об обязании поставить на учет на получение жилых помещений



Дело № 2- 2416/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2010 года г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Балашниковой В.П.

при секретаре Исаковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Людмилы Федоровны к Администрации гор. Новочебоксарск об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях,

установил:

Смирнова Л.Ф. обратилась в суд с иском к администрации гор. Новочебоксарск с требованием об обязании администрации гор. Новочебоксарск обеспечить ее жилым помещением в рамках Федерального закона «О ветеранах» как члена семьи (вдовы) погибшего (умершего) ветерана и инвалида Великой отечественной войны. Требование мотивировано тем, что Смирнова Л.Ф., являясь вдовой ветерана Великой Отечественной войны и имея право на получение мер социальной поддержки, обратилась в администрацию гор. Новочебоксарск с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Однако, ей отказано в постановке на учет в связи с тем, что по договору купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ продала индивидуальный жилой <адрес> общей площадью 41, 0 кв. метров, расположенный по <адрес>, тем самым администрацией гор. Новочебоксарск сделан вывод о том, что совершены действия по намеренному ухудшению жилищных условий и право на обеспечение жилым помещением возникнет ДД.ММ.ГГГГ. С данным отказом не согласна, так как в ДД.ММ.ГГГГ году продала ветхий бревенчатый жилой дом, требующий ремонта, в котором в силу возраста и состояния здоровья не могла проживать одна вдалеке от сына Смирнова А.Г. Доказательств умысла и намерения в ее действиях администрация гор. Новочебоксарск не установила и ни чем не подтвердила. Сделка совершена ранее принятых изменений в законодательство Федеральным законом № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», дающих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей умерших инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны независимо от времени постановки на учет.

В последующем Смирнова Л.Ф. уточнила требование и просила возложить на администрацию гор. Новочебоксарск поставить на учет нуждающихся в жилом помещении в рамках Федерального закона «О ветеранах».

В судебном заседании представители истца Смирновой Л.Ф. -Смирнов А.Г., Лабаева Л.Ф. уточненное требование поддержали по изложенным выше основаниям.

Представитель администрации <адрес> Ильина Е.А. иск не признала по мотиву необоснованности и пояснила, что с момента совершения сделки по купле- продаже принадлежавшего истцу на праве собственности и пригодного для постоянного проживания индивидуального жилого <адрес> не истек установленный ст. 53 ЖК РФ срок. Данное обстоятельство явилось основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Смирнова Л.Ф., являясь вдовой умершего ветерана Великой Отечественной войны ФИО1, имеет льготы и преимущества, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Л.Ф. обратилась в администрацию гор. Новочебоксарск с заявлением, в котором просила принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с законодательством ЧР и постановлением Кабинета Министров ЧР от 19.01.2000 года № 1 «Об утверждении Порядка выделения кредитов под ипотеку за счет средств республиканского бюджета ЧР». При подаче заявления Смирнова Л.Ф. представила сведения о нуждаемости в получении жилого помещения, в том числе приложены: справка о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, копия поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, копия договора купли- продажи земельного участка и жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельство о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства о смерти ФИО1 № № от ДД.ММ.ГГГГ, копия удостоверения о праве на льготы серия № № от ДД.ММ.ГГГГ и другие документы.

ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Л.Ф. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с ее заявлением.

Из материалов дела видно, что обращение Смирновой Л.Ф. с просьбой поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку как вдова умершего инвалида Великой Отечественной войны, поступившее в адрес главы администрации гор. Новочебоксарск в ходе личного приема ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено и ей отказано в принятии на учет по данному основанию.

Из текста письма от ДД.ММ.ГГГГ №- исх. следует, что администрация гор. Новочебоксарск отказала Смирновой Л.Ф. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, ссылаясь на то, что представленные ею документы свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий.

Конкретизируя конституционное право граждан на жилище (ст. 40), законодатель в нормах жилищного законодательства устанавливает условия и порядок его реализации.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.

В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего ( ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесения к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан ( ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года, предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01 марта 2005 года в соответствии с жилищным законодательством РФ.

В Законе Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» предусмотрено, что к иным категориям граждан в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики относятся граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий ( в редакции законов ЧР от 19.10.2009 года № 50 и от 27.02.2010 года № 4).

На основании постановления главы администрации г. Новочебоксарска ЧР от 05.04.2005 года № 116 установлена учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 14,5 кв. метров общей площади на каждого члена семьи.

Согласно представленным документам Смирнова Л.Ф. ранее проживала в индивидуальном жилом <адрес> общей площадью 41, 0 кв. метров, расположенном по <адрес> в <адрес>, принадлежавшем ей на праве собственности. На основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Л.Ф. продала земельный и данный жилой дом. Смирнова Л.Ф. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ в трехкомнатной <адрес> по ул. <адрес> <адрес>, общей площадью 66,7 кв. метров, где на регистрационном учете помимо нее состоят: сын ФИО8 сноха ФИО2, внук ФИО7, внучка ФИО3 и правнук ФИО6 Собственниками квартиры являются: ФИО8 ФИО4 и ФИО2 в равных долях на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Из выписки из финансового лицевого счета <адрес> по <адрес> <адрес>, справки о составе семьи, копии поквартирной карточки следует, что в настоящее время постоянным местом жительства Смирновой Л.Ф. является вышеуказанная квартира.

Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3,4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ( ч. 7 ст.13, 49 ЖК РФ).

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 56 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, в частности, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

В части 2 ст. 56 ЖК РФ указано, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Истица Смирнова Л.Ф. обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на наличие у нее права на государственную поддержку.

Ответчик отказал в постановке на учет по тем основаниям, что имеются обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий. Выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий нашли свое подтверждение в собранных по делу доказательствах.

Виды жилищных правоотношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного кодекса РФ. Жилищным законодательством регулируются правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно- правовым актом в качестве условий реализации названного права распространяются на всех граждан Российской федерации и изъятий не содержат. Каких- либо специальных условий постановки в ветеранов Великой отечественной войны и членов семей погибших (умерших) ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях реализации ими жилищных прав, установленных Федеральным законом «О ветеранах» и принятых по этому вопросу подзаконных актах законодателем не предусмотрено.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

В силу части 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношений не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищного законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Статья 53 ЖК РФ не содержит конкретный перечень действий, при совершении которых возникает необходимость участия со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, в связи с чем суд считает возможным по аналогии применить к спорным правоотношениям положения пункта 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, в подпункте «д» которого предусмотрено, что отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя и совместно с ним проживающих членов его семьи, относится к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты.

Из материалов дела видно, что до ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Л.Ф. являлась собственником жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью жилого помещения 41,0 кв. метров. На основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ данный дом перешел в собственность ФИО5 После совершения данной сделки ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована на жилплощади своего сына по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>.

Доводы о том, что данный дом является ветхим и требующим капитального ремонта и непригодным для проживания ничем не подтверждены. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания относится к компетенции межведомственной комиссии. Жилой дом истца к моменту совершения сделки в установленном законом порядке непригодным для проживания не признан. Из характеристики дома, указанного в пункте 1 договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что он имеет автономное отопление, центральный водопровод, автономную канализацию, центральное газоснабжение и энергоснабжение.

Оценивая доводы истца о том, что сделка совершена в связи с невозможностью проживания одной без посторонней помощи, а не в целях ухудшения жилищных условий для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд признает их несостоятельными. Само по себе отчуждение единственного пригодного для проживания жилого помещения предполагает ухудшение жилищных условий и нуждаемость гражданина в другом жилом помещении.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства суд приходит к выводу, что совершенные истцом действия не могут быть признаны добросовестными.

Доводы истца о том, что она в силу преклонного возраста и своего физического состояния не могла проживать одна в жилом доме, и что в настоящее время проживает в стесненных условиях, не могут быть основанием для удовлетворения иска.

Поскольку на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет имелись обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий и предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок со дня их совершения не истек, администрация гор. Новочебоксарск обоснованно отказала истцу в постановке на учет.

Таким образом, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения искового заявления Смирновой Л.Ф. не имеется, поскольку ей на законных основаниях отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Смирновой Людмилы Федоровны об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в рамках Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ « О ветеранах» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР.

Судья В.П. Балашникова