Дело № 2- 2210/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 ноября 2011 года г. Новочебоксарск Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Балашниковой В.П. при секретаре Исаковой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одногуловой Надежды Харисовны к Администрации гор. Новочебоксарск об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, установил: Одногулова Н.Х. обратилась в суд с иском к администрации гор. Новочебоксарск о признании не законным отказа администрации города в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как вдова участника Великой Отечественной войны и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях со дня обращения ДД.ММ.ГГГГ. Требование мотивировано тем, что истец является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и проживает в однокомнатной <адрес>, общей площадью 33 кв. метров, и принадлежащей на праве собственности ФИО4 В данной квартире помимо нее проживает собственник ФИО4 и родственница последней ФИО1 В июле 2011 года истец обратилась в администрацию гор. Новочебоксарск с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, приложив все документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении. Администрация гор. Новочебоксарск письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщила об отказе в постановке на учет, мотивируя отказ намеренным ухудшением жилищных условий. С таким отказом не согласна, считает его не законным, поскольку на момент продажи своей 1/ 6 доли в праве на жилой дом, не имела намерений приобретать право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, кроме того, отчуждение 1/ 6 доли в праве на жилую площадь, равной 14,16 кв. метров, не может являться намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку и при наличии данной жилой площади в собственности признавалась бы нуждающейся в жилых помещениях. В судебном заседании истец Одногулова Н.Х., ее представитель Васько А.В. иск поддержали по изложенным выше основаниям и пояснили, что истец Одногулова Н.Х. проживает в однокомнатной <адрес> на условиях временного жильца, членом семьи ФИО4- собственника данной квартиры не является, какого- либо жилого помещения для постоянного проживания не имеет. Представитель ответчика Антонова И.П. иск не признала по мотиву необоснованности и просила отказать в удовлетворении требований. Третье лицо ФИО4 в судебном заседании пояснила, что Одногулова Н.Х. членом ее семьи не является и вселена в квартиру временно, требования истца полагает обоснованными. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что Одногулова Н.Х., являясь вдовой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО3, имеет льготы и преимущества, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ Одногулова Н.Х. обратилась в администрацию гор. Новочебоксарск с заявлением, в котором просила принять ее с составом семьи из одного человека на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При подаче заявления Одногулова Н.Х. представила сведения о нуждаемости в получении жилого помещения, в том числе приложены: справка о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, копия поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из лицевого счета, копия свидетельство о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности ФИО4 на <адрес>, копия свидетельства о браке, копия свидетельства о смерти ФИО3, копия удостоверения о праве на льготы серия В № от ДД.ММ.ГГГГ и другие документы, подтверждающие отсутствие у истца другого жилого помещения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация гор. Новочебоксарск сообщила Одногуловой Н.Х. об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ отказано в принятии на учет иных категорий граждан, в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок. В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года, предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01 марта 2005 года в соответствии с жилищным законодательством РФ. Следовательно, вставшие на учет после 01.03.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет и при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В Законе Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» предусмотрено, что к иным категориям граждан в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики относятся граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий ( в редакции законов ЧР от 19.10.2009 года № 50 и от 27.02.2010 года № 4). Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3,4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ( ч. 7 ст.13, 49 ЖК РФ). Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии со статьей 56 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, в частности, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок. В части 2 ст. 56 ЖК РФ указано, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Истец Одногулова Н.Х. обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на наличие у нее права на государственную поддержку. Ответчик отказал в постановке на учет по тем основаниям, что имеются обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий, подпункт 3 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ, т.е. не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. По мнению суда, выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий не нашли свое подтверждение в собранных по делу доказательствах. Согласно представленным документам Одногулова Н.Х. ранее проживала в индивидуальном жилом <адрес> общей площадью 85,0 кв. метров, расположенном по <адрес>, принадлежавшем на праве общей долевой собственности Одногуловой Н.Х.- 1/6 доля в праве и ФИО2- 5/6 долей в праве. Из материалов дела видно, что Одногуловой Н.Х. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ принадлежала 1/6 доля в праве собственности индивидуальный жилой дом общей площадью 85,0 кв. метров, расположенный в <адрес>. На основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ Одногулова Н.Х. продала 1/ 6 долю в праве собственности на жилой дом ФИО2 Вместе с тем, данное обстоятельство не может быть расценено в порядке ст. 53 ЖК РФ и ст. 16 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» по следующим основаниям. Из материалов дела видно, жилой <адрес> имеет общую площадь 85,0 кв. метров и жилую- 44, 3 кв. метров. Следовательно, принадлежавшая истцу 1/ 6 доля в праве общей площади равна 14,16 кв. метров (85:6=14,16), что составляет ниже учетной нормы для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. Одногулова Н.Х. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ в однокомнатной <адрес>, общей площадью 33,0 кв. метров, где на регистрационном учете помимо нее состоят: собственник жилья ФИО4 и племянница собственника ФИО1 Из пояснений сторон видно, что истец не была вселена в данную квартиру в качестве члена семьи собственника с приобретением равного права пользования жилым помещением, проживает на условиях временного жильца, между ними общее хозяйство не ведется, при вселении было достигнуто соглашение о временном проживании истца, т.е. до приобретения ею иного жилого помещения для проживания. Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Как разъяснено в подп. "б" п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" для признания лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Судом не добыты доказательства, подтверждающие факт вселения истца в качестве члена семьи собственника, приобретение истцом права пользования жилым помещением, по месту фактического проживания по адресу: <адрес>, наличия у истца иного жилого помещения для постоянного проживания по найму или в собственности. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или), принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Вместе с тем в данном случае жилая площадь <адрес> не может быть учтена для определения уровня обеспеченности жильем Одногуловой Н.Х. Следовательно, обеспеченность истца общей площадью жилого помещения до его отчуждения составляла 14,16 кв. метров, т.е. менее учетной нормы. При таких обстоятельствах, не истечение 5 летнего срока после отчуждения 1/6 доли в праве собственности на жилой дом, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, не может повлиять на право истца состоять на учете в качестве иных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего ( ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесения к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан ( ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). На основании постановления главы администрации г. Новочебоксарска ЧР от 05.04.2005 года № 116 установлена учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 14,5 кв. метров общей площади на каждого члена семьи. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что совершенные истцом действия не могут быть признаны недобросовестными. Исследованные доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для удовлетворения заявленных требований. Таким образом, сделанные жилищной комиссией выводы об отсутствии у истца права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, не могут быть признаны обоснованными, в связи с чем решение от ДД.ММ.ГГГГ не может признаваться законным. Нарушенное право истца подлежит восстановлению путем постановки на учет с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Обязать администрацию гор. Новочебоксарск Чувашской Республики поставить Одногулову Надежду Харисовну на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР. Судья В.П. Балашникова