Дело № 2- 551/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2011 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
под председательством судьи Балашниковой В.П.
при секретаре Исаковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефремовой Августы Ивановны к Администрации гор. Новочебоксарск об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях,
установил:
Ефремова А.И., обратилась в суд с иском к администрации гор. Новочебоксарск с требованием об обязании ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ. Требование мотивировано тем, что Ефремова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ Ефремова А.И. обратилась в администрацию гор. Новочебоксарск с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Решением жилищной комиссии при администрации гор. Новочебоксарск от ДД.ММ.ГГГГ отказано в постановке на учет в связи с тем, что представленные ее документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Полагает, что администрацией г. Новочебоксарск грубо нарушены ее права, как вдовы участника войны на своевременное обеспечение жилым помещением, гарантированное федеральным законодательством на благоустроенное жилье. Ефремова А.И. на праве собственности имела неблагоустроенный жилой <адрес>, д. Систеби, <адрес> ЧР, общей площадью 36,5 кв. м., жилой площадью 22,78 кв.м. Указанный <адрес> года постройки, инвентарная стоимость которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год <данные изъяты> рублей и в нем каких-либо удобств не имеется. В указанном доме Ефремова А.И. проживала с сыном ФИО3, умершим ДД.ММ.ГГГГ. Ефремова А.И. после смерти сына переехала на постоянное место жительства в <адрес>. Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности дочери Ефремовой А.И.. -Ефимовой Н.А.(1/4 доля в праве в общей долевой собственности) и внуку ФИО1 (3/4 доля в праве в общей долевой собственности). Переезд Ефремовой А.И. был вынужденным ввиду стечения обстоятельств: болезнь, состояние здоровья, смерть сына, ветхость жилья. В последующем, для использования указанного дома в деревне под дачу, по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ Ефремова А.И. подарила дом внуку ФИО1 Межведомственной комиссией администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> д. <адрес> признан непригодным для проживания. В техническом паспорте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ приведено техническое описание конструктивных элементов и определен физический износ основных строений: по литере ДД.ММ.ГГГГ года постройки, в частности: фундаменты-сквозные трещины, стены и их наружная отделка- трещины, перекрытия, чердачные балки имеют заметные прогибы, быстроразвивающие опасные деформации, крыша имеет пробоины и нарушение примыканий местами, полы- просадку, изношенность, оконные переплеты расшатаны, дверные коробки перекошены, отделка внутренняя -сырые пятна, отслоение, отопление- местами проржавление трубопровода. Сквозные трещины в фундаментах, стенах, крыше возникли в результате изношенности деревянного <адрес> года постройки, которому 55 лет.
Истица Ефремова А.И. в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна.
Представители истца Громова С.А., Ефимова Н.А. иск поддержали по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика Ильина Е.А. иск не признала по мотиву необоснованности и просила отказать в удовлетворении требований.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Ефремова А.И., являясь вдовой умершего инвалида Великой Отечественной война Ефремова А.Я., имеет льготы и преимущества, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ Ефремова А.И. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением, в котором просила принять ее с составом семьи из трех человека на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку как вдова умершего инвалида Великой Отечественной войны.
В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года, предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01 марта 2005 года в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Следовательно, вставшие на учет после 01.03.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет и при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела видно, что Ефремовой А.И. к заявлению приложены: копия паспорта, копия удостоверения серии № № от ДД.ММ.ГГГГ года, выписка из финансового лицевого счета, справка о составе семьи, копия поквартирной карточки на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копии свидетельств о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, справка о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства о заключении брака № № от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> д. <адрес> ЧР, копии свидетельств о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, справка из МУП «БТИ» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из ЕГРП на <адрес> д. <адрес> ЧР, копия свидетельства о смерти № № на ФИО2, справка из отдела военного комиссариата ЧР по <адрес> и <адрес>м № от ДД.ММ.ГГГГ и другие документы.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> отказала Ефремовой А.И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, ссылаясь на то, что представленные ее документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Конкретизируя конституционное право граждан на жилище (ст. 40), законодатель в нормах жилищного законодательства устанавливает условия и порядок его реализации.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего ( ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесения к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан ( ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года, предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01 марта 2005 года в соответствии с жилищным законодательством РФ.
В Законе Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» предусмотрено, что к иным категориям граждан в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики относятся граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий ( в редакции законов ЧР от 19.10.2009 года № 50 и от 27.02.2010 года № 4).
На основании постановления главы администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 14,5 кв. метров общей площади на каждого члена семьи.
Согласно представленным документам ранее Ефремова А.И. проживала в индивидуальном жилом <адрес> общей площадью 36, 10 кв. метров, расположенном в <адрес> по <адрес> ЧР. В настоящее время Ефремова А.И. проживает в однокомнатной <адрес>, общей площадью 32,9 кв. метров, где на регистрационном учете состоят 3 человека, собственниками квартиры являются дочь Ефремовой А.И. Ефимова Н.А.( 1/4 для в праве, общая долевая собственность) и внук- ФИО1 (3/4 доля в праве, общая долевая собственность) на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. Судом установлено, что в настоящее время постоянным местом жительства Ефремовой А.И. является вышеуказанная квартира.
Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3,4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ( ч. 7 ст.13, 49 ЖК РФ).
Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 56 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, в частности, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
В части 2 ст. 56 ЖК РФ указано, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Истица Ефремова А.И. обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на наличие у нее права на государственную поддержку в соответствии с президентской программой «Жилье для ветеранов».
Ответчик отказал в постановке на учет в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ, что представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи мене учетной нормы;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или), принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Суд находит, что Ефремова А.И. вселена в вышеуказанную квартиру в качестве члена семьи собственника дочери Ефимовой Н.А. По общему правилу члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Сведений о том, что имелось иное соглашение между собственником жилого помещения и членом ее семьи Ефремовой А.И. суду не представлено. Таким образом, Ефремова А.И. имеет равные права пользования квартирой с момента вселения в нее, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о праве собственности <адрес> имеет общую площадь 32,9 кв. метров, и на момент подачи истцом заявления о принятии на учет в данной квартире проживали и были зарегистрированы 3 человека. Следовательно, обеспеченность истца общей площадью жилого помещения составляет 10,96 кв. метров, т.е. менее учетной нормы.
Из материалов дела видно, что истица ранее проживала в жилом <адрес> д. <адрес> ЧР. В соответствии с актом обследования жилого дома и заключения межведомственной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и постановлением <адрес> <адрес> <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №, жилое помещение площадью 22.78 кв. м. <адрес> д. <адрес> признано непригодным для проживания. Согласно договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного дома является внук истца ФИО1 Согласно справке МУП «Бюро технической инвентаризации <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недвижимое имущество за Ефремовой А.И. не зарегистрировано, в приватизации жилого помещения не участвовала.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № сообщило об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах Ефремовой А.И. на объекты недвижимого имущества в Чувашской Республике.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
Жилой дом истца к моменту совершения сделки в установленном законом порядке непригодным для проживания не признан. Вместе с тем, с момента совершения сделки до обследования межведомственной комиссией жилого <адрес> в <адрес> на предмет пригодности для проживания истек не многим более двух месяцев, что может свидетельствовать о том, что на момент совершения сделки дарения указанный жилой дом являлся также непригодным для проживания.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства суд приходит к выводу, что совершенные истцом действия не могут быть признаны недобросовестными.
Действующий жилищный кодекс не устанавливает конкретный размер учетной нормы. С соответствии п.п. 4,5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
На основании постановления главы администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 14,5 кв. метров общей площади на каждого члена семьи
Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
<адрес> составляет 32, 9 кв. метров (32,9 : 3= 10,96 кв.м.), что на одного члена семьи составляет менее учетной нормы.
Таким образом, доводы администрации гор. Новочебоксарск о том, что представленные истцом документы на подтверждают право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, не нашли свое подтверждение в собранных по делу доказательствах.
Виды жилищных правоотношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного кодекса РФ. Жилищным законодательством регулируются правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно- правовым актом в качестве условий реализации названного права распространяются на всех граждан Российской федерации и изъятий не содержат. Каких- либо специальных условий постановки в ветеранов Великой отечественной войны и членов семей погибших (умерших) ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях реализации ими жилищных прав, установленных Федеральным законом «О ветеранах» и принятых по этому вопросу подзаконных актах законодателем не предусмотрено.
. Таким образом, сделанные жилищной комиссией выводы об отсутствии у истца права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, не могут быть признаны обоснованными, в связи с чем решение от ДД.ММ.ГГГГ не может признаваться законным. Нарушенное право истца подлежит восстановлению путем постановки на учет с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию гор. Новочебоксарск Чувашской Республики поставить Ефремову Августу Ивановну на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР.
Судья В.П. Балашникова