Дело № 2-1126\11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2011 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Дурницына Э.В.,
при секретаре судебного заседания Седовой И.И.,
с участием представителя заявителя директора ООО «Управляющая компания Новэк» ФИО1 - Дьяконова Ю.Н., действующего на основании доверенности,
а также старшего помощника прокурора г. Новочебоксарск ЧР Клычковой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению директора ООО «Управляющая компания Новэк» ФИО1 о признании действий прокурора г. Новочебоксарск и представление от 17 марта 2011 года об устранении нарушений жилищного и антитеррористического законодательства незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Директор общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новэк» (далее ООО «УК Новэк») ФИО1 обратился в городской суд с заявлением о признании незаконными действий прокурора г. Новочебоксарск ЧР и представления от 17 марта 2011 года об устранении нарушений жилищного и антитеррористического законодательства.
Заявление мотивировано тем, что 17 марта 2011 года прокурором города г. Новочебоксарск в адрес директора ООО «УК Новэк» внесено представление № 03-03-11 об устранении нарушений жилищного и антитеррористического законодательства в части отсутствия контроля со стороны управляющей организации за лицами, проживающими во временно оборудованных под жилье 24 муниципальных помещениях, расположенных в цокольном этаже жилого дома <адрес> г. Новочебоксарск. Согласно вышеуказанного представления прокуратура города обязала директора ООО «УК Новэк» принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, а также привлечь виновных в нарушении к дисциплинарной ответственности. Однако заявитель отмечает, что вышеуказанные 24 жилых помещения находятся в муниципальной собственности и в рамках п.п. 9 п.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ осуществление контроля за использованием муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органа местного самоуправления. ООО «УК Новэк» не обладает полномочиями на проведение проверки наличия у граждан, проживающих в жилых помещениях, являющихся муниципальной собственностью, правоустанавливающих документов на данное жилое помещение. Также в соответствии с п.2 Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713) и в рамках Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации должностными лицами управляющей организации, ответственными за регистрацию, осуществляется только прием заявлений граждан и соответствующие документы, необходимые для регистрации, и их последующая передача в органы регистрационного учета, которыми в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченногонаосуществлениеслужбы РФ (п. 11, п. 17 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации). Одновременно вышеуказанными нормативными актами гражданам вменено в обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.
ООО «УК Новэк» согласно принятого на себя обязательства по договору управления многоквартирным домом ведет реестр собственников, делопроизводство, бухгалтерский учет и отчетность по управлению многоквартирным домом.Обществом данное условие выполняется надлежащим образом и в полном объеме.
Исполняя представление прокуратуры от 17.03.2011 г. в части проведения проверки на предмет законности проживания граждан в 24 муниципальных помещениях, расположенных в цокольном этаже жилого дома, общество допустило бы нарушение законодательства в части превышения юридическим лицом своих полномочий и прав, предусмотренных законодательством и договором управления многоквартирным домом. Следовательно, вынесенное прокуратурой представление нарушает права и законные интересы директора ООО «УК «Новэк» в части осуществления предпринимательской деятельности по оказанию услуг управления многоквартирным домом в виду невозможности исполнения юридическим лицом вынесенного представления.
В судебном заседании представитель директора ООО «УК Новэк» ФИО1 - Дьяконов Ю.Н. поддержал заявление по изложенным в нем основаниям и просил их удовлетворить.
Старший помощник прокурора г.Новочебоксарска ЧР Клычкова Ю.Ю. с заявлением директора ООО «УК Новэк» ФИО1 не согласилась и просила отказать в удовлетворении заявления, пояснив суду, что основанием для внесения представления, согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ явилось коллективное обращение жильцов <адрес> г. Новочебоксарск по вопросу предоставления жилищно-коммунальных услуг ООО «УК Новэк». В ходе проверки были установлены нарушения ООО «УК Новэк» жилищного и антитеррористического законодательства, составлена справка, на основании которой было издано предписание, где отражены нарушения, не соответствующие требованиям федерального законодательства.
Заявитель - директор ООО «УК Новэк» ФИО1 надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело без участия директора ООО «УК Новэк» ФИО1
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из положений ч. 1 ст. 3 и ст. 254 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пунктом третьим Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.
Из материалов надзорного производства №ж-2011 усматривается, что 16 февраля 2011 года в прокуратуру г. Новочебоксарск поступило коллективное обращение жильцов <адрес> г. Новочебоксраск по вопросу предоставления жилищно-коммунальных услуг ООО «УК Новэк».
По данному факту прокуратурой г. Новочебоксарск проведена проверка соблюдения ООО «УК Новэк» жилищного законодательства в части обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и предоставления коммунальных услуг.
По результатам проведенной проверки 17 марта 2011 года прокурором в адрес директора ООО «Управляющая компания «Новэк» ФИО1 вынесено представление № № об устранении нарушений жилищного и антитеррористического законодательства в части отсутствия контроля со стороны управляющей организации за лицами, проживающими во временно оборудованных по жилье 24 муниципальных помещениях, расположенных в цокольном этаже жилого дома № <адрес> г. Новочебоксарск. Согласно указанного представления прокуратура г. Новочебоксарск обязала директора ООО «Управляющая компания «Новэк» принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, а также привлечь виновных в нарушении лиц к дисциплинарной ответственности.
Согласно письма директора ООО «УК Новэк» ФИО1 от 05 марта 2011 г. за №, адресованного заместителю прокурора <адрес> ФИО2, дом № 11 <адрес> г. Новочебоксарск находится в управлении ООО «УК Новэк» с 01 октября 2008 года. Дом был передан с временно оборудованными под жилье 24 муниципальными помещениями в цокольном этаже, надлежащих документов на право проживания в цокольном этаже от МУП «УК в ЖКХ г. Новочебоксарск» обществу передано не было. В настоящее время в цокольном помещении проживают 20 семей по договору аренды, заключенного с подрядной организацией ОАО «Ремжиллюкс». ОАО «Ремжиллюкс», заключив договор аренды с жильцами цокольного этажа, контроль за проживающими не ведет. В мае 2009 года цокольные помещения были обследованы работниками ООО «УК Новэк», в ходе которого были выявлены пустующие комнаты, которые были забиты и опечатаны силами ОАО «Ремжиллюкс». Многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета. Начисление платы за электроэнергию и горячее водоснабжение по показаниям общедомовых приборов учета производится в строгом соответствии с п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
03 марта 2011 года комиссией в составе главного инженера и мастера участка ОАО «Ремжиллюкс», ведущего специалиста и паспортиста ООО «УК Новэк» произведено повторное комиссионное обследование жилых помещений цокольного этажа <адрес> г. Новочебоксарск, в ходе которого выявлено, что в пяти комнатах, ранее числившихся пустующими комнатами, без разрешения и надлежащих документов проживают 14 человек.
Из сообщения директора ОАО «Ремжиллюкс» от 15 марта 2011 г. за №, адресованного старшему помощнику прокурора г. Новочебоксарск Клычковой Ю.Ю., усматривается, что учет и контроль граждан, проживающих в цокольном этаже <адрес> г. Нововчебоксарск, а также заселенных комнатах, ведет управляющая компания ООО «УК Новэк». ОАО «Ремжиллюкс» с проживающими гражданами в данных комнатах договорных отношений не имеет.
Управление многоквартирным домом - особый вид деятельности, целью которого является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (п. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно представленного в материалах надзорного производства №171ж-2011 договора управления многоквартирным домом № <адрес> Новочебоксарск, ООО «УК Новэк» обязуется ввести реестр собственников, делопроизводство, бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность по управлению многоквартирным домом (п. ДД.ММ.ГГГГ), обязуется осуществлять рассмотрение предложений, заявлений и жалоб собственников многоквартирного дома и принимать соответствующие меры (п. 4.1.9).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 11.11.2010) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) сотрудники управляющей организации являются должностными лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту жительства и пребывания.
Из п.п. 6 и 58 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (утв. Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208), должностные лица, ответственные за регистрацию граждан, обязаны не только осуществлять первичный прием соответствующих документов от граждан, но и вести, хранить поквартирные карточки и карточки регистрации по месту жительства.
Вместе с тем, в силу нормативно-правовых актов обязанность по организации первичного приема и хранения регистрационных документов, учет собственников помещений многоквартирного дома является обязанностью управляющей компании ООО «УК Новэк».
Однако в нарушение указанных норм установлено, что ООО «УК Новэк» учет собственников и проживающих граждан в многоквартирном доме не ведет, тогда как учетно-регистрационные сведения необходимы для правильного расчета платы за коммунальные услуги. Последнее обследование, управляющая компания проводила в мае 2009 года. В ходе прокурорской проверки установлено, что во временно оборудованных под жилье помещениях проживают граждане в отсутствие каких-либо правоустанавливающих документов. Однако начисление платы за жилищно-коммунальные услуги осуществляется ежемесячно. Меры по информированию органа местного самоуправления, правоохранительных органов ООО «УК Новэк» не принимались и не принимаются.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов наделен правом вносить представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 № 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанных в п.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке.
Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Таким образом, внесение представления прокурором возлагает на уполномоченные орган или должностное лицо обязанность в добровольном порядке устранить допущенные нарушения и о результатах принятых мер сообщить прокурору.
В данном случае прокурором г.Новочебоксарска ЧР соблюден порядок принятия мер прокурорского реагирования, поскольку на основании коллективного обращения граждан была проведена определенная проверка с соблюдением требований законодательства РФ, в ходе которой были истребованы необходимые документы, по результатам этой проверки было внесено представление, которое является мотивированным, и его форма соответствует требованиям Федерального закона «О прокуратуре РФ».
На основании вышеуказанного, учитывая, что изложенные в заявлении ФИО1 доводы могли быть сообщены им в письменном ответе прокурору по результатам исполнения представления, и не свидетельствуют о нарушении его прав, свобод и законных интересов, суд отказывает в удовлетворении заявления ФИО1 При этом прокурором доказана законность требований, изложенных в представлении.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новэк» ФИО1 о признании действий прокурора г. Новочебоксарск по вынесению директору ООО «Управляющая компания «Новэк» представления от 17 марта 2011 года № об устранении нарушений жилищного и антитеррористического законодательства незаконным, отказать.
В удовлетворении заявления директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новэк» ФИО1 о признании представления прокурора г. Новочебоксарск от 17 марта 2011 года № об устранении нарушений жилищного и антитеррористического законодательства незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через городской суд в течение 10 дней с момента со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 апреля 2011 года.
Судья Э.В.Дурницын