 июля 2002 года.
Тогда как действующее законодательство в спорный период не содержало в себе запрета на включение в стаж периодов нахождения в учебных отпусках.
Таким образом, периоды учебных отпусков, исключенные ответчиком, подлежат включению в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с п. 5 этих же Правил в стаж также включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные.
Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 года) женщине по ее заявлению предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
В соответствии со ст. ст. 165, 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 19 ноября 1992 года) частично оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск по уходу за ребенком, без сохранения заработной платы, засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Согласно Постановления Совета министров СССР и ВЦСПС № 677 от 22 августа 1989 года «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличена до достижения ребенком возраста трех лет. Здесь же указано, что дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Вместе с тем, Законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25 сентября 1992 года внесено изменение в ст. 167 КЗоТ, которое исключает возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком.
При рассмотрении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» следует исходить из того, что если указанный периоды имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в законную силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543 - 1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях) то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением песни и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Из материалов дела следует, что истица находилась в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина. Это означает недопустимость необоснованного ограничения прав или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты и т.п.
При таких обстоятельствах, периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежат зачету в стаж, дающий право на льготную пенсию.
В соответствии со ст. 19 федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за ней.
Днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В случаях, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования отсутствуют необходимые сведения для назначения пенсии и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, обратившемуся за пенсией дается разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, если они будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения считается день подачи заявления.
Истица с соответствующими документами обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Судом исследовано пенсионное дело Никифоровой Л.А., из которого следует, что истице не давались какие-либо разъяснения по поводу представления дополнительных документов, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости.
Следовательно, истице необходимо назначить выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Также истица Никифорова Л.А. просит суд взыскать с ответчика в его пользу сумму государственной пошлины в размере 200 рублей, оплаченной при подаче искового заявления в суд.
Поскольку требования истца удовлетворены в полном объеме, суд считает необходимым в силу ст. 100 ГПК РФ взыскать с ответчика сумму госпошлины, которую истец оплатил при подаче иска в суд.
Истица Никифорова Л.А. просит суд также взыскать с ответчика судебные расходы в размере 3000 рублей. В обосновании своих требований ответчик предоставил в суд квитанции на 3000 рублей, которые она оплатила за юридические услуги.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если в установленном порядке услуги адвоката были оказаны бесплатно стороне, в пользу которой состоялось решение суда, указанные выше расходы на оплату услуг адвоката взыскиваются с другой стороны в пользу соответствующего адвокатского образования.
Поскольку исковые требования Никифоровой Л.А. удовлетворены, суд считает необходимым взыскать в пользу Никифоровой Л.А. согласно ст. 100 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах
При таких обстоятельствах, учитывая обстоятельства данного гражданского дела, а также участие представителя в рамках рассмотрения дела суд пришел к выводу, что возмещение расходов на оплату услуг представителя в размере 500 рублей является достаточной.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Новочебоксарск Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Никифоровой Лилии Алексеевны признать незаконным.
Обязать Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Новочебоксарск Чувашской Республики зачесть в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии Никифоровой Лилии Алексеевне:
периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) РФ в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии назначить досрочную трудовую пенсию Никифоровой Лилии Алексеевне с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ г. Новочебоксарска в пользу Никифоровой Лилии Алексеевны госпошлину в размере 200 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 03 января 2011 года.
Судья: С.А. Красильникова