об обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении



Дело № 2- 1732/11

                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                                    Именем Российской Федерации

29 сентября 2011 года                                                          г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Балашниковой В.П.

при секретаре Исаковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Швецовой Екатерины Семеновны к Администрации гор. Новочебоксарск о признании незаконным решения администрации гор. Новочебоксарск и об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях,

установил:

Швецова Е.С. обратилась в суд с иском к администрации гор. Новочебоксарск о признании незаконным решения администрации гор. Новочебоксарск об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Свои требования истец мотивировала тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ. До мая 2003 года постоянно проживала по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Данный жилой дом старый, бытовых удобств не имеет. В силу преклонного возраста не имела возможности проживать в указанном жилом доме и перед переездом на постоянное место жительства в <адрес> получила от ФИО2 <данные изъяты> рублей и без оформления договора купли- продажи оставила последней земельный участок и жилой дом. В последующем, ДД.ММ.ГГГГ был оформлено отчуждение земельного участка и жилого дома ФИО2 путем оформления договора купли- продажи. После предъявления в жилищный отдел администрации гор. Новочебоксарск договора купли- продажи земельного участка и жилого дома, был выдан письменный отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Отказ мотивирован положениями ст. 53 ЖК РФ, предусматривающими последствия намеренного ухудшения жилищных условий. С данным решением не согласна, поскольку в силу своего преклонного возраста нуждалась в постороннем уходе. Жилой дом, расположенный в выселе Ахмасиха, имеет большой процент физического износа и нормальное проживание в нем невозможно. По утверждению истца она не ухудшала намеренно свои жилищные условия.

В судебном заседании истец Швецова Е.С. и ее представитель Шитакова В.И. иск поддержали по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика Антонова И.П. иск не признала по мотиву необоснованности и просила отказать в иске.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Швецова Е.С., являясь вдовой умершего участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ФИО3, имеет льготы и преимущества, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Швецова Е.С. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию гор. Новочебоксарск с заявлением, в котором просила принять ее с составом семьи из четырех человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку как вдова умершего участника Великой Отечественной войны.

В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года, предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01 марта 2005 года в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Следовательно, вставшие на учет после 01.03.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет и при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела видно, что Швецовой Е.С. к заявлению приложены: копии паспортов всех членов ее семьи, выписка из финансового лицевого счета, справка о составе семьи, копия поквартирной карточки на квартиру по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, справка МУП ТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ордер от 02.03. 1981 года, на договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и другие документы.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация гор. Новочебоксарск отказала Швецовой Е.С. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, ссылаясь на то, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ в принятии на учет иных категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма, отказано в связи с тем, что не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ, предусматривающей последствия намеренного ухудшения жилищных условий.

Порядок принятия граждан на учет в целях последующего предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма регламентирован статьей 52 ЖК РФ, а также нормативно правовыми актами ЧР.

Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи мене учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Действующий жилищный кодекс не устанавливает конкретный размер учетной нормы. С соответствии п.п. 4,5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

На основании постановления главы администрации г. Новочебоксарска ЧР от 05.04.2005 года № 116 установлены учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 14,5 кв. метров общей площади на каждого члена семьи.

Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по месту своего жительства.

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах», на положения которого ссылается истица в обоснование заявленных требований, меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны. Согласно материалам дела, истица является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 21 Закона РФ «О ветеранах».

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права, распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Каких-либо специальных условий постановки ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц на учет нуждающихся в жилых помещений в целях реализации жилищных прав, установленных ФЗ «О ветеранах» и принятых поэтому вопросу подзаконных актах, законодателем не предусмотрено.

Согласно пояснениям и представленным документам Швецова Е.С. ранее проживала в индивидуальном жилом <адрес>, площадью 26,51 кв. метров. В настоящее время Швецова Е.С. проживает в двухкомнатной по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 42,3 кв. метров, где на регистрационном учете состоят 4 человека, нанимателем данной квартиры является дочь истца ФИ4 Судом установлено, что в настоящее время постоянным местом жительства Швецовой Е.С. является вышеуказанная квартира.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли- продажи Швецова Е.С. через представителя ФИО4 продала ФИО2 индивидуальный жилой дом с надворными постройками и земельный участок, находящийся по адресу: ЧР, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Согласно справке МУП «Шумерлинское районное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, данный жилой дом согласно технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет физический износ 60%, в том числе по конструктивным элементам: фундаменты- 65%, стены- 65%, перекрытия- 65%, кровля-60%, полы- 65%.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Однако жилой дом истицы к моменту совершения сделки в установленном законом порядке непригодным для проживания не признан, что подтверждается материалами дела и стороной истца не оспаривается.

Как пояснили истец и ее представитель сделка по отчуждению индивидуального жилого <адрес> <адрес> совершена в связи с постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что совершенные истцом действия не могут быть признаны недобросовестными.

Доводы истца о том, что она в силу преклонного возраста и неудовлетворительного технического состояния жилого дома не могла самостоятельно проживать в принадлежащем ей жилище, не могут быть основанием для удовлетворения иска.

Таким образом, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения искового заявления Швецовой Е.С. не имеется, поскольку ей на законных основаниях отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

                                                     РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Швецовой Екатерины Семеновны о признании незаконным решения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и о возложении обязанности на администрацию гор. Новочебоксарск ЧР поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР.

Судья                                                             В.П. Балашникова