Дело 2 - 167\11 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2011 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Красильниковой С.А.
при секретаре Красильниковой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции ФНС России по г. Чебоксары Чувашской Республики к Иголкиной Марии Артемовне о взыскании задолженности по земельному налогу за 2007 год в размере <данные изъяты>, за 2008 год в размере <данные изъяты>, за 2009 год в размере <данные изъяты>, пени по земельному налогу в размере <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л :
Иголкина М.А., проживающая по адресу <адрес> является собственником земельного участка согласно договора № купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и на данный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано свидетельство о государственной регистрации права.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Чебоксары (далее по тексту Инспекция) обратилась в суд с иском к Иголкиной М.А..
Из иска Инспекции следует, что Иголкина М.А. являясь собственником земельного участка (вид разрешенного использования «для эксплуатации нежилых помещений», кадастровый номер 21:01:21204:21, кадастровая стоимость <данные изъяты> руб.), расположенного в <адрес>, является налогоплательщиком земельного налога. Между тем в нарушение установленных законом обязательств по уплате земельного налога, Иголкина М.А., несмотря на направленные ей Инспекцией требования об уплате задолженности по налогу, пени, сумму задолженности по земельному налогу за 2007, 2008, 2009 годы в бюджет не перечислила.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате Иголкиной М.А. за 2007 год составляет <данные изъяты>, за 2008 год - <данные изъяты>, за 2009 год составляет <данные изъяты>, пени за неуплаченную сумму налога составляет <данные изъяты>.
По изложенным мотивам, на основании положений Налогового кодекса РФ, истец просит суд, взыскать с Иголкиной М.А., задолженность по земельному налогу в общем размере <данные изъяты>, в том числе: налог - <данные изъяты>, и пени - <данные изъяты>.
В последующем истец уточнил свои требования, просил суд взыскать с ответчика задолженности по земельному налогу за 2007 год в размере <данные изъяты>, за 2008 год в размере <данные изъяты>, за 2009 год в размере <данные изъяты>, пени по земельному налогу в размере <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования по тем же мотивам, изложенным в исковом заявлении и вновь привела их суду, а также поддержала свои ранее данные пояснения в ходе предыдущих судебных заседаний.
Представитель ответчика иск не признала по мотивам его необоснованности, ссылаясь на свои письменные возражения и ранее данные пояснения в ходе предыдущих судебных процессов.
Иголкина М.А. в суд не явилась, была извещена надлежащим образом, стороны не возражали рассмотреть дело без участия истца.
Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел следующему.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту.
Ст. 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законом установленные налоги.
Статьей 15 Налогового кодекса РФ, земельный налог отнесен к местным налогам.
Согласно статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения.
Согласно статьи 1 пунктов 4, 5 Налогового кодекса РФ, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Иголкина М.А. и другие лица приобрели в собственность в долях земельный участок с кадастровым номером 21:01:02 12 04:0021, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Пункт 1 статьи 131 ГК РФ предусматривает, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладатель права собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в Реестр, и прекращается со дня внесения в Реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ в подтверждение права собственности, Иголкиной М.А. было выдано свидетельство о государственной регистрации права на 19/100 доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок. На момент приобретения Иголкиной М.А. указанного земельного участка, его назначение значилось как «для эксплуатации нежилого здания».
В соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ и пункта 10.4.3 Решения Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 07 сентября 2005 года № 1733 (в редакции от 15 ноября 2005 года) налогоплательщики - физические лица уплачивают один авансовый платеж не позднее 15 сентября налогового периода. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и одной второй налоговой ставки. Уплата налога по истечении налогового периода производится не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В обоснование иска истец указал, что в адрес ответчика были направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату земельного налога за 2007 год в сумме <данные изъяты> в том числе по срокам уплаты - ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату земельного налога за 2008 год в сумме <данные изъяты>, в том числе по срокам уплаты - ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату земельного налога за 2009 год в сумме <данные изъяты> в том числе по срокам уплаты - ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истице было направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по земельному налогу в размере <данные изъяты> с указанием срока платежа до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика предоставил в суд свои письменные возражения по существу заявленных требований, данные доводы он полностью поддержал в ходе судебного процесса.
Из данного отзыва следует, что сторона ответчика считает, что инспекцией нарушена процедура и сроки взыскания недоимки по земельному налогу, что означает признание уведомлений № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2007, 2008, 2009 годы недействительными, требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога незаконным.
Суд исследовав все представленные доказательства пришел к выводу, что данные доводы ответчика частично являются обоснованными по следующим основаниям.
Согласно пунктов 10.4.3, 10.4 Решения Чебоксарского городского собрания депутатов от 10 июня 2004 года № 1287 налогоплательщики - физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления уплачивают один авансовый платеж не позднее 15 сентября налогового периода, уплата налога по истечении налогового периода производится не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Инспекция обращаясь с иском в суд ссылалась на то обстоятельство, что в установленные законодательством сроки сумма налога за 2007, 2008, 2009 год в бюджет не перечислена. В порядке исполнения статье 60, 70 Налогового кодекса РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в ходе судебного заседания представитель истца ссылался также на положения статьи 397 Налогового кодекса РФ, в той части, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, а также налогоплательщики уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Федеральный закон от 28 ноября 2009 года № 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу с 1 января 2010 года.
Статьей 4 Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28 ноября 2009 года N 283-ФЗ, вступившего в законную силу с 01 января 2010 года, пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ был дополнен абзацами следующего содержания: "Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта".
До 01 января 2010 года налоговое законодательство таких положений не содержало.
Пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина. Это означает недопустимость необоснованного ограничения прав или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты и т.п.
Согласно пункта статьи 5 Налогового кодекса РФ акты о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы.
Доводы представителя истца в той части, что у них в инспекции не было информации о том, что Иголкина М.А. имела в собственности земельный участок, а данная информация поступила к ним лишь в 2010 году и уведомление таким образом было направлено об уплате налога за три года и при таких обстоятельствах они не смогли отправить ей уведомление об уплате налога за 2007 год, за 2008 год по истечении соответствующего календарного года в силу ст. 57 ГПК РФ никакими доказательствами в суде истцом подтверждены не были.
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
По мнению суда, поскольку 04 октября 2006 года в подтверждение права собственности, Иголкиной М.А. было выдано свидетельство о государственной регистрации права на 19/100 доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязан был предоставить информацию в налоговый орган о собственники спорного земельного участка.
Несвоевременное предоставление в налоговый орган информации по мнению суда не должно ухудшать положение налогоплательщика Иголкиной М.А.
Пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ НК РФ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Учитывая, что налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и требование № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты налога за 2007 год и 2008 год были направлены ответчику за пределами установленного законом годичного срока, по мнению суда они являются неправомерными и иск инспекции о взыскании суммы земельного налога за 2007 год, 2008 год, а также требование о взыскании пени за несвоевременную уплату данного налога за данные годы удовлетворению не подлежит.
Материалами дела установлено, что налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога за 2009 год было направлено ответчику в установленный законом срок, за один налоговый период, предшествующий календарному году направления налогового уведомления и при таких обстоятельствах ответчик обязан был как налогоплательщик произвести уплату земельного налога.
Поскольку Иголкина М.А. земельный налог за 2009 год в бюджет не перечислила, иск о взыскании земельного налога с Иголкиной М. А. за 2009 год в размере <данные изъяты> подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора.
Поскольку Иголкина М.А. несвоевременно уплатила земельный налог и таким образом с ответчика следует взыскать пени за несвоевременную уплату налога в размере <данные изъяты> за просрочку уплаты земельного налога за 2009 год.
В иске истцу о взыскании пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2007 год и 2008 год в размере <данные изъяты> следует отказать, поскольку истцу о взыскании налога за 2007 год и 2008 год отказано.
Руководствуясь ст. 198- ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Инспекции ФНС России по <адрес> Республики к Иголкиной Марии Артемовне о взыскании задолженности по земельному налогу за 2007 год в размере <данные изъяты>, за 2008 год в размере <данные изъяты>, за 2009 год в размере <данные изъяты>, пени по земельному налогу в размере <данные изъяты> удовлетворить частично.
Взыскать с Иголкиной Марии Артемовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения задолженность по земельному налогу за 2009 год в размере <данные изъяты> и пени за несвоевременную уплату налога в размере <данные изъяты> на расчетный счет № с реквизитами:
КБК <данные изъяты> (налог)
КБК <данные изъяты> (пени)
Наименование банка ГРКЦ НБ Чувашской Республики банка России, БИК 049706001, код АКАТО 97401000000, наименование получателя платежа: УФК по Чувашской Республике, налоговый орган ИНН 21300000012 ИФНС России по г. Чебоксары ; наименование банка ГРКЦ НБ Чувашской Республики банка России ; наименование платежа : земельный налог физических лиц
Взыскать с Иголкиной Марии Артемовны госпошлину в размере <данные изъяты>
В иске Инспекции ФНС России по г. Чебоксары Чувашской Республики к Иголкиной Марии Артемовне о взыскании задолженности по земельному налогу за 2007 год в размере <данные изъяты>, за 2008 год в размере <данные изъяты>, пени по земельному налогу в размере <данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения. С мотивированным решением стороны могут ознакомится 18 апреля 2011 года.
Судья: С.А. Красильникова