об обязании поставть на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях



Дело № 2- 505/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 марта 2011 года г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Балашниковой В.П.

при секретаре Исаковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прохоровой Елены Геннадьевны, действующей от имени недееспособной Григорьевой Раисы Федоровны, к Администрации гор. Новочебоксарск об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях,

установил:

Прохорова Е.Г., являясь опекуном недееспособной Григорьевой Р.Ф., действуя в интересах опекаемой, обратилась в суд с иском к администрации гор. Новочебоксарск с требованием об обязании поставить Григорьеву Р.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Требование мотивировала тем, что она, являясь опекуном над недееспособной Григорьевой Р.Ф., действуя в интересах последней, обратилась в администрацию гор. Новочебоксарск с заявлением о постановке Григорьевой Р.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Григорьеву Р.Ф. уведомили о том, что решением жилищной комиссии администрации гор. Новочебоксарск от ДД.ММ.ГГГГ отказано в постановке на учет в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. С таким решением не согласны. Григорьева Р.Ф. является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, жилья на праве собственности или по договору социального найма не имеет. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. В данной квартире, кроме Григорьевой Р.Ф., зарегистрированы и проживают пять человек: ФИО4 (зять Григорьевой Р.Ф.), Прохорова Е.Г. (внучка), ФИО1 (внук), ФИО2 (внучка), ФИО5 (правнучка). Следовательно, на долю каждого проживающего в данной квартире приходится 12,9 кв. метров общей площади жилого помещения, тогда как в гор. Новочебоксарск установлена норма общей площади жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 14, 5 кв. метров. Считает, что Григорьева Р.Ф. представила все требуемые документы, подтверждающие нуждаемость в жилых помещениях, поэтому решение об отказе в постановке на учет является незаконным.

В судебном заседании представители Григорьевой Р.Ф. Прохорова Е.Г. и Муляков Н.А. заявленное требование поддержали по изложенным выше основаниям.

Истец Григорьева Р.Ф. в судебное заседание не явилась, решением Новочебоксарского городского суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ признана недееспособной.

Представитель администрации гор. Новочебоксарск Ильина Е.А. иск не признала по мотиву необоснованности.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что Григорьева Раиса Федоровна, являясь участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, имеет льготы и преимущества, установленные Федеральным законом «О ветеранах».

ДД.ММ.ГГГГ Григорьева Р.Ф. обратилась в администрацию гор. Новочебоксарск с заявлением, в котором просила принять Григорьеву Р.Ф. с составом семьи из одного человека на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация гор. Новочебоксарск уведомила Григорьеву Р.Ф. о том, что заявление о принятии на учет иных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, рассмотрено на заседании жилищной комиссии при администрации гор. Новочебоксарск ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ в принятии на учет отказано, поскольку представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» оказание мер социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны, в том числе в п. 3 предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий независимо от их имущественного положения ( в редакции Федеральных законов от 29.06.2009 года № 135- ФЗ, от 21.12.2009 года № 327-ФЗ, от 06.05.2010 года № 79-ФЗ). Изменения, внесенные Федеральным законом от 06.05.2009 года № 79- ФЗ в подпункт 3 пункта 1 данной статьи распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2010 года.

В Законе Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» предусмотрено, что к иным категориям граждан в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики относятся граждане, указанные в статьях 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 года и граждане, указанные в статьях 14,15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий ( в ред. Законов ЧР от 19.10.2009 года № 50, от 27.02.2010 года № 4).

Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела видно, что Григорьевой Р.Ф. к заявлению приложены: копия паспорта заявителя, копия удостоверения серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ года, копии свидетельств о государственной регистрации права собственности, выписка из финансового лицевого счета, справка о составе семьи на <адрес>, общей жилой площадью 77,47 кв. метров, справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная МУП технической инвентаризации <адрес>, сообщения Управления федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № об отсутствии сведений о зарегистрированных правах, выписка из похозяйственной книги № <адрес> сельского поселения <адрес> ЧР на ДД.ММ.ГГГГ, справка Муниципального унитарного предприятия технической инвентаризации «<данные изъяты> и другие документы.

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ администрация гор. Новочебоксарск сообщила, что Григорьевой Р.Ф. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях отказано в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, так как представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии при администрации гор. Новочебоксарск следует, что отказано в принятии на учет Григорьеву Р.Ф. в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ.

Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Действующий жилищный кодекс не устанавливает конкретный размер учетной нормы. С соответствии п.п. 4,5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением главы администрации г. Новочебоксарска ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 14,5 кв. метров общей площади на каждого члена семьи.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Григорьева Р.Ф. зарегистрирована и проживает в четырехкомнатной квартире, общей площадью 77,4 кв. метров, принадлежащей на праве общей долевой собственности дочери истца ФИО3 (2/5 доли в праве), внучкам истца: ФИО2 (Прохоровой) А.Г. ( 2/ 5 доли в праве), Прохоровой Е.Г. (1/5 доля в праве), расположенной по адресу: <адрес>.

Кроме Григорьевой Р.Ф. в этой квартире зарегистрированы и проживают: ФИО4, ФИО1, Прохорова Е.Г., ФИО2 и несовершеннолетняя ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Следовательно, на долю каждого проживающего в этой квартире приходится 12, 9 кв. метров общей площади жилого помещения ( 77,4 кв. метров : 6 = 12,9 кв. метров).

В соответствии с ч.2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Из материалов дела видно, что на основании решения Новочебоксарского городского суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ Григорьева Р.Ф. признана недееспособной. Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над недееспособной Григорьевой Р.Ф. опекуном назначена внучка Прохорова Е.Г.

Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной МУП технической инвентаризации <данные изъяты> следует, что в материалах названного предприятия сведений о регистрации прав на недвижимое имущество Григорьевой Р.Ф. не имеется. Из сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах собственности Григорьевой Р.Ф. на объекты недвижимого имущества.

Жилой дом, расположенный по адресу: ЧР, <адрес>, в котором Григорьева Р.Ф. проживала до вселения в <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности дочери Григорьевой Р.Ф.- ФИО3 Супруг Григорьевой Р.Ф. - ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено судом Григорьева Р.Ф. не вступила в права наследования и, кроме того, не оформила право собственности на 1 / 2 долю в праве на совместно нажитое в период брака имущество- жилой дом.

Вместе с тем, данное обстоятельство не может быть расценено в порядке ст. 53 ЖК РФ и ст. 16 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» по следующим основаниям.

Из выписки их похозяйственной книги № № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что жилой <адрес> 1960 года постройки, бревенчатый, материал кровли- железный, общая площадь -36,29 кв. метров, жилая площадь- 22 кв. метра.

Согласно акту обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная распоряжением главы Ефремкасинского сельского поселения <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, провела обследование жилого <адрес> и установила, что он является бревенчатым, обшитым кирпичом, и построен в 1960 году, нижние венцы дома сгнили, деревянные тумбы фундаментов просели и сгнили, образовались трещины, концы балок перекрытий частично сгнили, деревянные покрытия провисли, крыша протекает, пол поражен гнилью, имеются прогибы, в связи с чем дом имеет износ 66 %. Жилой дом является ветхим. Из заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данный жилой дом признан ветхим в связи с его физическим износом.

Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № жилой <адрес> признан ветхим.

Согласно п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

В соответствии с пунктом 34 названного Положения жилые помещения, расположенные в деревянных домах, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает решения, в том числе о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно пояснениям представителя истца данный жилой дом не пригоден для проживания из-за высокой степени физического износа и в будущем будет снесен.

В соответствии с п. п. 3,4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Статья 4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» предусматривает аналогичный порядок. В пункте 3 названного закона предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению о постановке на учет.

Истец представила все предусмотренные данным перечнем документы, подтверждающие право Григорьевой Р.Ф. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Таким образом, по мнению суда, администрация гор. Новочебоксарск необоснованно отказала Григорьевой Р.Ф. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Исходя из выше установленных обстоятельств, суд пришел к выводу, что имеются законные основания для удовлетворения иска и обязании администрации гор. Новочебоксарск принять Григорьеву Р.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с момента подачи заявления, с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию <адрес> Республики поставить Григорьеву Раису Федоровну на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР.

Судья В.П. Балашникова