Дело № 2- 2048 /11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 декабря 2011 года г. Новочебоксарск Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Балашниковой В.П. при секретаре Исаковой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долговой Агафии Константиновны к Администрации гор. Новочебоксарск об обязании восстановить на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, установил: Долгова А.К. обратилась в суд с иском к администрации гор. Новочебоксарск с требованием об обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве иных категорий граждан. Заявленное требование мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ получила из администрации гор. Новочебоксарск письмо, уведомляющее о снятии с учета в качестве иных категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договору социального найма, в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет. По утверждению истца она представила все документы, подтверждающие право на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, отказ администрации в нарушение требований п. 2 ст. 54 ЖК РФ ничем не обоснован. Считает, что администрация гор. Новочебоксарск необоснованно сняла с учета в качестве иных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и тем самым нарушила ее права и свободы. В последующем истец представила уточненное исковое заявление, в котором, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, просила признать незаконным решение администрации гор. Новочебоксарск № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве иных категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма и отменить его, и обязать администрацию гор. Новочебоксарск восстановить ее на указанном учете. В судебное заседание истец Долгова А.К. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обратилась в адрес суда с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истца Хораськин А.П. иск поддержал по изложенным выше основаниям. Представитель ответчика администрации го. Новочебоксарск Антонова И.П. иск не признала по мотиву необоснованности и просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, материалы учетного дела, суд приходит к следующему. С введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Как видно из материалов дела, Долгова А.К. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию гор. Новочебоксарск ЧР с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на социальную поддержку в приобретении жилья. Постановлением администрации гор. Новочебокасркс от ДД.ММ.ГГГГ № Долгова А.К. с составом семьи из 4 человек, принята на учет в качестве иных категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Согласно приложению № к названному постановлению при постановке на учет учитывалась жилая площадь <адрес> в <адрес> в размере 50, 1 кв. метров на состав семьи из 4 человек. На основании постановления администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № Долгова А.К., состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, снята с учета в связи с выявлением в представленных документах, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет. Администрация гор. Новочебоксарск письмом от ДД.ММ.ГГГГ № уведомила истца о снятии с учета в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ. Согласно материалам дела, истица является ветераном- участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 14 Закона РФ «О ветеранах». Согласно подпункту 4 пункта 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ и вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года, предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах». Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, из названных положений следует, что основанием обеспечения жильем участника Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета является признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Перечень оснований для признания гражданина нуждающимся в жилых помещения изложен в статье 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или), принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок принятия граждан на учет в целях последующего предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма регламентирован статьей 52 ЖК РФ, а также нормативно правовыми актами ЧР. В Законе Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» предусмотрено, что к иным категориям граждан в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики относятся граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий ( в редакции законов ЧР от 19.10.2009 года № 50 и от 27.02.2010 года № 4). Проверяя доводы истца о наличии оснований для постановки ее на учет иных категорий граждан, именно, «Ветераны Великой отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», судом установлено следующее. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ истец Долгова А.К. просила принять на учет с составом семьи из 4 человек, включая ее самой, дочери ФИО3, внучки ФИО2, правнучки ФИО1 При постановке на учет она представила сведения о нуждаемости в получении жилого помещения, в том числе представлены документы: о праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> по 1/ 2 доле ФИО3 и ФИО1, выписка из лицевого счета, справка о составе семьи, копия поквартирной карточки указанной квартиры, сведения из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР, сведения из МУП «Шемуршинское районное бюро технической инвентаризации», и другие документы. Из материалов дела следует, что у истца Долговой А.К. отсутствует какое-либо иное жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, или предоставленное по договору социального найма. В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Судом установлено, что истец зарегистрирована и проживает в качестве члена семьи собственников <адрес> дочери ФИО3 и внучки ФИО2 По общему правилу члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Сведений о том, что имелось иное соглашение между собственниками жилого помещения и членом их семьи Долговой А.К. суду не представлено. Таким образом, Долгова А.К. имеет равные права пользования квартирой с момента вселения в нее, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Данная квартира имеет общую площадь 50, 1 кв. метров. Кроме того, как видно из свидетельства о государственной регистрации права собственности серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/ 2 доли в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 88,40 кв. метров. Следовательно, доля общей площади члена семьи истца ФИО2 составляет 44, 2 кв. метров. При этом при определении нуждаемости Долговой А.К. в улучшении жилищных условий необходимо учитывать также и 1/ 2 долю в праве ФИО2 на жилой <адрес> в <адрес>. В материалах учетного дела имеется расписка о получении от Долговой А.К. перечня документов, из которой видно, что Долгова А.К. вместе с заявлением о постановке на учет не представляла сведения о праве собственности на 1/ 2 долю в праве на жилой <адрес> в <адрес>. Действующий жилищный кодекс не устанавливает конкретный размер учетной нормы. С соответствии п.п. 4,5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. На основании постановления главы администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 14,5 кв. метров общей площади на каждого члена семьи. Исходя из размера общей площади квартиры по адресу: <адрес> (50, 1 кв. метров) и 1/ 2 доли в праве на жилой <адрес> (44,2 кв. метров) и учетной нормы площади жилья по <адрес> на истца Долгову А.К. приходится 23,57 кв. метров, что превышает учетную норму. Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет. Проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что администрация гор. Новочебоксарск пришла к обоснованному выводу об обеспеченности истца общей площадью жилого помещения более учетной нормы на каждого члена семьи, в связи с чем правомерно сняла с учета иных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещения и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. При таких обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Долговой А.К. в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию гор. Новочебоксарск ЧР восстановить Долгову Агафию Константиновну на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР. Судья В.П. Балашникова