о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья



Дело № 2-2317/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2010 года город Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Савелькиной Г.О.,

при секретаре Морозовой К.М.,

с участием старшего помощника прокурора г. Новочебоксарск ЧР Кузнецовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новочебоксарск в интересах Яновой Веры Ивановны к Отделу социальной защиты населения города Новочебоксарск Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Новочебоксарск Чувашской Республики обратился в суд в интересах Яновой В.И. с иском к Отделу социальной защиты населения города Новочебоксарск ЧР Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, мотивируя тем, что Янова В.И. является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Постановлением Главы администрации г. Новочебоксарск от 16 марта 2010 года № 84-7 она принята на учет в качестве иных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 16 марта 2010 года. Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ «О ветеранах». В связи с чем Янова В.И. обратилась с письменным заявлением в администрацию г. Новочебоксарск, отдел социальной защиты населения г, Новочебоксарск ЧР, Министерство здравоохранения и социального развития ЧР с просьбой реализовать ее право на получение единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в рамках реализации вышеназванного Указа Президента РФ. По результатам рассмотрения обращений ей было отказано (19 апреля 2010 года - отказ Администрации г. Новочебоксарск, 10 июня 2010 года - отказ Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, 18 июня 2010 года - отказ Отдела социальной защиты населения г. Новочебоксарск) по тем основаниям, что в соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ № 10496-СК/07 от 19 марта 2010 года законодатель, наделяя бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет не идентифицирует их с участниками Великой отечественной войны, не приравнивает их к таковым в полном объеме, в связи с чем истец не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714. Данный отказ является незаконным, так как Янова В.И., как бывший несовершеннолетний узник концлагеря в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны, в том числе на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем один раз независимо от имущественного положения. Просит обязать ответчиков предоставить Яновой В.И. меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

В последующем прокурор уточнил исковые требования, привлек в качестве ответчиков Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, исключив из числа ответчиков администрацию г. Новочебоксарск ЧР, и в окончательном варианте просит обязать Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики предоставить Яновой В.И. меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Новочебоксарск ЧР Кузнецова Н.А. и истец Янова В.И. исковые требования в уточненном варианте поддержали в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика Отдела социальной защиты населения г. Новочебоксарск Минздравсоцразвития ЧР Белов С.А. иск не признал и, ссылаясь на письмо Министерства регионального развития РФ от 19 марта 2010 года № № 10496-СК/07 пояснил, что Янова В.И. как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в направленном суду заявлении просит дело рассмотреть без его участия.

Представитель ответчика Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам.

При таких обстоятельствах, суд с согласия явившихся лиц считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше представителей ответчиков.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Янова В.И. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, что подтверждается удостоверением №, выданным 17 апреля 2008 года.

Истец имеет в собственности 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 34, 3 кв.метра, где зарегистрирована и проживает с 04 марта 2005 года. По 1/3 доли в праве собственности на указанную квартиру принадлежат супругу истца ФИО1 и внуку ФИО2.

Постановлением администрации г. Новочебоксарск от 31 марта 2010 года № 84-7 Янова В.И. принята на учет в качестве иных категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма по категории «бывший несовершеннолетний узник фашистский концлагерей» с составом семьи - 2 человека: она и ее супруг ФИО1.

05 мая 2010 года Янова В.И. обратилась в отдел социальной защиты населения г. Новочебоксарск с заявлением о принятии документов для получения свидетельства на приобретение жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года.

07 мая 2010 года Янова В.И. обратилась с заявлением в Министерство здравоохранения и социального развития ЧР о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения как несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей.

Письмом отдела социальной защиты населения г. Новочебоксарск Минздравсоцразвития ЧР от 18 июня 2010 года № 483 и письмом Министерства здравоохранения и социального развития ЧР от 10 июня 2010 года № 0113-08-887 истцу отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья со ссылкой на разъяснения Министерства регионального развития РФ от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07 по тем мотивам, что несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не подлежат обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 08 мая 2008 года.

Указом Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» постановлено предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.

Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (п.1).

Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (п.2).

Постановлением Минтруда РФ от 07 июля 1999 года № 20 «Об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» (с изм. от 25.06.2009 г.) разъяснено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь ввиду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

Пунктом 8 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В соответствии с п/п 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

1) участники Великой Отечественной войны, среди которых:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;

б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии.

Таким образом, Яновой В.И., как несовершеннолетнему узнику концлагеря, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В соответствии с п/п 3 п. 1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищные условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованной в федеральном бюджете, в виде субвенций (п.3).

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

Инвалидов Великой Отечественной войны;

Участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

Лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

Лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

Членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (п/п 2 п.3).

Определение порядка предоставления жилых помещений по договору социального найма либо в собственность, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п/п 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п.11).

Каких-либо исключений из указанных категорий граждан закон не предусматривает.

Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09 января 2010 года) постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Законом Чувашской Республики № 67 от 24 ноября 2009 года «О форме предоставления в Чувашской Республике в 2010 году меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на 2010 год определена форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статьях 14, 15, 17-19 и 21 ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, - предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений.

Проанализировав приведенные выше положения действующего законодательства, учитывая, что Янова В.И. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, в связи с чем ей предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, суд находит отказ отдела социального защиты населения г. Новочебоксарск и Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в предоставлении истцу единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения не соответствующим закону.

Право участников ВОВ из числа военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, прямо предусмотрено ст. 15 ФЗ «О ветеранах».

В п/п 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» в числе категорий граждан, на обеспечение жильем которых рассчитывается объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, также указаны участники ВОВ из числа военнослужащих.

В обоснование своих возражений представитель ответчика ссылается на письмо заместителя Министра регионального развития РФ от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07.

В названном письме со ссылкой на п. 8 ст. 154 ФЗ № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года указано, что законодатель, наделяя указанных лиц (бывших несовершеннолетних узников концлагерей) правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия на соответствующий учет, не идентифицирует их с участниками ВОВ, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 не подлежат.

Вместе с тем указанное письмо не может быть принято во внимание судом как основание к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку не является официальным разъяснением норм закона, не было опубликовано в установленном порядке, в связи с чем при вынесении решения суд руководствуется вышеизложенными нормами действующего законодательства.

Из материалов дела следует, что 08 августа 2010 года умер супруг Яновой В.И. - ФИО1, который завещал свою долю в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, своему сыну ФИО3. истец Янова В.И. отказалась от права наследования обязательной доли в наследстве, открывшемся после смерти мужа.

Однако данные обстоятельства не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты явилось отсутствие у истца, по мнению ответчиков, права на обеспечение жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714. Иных оснований для отказа в оспариваемых документах не содержится.

Из письма администрации г. Новочебоксарск от 14 декабря 2010 года № 557 следует, что 16 марта 2010 года Янова В.И. принята на учет в качестве иных категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма на основании статьи 4 и пункта 4 части 1 статьи 11 закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений». В настоящее время в указанном списке Янова В.И. состоит под номером 1 как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей.

При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора г. Новочебоксарск законными и обоснованными.

Прокурором в качестве ответчиков привлечены к участию в деле отдел социальной защиты населения города Новочебоксарск, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Порядок предоставления единой социальной выплаты на приобретение жилья определен Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года № 289 (в ред. от 09.09.2010 г.) «О порядке предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики формируется сводный список граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Для получения единовременной денежной выплаты (далее - ЕДВ) гражданин подает в Минздравсоцразвития Чувашии через территориальный орган заявление с приложением необходимых документов (п. 2.5).

Минздравсоцразвития Чувашии на основании указанных заявлений граждан оформляет свидетельства на получение единовременной денежной выплаты и передает их территориальным органам для вручения получателям ЕДВ. Список граждан, получивших свидетельства, Минздравсоцразвития Чувашии доводит до Минстроя Чувашии.

В соответствии с п. 3.2 Порядка, перечисление субвенций, поступающих в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета, осуществляется с лицевого счета получателя средств республиканского бюджета Чувашской Республики - Минстроя Чувашии, открытого в Управлении Федерального казначейства по Чувашской Республике, на счет юридического или физического лица, открытый в кредитной организации.

Для перечисления средств ЕДВ гражданин - получатель ЕДВ выплаты предоставляет в территориальный орган документы, подтверждающие приобретение жилого помещения, свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты и заявление в адрес Минстроя Чувашии о перечислении средств единовременной денежной выплаты в счет строящегося или приобретаемого жилого помещения.

Таким образом, полномочия по предоставлению гражданам единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья возложены на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашии, которое и является надлежащими ответчиком по данному делу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

ОбязатьМинистерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики предоставить Яновой Вере Ивановне меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В иске прокурору города Новочебоксарск в части возложения обязанности наМинистерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и отдел социальной защиты населения города Новочебоксарск Минздравсоцразвития Чувашской Республики предоставить Яновой Вере Ивановне меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд ЧР в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Г.О. Савелькина