Дело № 2- 1623/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 октября 2011 года г. Новочебоксарск Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Балашниковой В.П. при секретаре Исаковой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева Владимира Петровича к Администрации гор. Новочебоксарск о взыскании убытков и компенсации за моральный вред, установил: Алексеев В.П. обратился в суд с иском к администрации гор. Новочебоксарск с требованиями (после уточнения) о взыскании убытков с учетом индексации в сумме 490000 рублей и в счет компенсации морального вреда 150000 рублей. Свои требования истец мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ первый заместитель главы администрации гор. Новочебоксарск отказал в компенсации убытков в виде неполученной субсидии на приобретение жилья как участнику боевых действий и сотруднику УФСИН РФ по ЧР. Данный отказ считает необоснованным по следующим основаниям. По вопросу получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья он обращался, в связи с чем довод администрации о своем бездействии считает необоснованным. Кроме того, он не был надлежащим образом информирован о порядке обращения за получением безвозмездной субсидии. В связи необходимостью улучшения жилищных условий в ДД.ММ.ГГГГ году он за свой счет приобрел однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>. Статьей 35 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусматривается право работников указанных учреждений и органов на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти в течение 3 лет, по установленных законодательством нормам. Он являлся сотрудником уголовно- исполнительной системы и состоял в очереди на получения жилья в администрации гор. Новочебоксарск с ДД.ММ.ГГГГ года. По утверждению истца администрацией гор. Новочебоксарск нарушено его право на получение жилья. Он праве требовать возмещения в полном объеме убытков, возникших по вине администрации гор. Новочебоксарск. Просит взыскать с администрации гор. Новочебоксарск убытки, возникших из-за неполучения безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий в сумме <данные изъяты> рублей, исходя из расчета <данные изъяты> от стоимости квартиры купленной им в октябре <данные изъяты> рублей. В связи с инфляционными процессами за период со дня покупки квартиры по настоящее время сумму <данные изъяты> рублей просит проиндексировать на индекс потребительских цен в Чувашской Республике за указанный период равный 2,4 и взыскать в общей сумме <данные изъяты> рублей. Кроме того, просит взыскать в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей. Причинение морального вреда связывает с отказом администрации гор. Новочебоксарск в выдаче субсидии и с не представлением информации о возможности получения субсидии, а также за создание судебной волокиты, за переживания и другие нравственные страдания, связанные с выплатой процентов по кредиту, взятому для покупки жилья в <данные изъяты> году. В судебном заседании истец Алексеев В.П. и его представитель Имендаев А.В. требования поддержали по изложенным выше основаниям. Представитель ответчика Ильина Е.А. иск не признала по мотиву незаконности и необоснованности, а также в связи с пропуском срока исковой давности, и просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец просит взыскать с администрации гор. Новочебоксарск убытки в виде неполученной безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий как сотруднику ФСИН и ветерану боевых действий в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе путем возмещения убытков и компенсации морального вреда. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ: лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Возмещение убытков является универсальной мерой гражданско- правовой ответственности. Эта санкция может быть применена во всех случаях нарушения гражданско- правовых обязательств, когда вследствие такого нарушения потерпевший несет убытки. В соответствии с ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В случае причинения реального ущерба под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действия (бездействия) причинителя, причинно- следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вину причинителя и размер убытков. Истец должен доказать факт неправомерного поведения ответчика, наличие причинно- следственной связи между понесенными убытками и действиями (бездействием) ответчика и размер понесенных убытков. Из материалов дела видно, что истец Алексеев В.П. с составом семьи из одного человека состоял в администрации гор. Новочебоксарск на учете по улучшению жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ под № <данные изъяты> и как сотрудник милиции с той же даты под № <данные изъяты> Комната № в <адрес> ЧР предоставлена истцу на одного на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ истец проживал в комнате № в <адрес> ЧР общей площадью <данные изъяты> кв. метров. На основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ данная комната безвозмездно передана в собственность истца. Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике на момент постановки истца на учет признавали нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, имеющих обеспеченной жилой площадью на 1 члена семьи 7, 5 и менее ( в редакции постановления Кабинета Министров ЧР от 24.01.2002 года - 8 кв. метров и менее). Статья 56 ЖК РФ, вступившая в действие с 01.03.2005 года, предусматривает, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Судом установлено, что основанием для снятия истца с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий явилось то обстоятельство, что он утратил статус нуждающегося в улучшении жилищных условий. Алексеев В.П. постановлением администрации гор. Новочебоксарск от ДД.ММ.ГГГГ № исключен из списка очередников, в связи с отсутствием нуждаемости и выездом на другое постоянное место жительства. Согласно справке ФБУ ИЗ 21/1 УФСИН России по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №-№ Алексеев В.П. в период прохождения службы состоял в очереди на улучшении жилищных условий сотрудников ФБУ ИЗ 21/1 УФСИН России по ЧР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Исключен из списков очередников в связи с приобретением жилья, протокол от ДД.ММ.ГГГГ № ЖБК ИЗ 21/ 1. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие: -не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; - проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Действующий жилищный кодекс не устанавливает конкретный размер учетной нормы. В соответствии п.п. 4,5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. На основании постановления главы администрации г. Новочебоксарска ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 14,5 кв. метров общей площади на каждого члена семьи. Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Статьей 35 Закона российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 года № 5374-1 ( с последующими изменениями) было предусмотрено право сотрудников уголовно- исполнительной системы на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых органами власти в течение трех лет, по установленным законодательствам нормам. Данная норма права утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской федерации в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2005 года. В статье 36 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005 года) предусмотрены категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым в первоочередном порядке представлялось жилое помещение. В части 2 названной статьи указано, что законодательством Союза ССР и РСФСР право первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлено и другим категориям граждан. Вместе с тем, данные нормы права не предусматривают обязанности администрации гор. Новочебоксарск по возмещению гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, денежных средств израсходованных на приобретение жилья за свой счет или ее части. Из материалов дела видно, что Алексеев В.П. имеет права и льготы, установленные пунктом 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» на основании удостоверения серии БК № от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, в частности подпунктом 3 пункта 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» ( в редакции от 23.12.2003 г.) предусмотрено, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона предоставляются права и льготы на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципальных жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 28 ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлению им удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов правительством Российской Федерации. Следовательно, право на льготы в соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» у истца возникло ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента выдачи удостоверения серии БК №. Однокомнатная <адрес>, общей площадью 30, 9 кв. метров приобретена Алексеевым В.П. по договору купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному ДД.ММ.ГГГГ Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним- Регистрационной палатой ЧР за №. Из материалов дела видно, что право собственности Алексеева В.П. на данную квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за №. Следовательно, с указанного времени истец перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий и не вправе был претендовать на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципальных жилищных фондов в соответствии со ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Согласно справке УФСИН России по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №/№ выслуга лет Алексеева В.П. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении № дней и в льготном исчислении- № Указом Президента РФ № 825 от 28 июня 1999 года «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений» установлено, что приоритетной формой финансирований расходов на обеспечение постоянным жильем сотрудников увольняемых и уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. Во исполнение данного Указа Президента РФ Правительством Российской Федерации были приняты постановление от 17.09.2001 № 675 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы» и постановление от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В соответствии с п.2 Правил государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата). В соответствии с п.п.7 п.13 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности. Вместе с тем, истец к данной категории не относился, на день увольнения из учреждения УФСИН по ЧР в 2009 году он не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, в период со дня постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и до 23.10.2003 года нормативными актами Чувашской Республики предусматривались меры по государственной поддержке граждан в улучшении жилищных условий. Так Кабинетом Министров Чувашской Республики ежегодно принимались постановления о строительстве социального жилья, согласно которым администрации городов и районов организовывали работу по составлению списков нуждающихся в получении безвозмездных субсидий для приобретения жилья и выдачу гражданам свидетельств на право получения этих субсидий. Вместе с тем, названная субсидия предоставлялась гражданам по их желанию, следовательно, для включения в списки требовалось волеизъявление гражданина, выраженное в письменной форме. Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 года № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» (п.1) предусмотрено, что безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется гражданам Российской Федерации (по их желанию), нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в органам местного самоуправления, на предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях, а также лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право. Как видно из пояснений истца и представителя ответчика, истец с заявлением о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья в письменном виде не обращался. Довод истца о том, что по вопросу предоставления субсидии он обращался в орган местного самоуправления после второй командировки в район Северного Кавказа, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ, ничем не подтвержден. Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию гор. Новочебоксарск с заявлением о возмещении стоимости 20 кв. метров жилья. Доводы истца о том, что администрация гор. Новочебоксарск не предложила истцу обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выделения безвозмездной субсидии и не уведомила своевременно путем вывешивания на стенде в администрации гор. Новочебоксарск нормативно- правовых актов о наличии мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий не могут судом быть признаны противоправными действиями ( бездействием) ответчика. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, т.е. обнародованы. Под официальным опубликованием нормативно- правовых актов следует понимать помещение полного текста в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Конституции Чувашской Республики акты Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики подлежат публикации в республиканской газете «Вести Чувашии» и в «Собрании законодательства Чувашской Республики». Стороной истца не оспаривается факт не опубликования вышеназванных актов. С учетом изложенного суду не представлено доказательств наличия вины администрации гор. Новочебоксарск, т.е. наличия неправомерных действий (бездействия) по не предоставлению истцу безвозмездной субсидии либо не предоставлении информации о возможности улучшения жилищных условий путем получения названной субсидии. Следовательно, требования истца о взыскании убытков в сумме <данные изъяты> рублей и ее индексации на индекс потребительских цен равный 2, 4 являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. В иске о взыскании с ответчика суммы <данные изъяты> рублей следует отказать. Требование истца о взыскании компенсации за моральный вред в сумме <данные изъяты> рублей производно от первоначального требования, следовательно, во взыскании данной суммы также следует отказать. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда. В данном случае истцом заявлены требования имущественного характера. При таких обстоятельствах требование истца о компенсации морального вреда не основано на законе. Кроме того, представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для предъявления требований о взыскании убытков и компенсации морального вреда. В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12, 15 ноября 2001 года № 15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» указано, что в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение. Заявление о применении исковой давности может быть заявлено стороной, как в устной, так и в письменной форме. Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности в три года. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. По мнению суда на данные спорные правоотношения распространяется общий срок исковой давности, т.е. три года. Срок исковой давности следует считать с момента покупки квартиры в октябре 2003 года. В соответствии со ст. 207 ГК РФ с истечением срока по главному требованию истекает срок исковой давности и по дополнительным требованиям. Согласно ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Оснований для восстановления пропущенного процессуального срока суд не находит. В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении исковых требований Поскольку до принятия судом решения представитель ответчика Ильина Е.А. заявила о применении срока исковой давности, иск Алексеева В.П. не подлежит удовлетворению и по мотиву пропуска срока исковой давности. Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд решил: В иске Алексеева Владимира Петровича о взыскании с Администрации гор. Новочебоксарск Чувашской Республики убытков с учетом индексации в сумме <данные изъяты> рублей и в счет компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР. Судья Балашникова В.П. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года (далее - Правила).
Подпунктом «а» п. 5 Правил предусмотрено, что к категориям граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в подпрограмме, относятся военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в том числе: сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.