решение по иску о взыскании суммы неосновательного обогащения



Дело № 2-610/2011

                                                               Р Е Ш Е Н И Е

                                               Именем Российской Федерации

26 мая 2011 года                                                                                           г. Новочебоксарск

         Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Савелькиной Г.О.,

при секретаре Морозовой К.М.,

с участием старшего помощника прокурора города Новочебоксарск Чувашской Республики Кузнецовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новочебоксарск Чувашской Республики, действующего в интересах муниципального образования - город Новочебоксарск Чувашской Республики, к Воробьеву Виктору Евгеньевичу о взыскании суммы неосновательного обогащения,

                                                    У С Т А Н О В И Л:

          Прокурор города Новочебоксарск Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах муниципального образования - город Новочебоксарск Чувашской Республики к Воробьеву В.Е. о взыскании неосновательного обогащения. Свои требования с учетом уточнений в дальнейшем оснований иска мотивировал тем, что ответчик, являясь депутатом Новочебоксарского городского Собрания депутатов четвертого созыва 2005 - 2010 годов, осуществляя свои полномочия депутата на непостоянной основе, необоснованно, в нарушение требований действующего законодательства в 2008, 2009, 2010 годах получал из местного бюджета г. Новочебоксарск денежные средства, предусмотренные на обеспечение деятельности администрации г. Новочебоксарск. Вместе с тем, оплата труда выборным должностным лицам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, федеральным законодательством не предусмотрена. Согласно п. 15 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов. Уставом города Новочебоксарск гарантий по выплате вознаграждений, поощрений, а также по возмещению каких-либо иных расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности не предусмотрено, в связи с чем решение Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30 июня 2006 года № с13-8 «О возмещении депутатам Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности является незаконным. В решениях Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики о бюджете муниципального образования на 2007, 2008, 2009, 2010 годы, кроме того, они были приняты с дефицитом, на период действия полномочий представительного органа муниципального образования четвертого созыва, денежные средства на обеспечение функционирования законодательных (представительных) органов муниципальных образований не предусматривалось. Воробьев В.Е., являясь депутатом Новочебоксарского городского Собрания депутатов, не мог не знать о том, что в принимаемых решениях Новочебоксарского городского Собрания депутатов на 2008-2010 годы не предусматривается какое-либо финансирование деятельности представительного органа местного самоуправления г. Новочебоксарска. Вместе с тем, в нарушение требований федерального законодательства Воробьеву В.Е. за 2008, 2009 и 9 месяцев 2010 года было перечислено за счет средств местного бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности администрации г. Новочебоксарска 118530 рублей, которыми он распорядился по своему усмотрению. Данная сумма является неосновательным обогащением. На основании ст. 1102 ГК РФ просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение в указанной выше сумме.

         В судебном заседании старший помощник прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики Кузнецова Н.А. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

         Представитель истца муниципального образования - город Новочебоксарск Чувашской Республики Матвеев О.А. исковые требования не поддержал, пояснив, что денежные средства на возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, выплачивались Воробьеву В.Е. на законных основаниях.

         Ответчик Воробьев В.Е. и его представитель Федяров А.В. исковые требования не признали по мотиву их необоснованности.

         Представитель третьего лица администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики Ильина Е.А. исковые требования не признала по мотиву их необоснованности.

         Представитель третьего лица финансового управления администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил.

         При таких обстоятельствах суд с согласия сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

         Свидетель ФИО7 суду показала, что она работает исполняющим обязанности главного бухгалтера администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики, в период с 2008 по 2010 годы Воробьеву В.Е., как и остальным депутатам Новочебоксарского городского Собрания Чувашской Республики, на основании Решения депутатов Новочебоксарского городского Собрания Чувашской Республики от 30 июня 2006 года № с13-8 производились ежемесячные выплаты денежных средств в размере 1 МРОТ для возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью. Указанные денежные средства были заложены в бюджете города Новочебоксарск на 2008-2010 годы. В этот период контролирующие органы неоднократно проводили проверку финансовой деятельности администрации г. Новочебоксарск и каких-либо нарушений в части выплаты депутатам указанных денежных средств не выявили.

         Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

         В судебном заседании установлено, что Воробьев В.Е. в период с 2006 года по 2010 год являлся депутатом Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики четвертого созыва, и администрацией города Новочебоксарск ему ежемесячно выплачивалась компенсация расходов, связанных с депутатской деятельностью в размере 1 МРОТ. За указанный период ответчиком получены денежные средства в счет компенсации расходов в общей сумме 118530 рублей. Данную сумму прокурор г. Новочебоксарск просит взыскать с Воробьева В.Е. как неосновательное обогащение.

         В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

         Из содержания данной статьи следует, что для установления наличия факта неосновательного обогащения необходимо установить отсутствие у лица оснований, дающих ему право на получение имущества.

         Согласно ч. 3 ст. 34, ст. 40, ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2006 года статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется положениями Федерального закона и уставами муниципальных образований. При этом правовое регулирование статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления предусматривает, в частности, возможность установления гарантий и компенсаций для данных лиц в связи с осуществлением ими своих полномочий.

         В соответствии с ч. 9 и 15 ст. 35 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов РФ.

         Согласно п. 8 части 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, включая деятельность представительного органа муниципального образования.

         В соответствии с п. 4 ст. 25 Устава города Новочебоксарск Чувашской Республики, принятого решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28 ноября 2005 года № С 5-1 с последующими изменениями, Новочебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики обладает правами юридического лица. Финансирование деятельности Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики отражается отдельной строкой в местном бюджете.

        Согласно ч. 2 ст. 28 Устава, депутаты Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

         Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 15 мая 2008 года № С 47-3 часть 2 статьи 28 Устава дополнена абзацем вторым, из которого следует, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

         Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 06 ноября 2008 года № С 51-2 утверждено Положение о статусе депутата Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики.

         Пунктами 2.6 и 3.4 указанного Положения предусмотрено, что депутат осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Расходы, связанные с депутатской деятельностью, компенсируются за счет средств бюджета города Новочебоксарска.

         Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30 июня 2006 года № С 13-8 «О возмещении депутатам Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности», принятым ранее указанных выше документов, было предусмотрено ежемесячное возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, в сумме, равной минимальному размеру оплаты труда, установленного статьей 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», финансовому управлению администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики поручено обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Решения, в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете.

         Во исполнение данного решения в бюджете города Новочебоксарск ежегодно предусматривались средства для возмещения указанных выше расходов, связанных с депутатской деятельностью

         Так, решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 09 ноября 2007 года № С 34-1 «О бюджете города Новочебоксарск на 2008 год», утвержден бюджет города Новочебоксарск на 2008 год, в котором в разделе 01 подразделе 04 код классификации операций 212 «Прочие выплаты» предусмотрена компенсация расходов за депутатскую деятельность в размере 2300 (размер МРОТ в 2008 году)* 25 (количество депутатов) * 12 (число месяцев) = 690000 рублей.

         Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27 ноября 2008 года № С 53-5 «О бюджете города Новочебоксарск на 2009 год», утвержден бюджет города Новочебоксарск на 2009 год, в котором в разделе 01 подразделе 04 код классификации операций 212 «Прочие выплаты» предусмотрена компенсация расходов за депутатскую деятельность в размере 4330 (размер МРОТ в 2009 году)* 25 (количество депутатов) * 12 (число месяцев) = 1299000 рублей.

         Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24 декабря 2009 года № С 73-2 «О бюджете города Новочебоксарск на 2010 год», утвержден бюджет города Новочебоксарск на 2010 год, в котором в разделе 01 подразделе 04 код классификации операций 226 «Прочие работы, услуги» предусмотрена компенсация расходов за депутатскую деятельность в размере 4330 (размер МРОТ в 2010 году)* 25 (количество депутатов) * 12 (число месяцев) = 1299000 рублей.

          Таким образом, из бюджетов на 2008 - 2010 годы видно, что компенсация расходов, связанных с депутатской деятельностью, осуществлялась за счет средств местного бюджета, предусмотренных на содержание Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики.

          Согласно ч. 2 статьи 7 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, ратифицированной Федеральным Собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ), вступившей в силу для Российской Федерации 01 сентября 1998 года, статус местных выборных лиц должен предусматривать надлежащую денежную компенсацию расходов в связи с осуществлением ими своего мандата, а также, при необходимости денежную компенсацию за упущенный заработок или вознаграждения за проделанную работу и соответствующее социальное обеспечение.

         На момент ратификации Европейской хартии местного самоуправления основы статуса депутатов представительных органов муниципального Собрания определялись ст. 18 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2009 года. Согласно положениям данной нормы статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются региональными и муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в систему муниципальных правовых актов входят:1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

         Таким образом, решение Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30 июня 2006 года № с13-8, является муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования и принято в пределах компетенции Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики.

         Следовательно, установление выплаты компенсаций депутатам расходов, связанных с их депутатской деятельностью решением Новочебоксарского городского Собрания Чувашской Республики соответствует действующим нормам.

         При таких обстоятельствах денежные средства, выплаченные Воробьеву В.Е. в период с 2006 года по 2010 год, не могут быть признаны неосновательным обогащением.

         На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Новочебоксарск удовлетворению не подлежат.

          Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                            Р Е Ш И Л:

          В иске прокурору города Новочебоксарск Чувашской Республики, действующему в интересах муниципального образования город Новочебоксарск Чувашской Республики, к Воробьеву Виктору Евгеньевичу о взыскании неосновательного обогащения в сумме 118530 рублей отказать.

         Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня его принятии в окончательной форме.

        Судья                                                                                                           Г.О. Савелькина