обязании предоставить жилое помещение вне очереди



Дело № 2- 2197/11

                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                                    Именем Российской Федерации

28 декабря 2011 года                                                          г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Балашниковой В.П.

при секретаре Исаковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Снитиной Марии Александровны к Администрации гор. Новочебоксарск Чувашской Республики об отмене решения об отказе в постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, обязании постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке, возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,

                                                      

установил:

Снитина М.А. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> об отмене решения администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, обязании администрации <адрес> поставить ее на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке и возложении на администрацию <адрес> обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> приняла решение об отказе в постановке в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении в отношении истца, ссылаясь на то, что представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С данным решением она не согласна по следующим основаниям. Постановлением главы Кукшумской сельской администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, в связи со смертью родной матери (в отсутствии отца) и предыдущего опекуна- бабушки ФИО3, ФИО4, проживающая по адресу: <адрес>, была назначена опекуном в отношении несовершеннолетней Снитиной М.А. Местом жительства подопечной было определено место жительства опекуна в <адрес>. В связи с чем все материалы личного дела подопечной Снитиной М.А. были переданы по новому месту жительства в администрацию <адрес>. Снитина М.А. получала среднее образование в средней общеобразовательной школе <адрес>, которую окончила в <данные изъяты>. В том же <данные изъяты> году Снитина М.А. поступила в Чебоксарский химико-механический техникум, который окончила в <данные изъяты> году. ДД.ММ.ГГГГ Снитина М.А. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как сирота, однако, в этом было отказано. В связи с достижением совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, а также учитывая, что до достижения <данные изъяты> она не стала поступать в какое - либо образовательное учреждение, не находилась в ином учреждении социального обслуживания, право на внеочередное предоставление жилья у Снитиной М.А. возникло в 2005 году и не прекратилось по настоящее время, поскольку не было ею реализовано. Полагает, что администрацией <адрес> нарушены ее права, установленные жилищным законодательством РФ и Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По утверждению истца решение администрации об отказе в постановке на учет подлежит отмене, она подлежит постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке.

В судебном заседании истица Снитина М.А. и ее представитель Петряков С.И. заявленные требования поддержали по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика администрации <адрес> Антонова И.П. требования истца не признала по мотиву необоснованности и просила отказать в их удовлетворении.

Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна.

Представитель третьего лица отдела по охране прав детства администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Снитина Мария Александровна, рождения ДД.ММ.ГГГГ. Мать Снитиной М.А. - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы Кукшумской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетней Снитиной М.А. была назначена ФИО4 Ранее назначенный опекун ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ опекунство отменено. Постановлением главы Кукшумской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ за Снитиной М.А. закреплена 1/ 3 доля жилья и имущества в частном жилом доме, находящемся в <адрес> ЧР.

Как видно из искового заявления и пояснений сторон истица Снитина М.А. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о принятии на учет иных категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма ДД.ММ.ГГГГ. При подаче заявления Снитина М.А. представила сведения о нуждаемости в получении жилого помещения, в том числе приложены: справка о составе семьи, копия поквартирной карточки, выписка из лицевого счета, копия свидетельства о праве собственности ФИО4 на <адрес>, копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ, копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ год, выписка из похозяйственной книги Алгазинского сельского поселения <адрес> ЧР по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в которой истец записана членом семьи хозяйства ФИО2 в <адрес>, <адрес>, <адрес>, копии свидетельств о праве собственности ФИО2 на жилой <адрес> по <адрес> в <адрес> и земельный участок по указанному адресу, справка МУП Вурнарское бюро технической инвентаризации ЧР об отсутствии жилых помещений на праве собственности за Снитиной М.А. и другие документы.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> сообщила Снитиной М.А. об отказе в принятии ее на учет в качестве иных категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма, в связи с тем, что представленные ею документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Право детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на льготное обеспечение жилым помещением предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статьей 1 указанного Закона к детям- сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, -лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Согласно ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона ( в редакции от 22 августа 2004 года) дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

По вопросу обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан 24 ноября 2004 года принят Закон Чувашской Республики № 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике». Пунктом 10 ст. 6 названного Закона определено, что лица, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.       

В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленных настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).

Вместе с тем, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодательство Российской Федерации предоставляет детям- сиротам особые жилищные права. В частности, п. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года устанавливают, что лица из данной категории, не имеющие закрепленного жилья, вне очереди обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.

Из смыла действующего законодательства дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также- если их местожительства неизвестно, и в других аналогичных случаях.

Понятие закрепление жилой площади используется в Федеральном законе № 159-ФЗ. В соответствии с п. 2 ст.8 указанного Закона регистрационный учет детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства ( место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания.

Таким образом, под местом закрепления жилой площади законодатель понимает место жительства ребенка, а под закреплением жилой площади- регистрацию ребенка (так называемая постоянная регистрация по месту жительства).

Из материалов дела видно, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ главой Кукшумской сельской администрации закреплена 1/ 3 доля жилья и имущества в частном доме, находящемся в <адрес> за Снитиной М.А. Истец Снитина М.А. была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, где состояла на регистрационном учете до ДД.ММ.ГГГГ. Данный жилой дом передан в собственность ФИО2, о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации . Также заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> по <адрес> в <адрес> имеет 72 процента физического износа и признан непригодным для проживания, не подлежащим ремонту.

Согласно сообщению директора ФГОУ среднего профессионального образования «Чебоксарский химико- механический техникум» от ДД.ММ.ГГГГ Снитина М.А. в период с <данные изъяты> в названном учебном заведении и администрация техникума не обращалась по вопросу предоставления жилого помещения в орган местного самоуправления.

Судом установлено, что истец Снитина М.А. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о принятии на учет иных категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма ДД.ММ.ГГГГ, то есть после достижения возраста <данные изъяты> лет. Вместе с тем, достижение определенного в законе возраста влечет утрату статуса лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каких-либо препятствий для обращения с заявлением ранее достижения 23- летнего возраста у истца не имелось. Довод истца и представителя истца о том, что органы опеки ненадлежаще исполнили свои обязанности по информированию истца о праве на получение жилья, суд считает несостоятельным. Из материалов дела видно, что в 2009 году Снитина М.А. обращалась в администрацию Президента ЧР по вопросу обеспечения жилым помещением как лицу из числа детей- сирот, тогда же ей были разъяснены права и порядок обращения с заявлением в орган местного самоуправления.

Ссылка истца о том, что по вине органов опеки и попечительства не была своевременно поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, не имеет правого значения для разрешения спора. Судом установлено, что истец закончила учебное заведение Чебоксарский химико- механический техникум в 2006 году, следовательно с указанного времени попечительство над ней прекратилось.      Следовательно, у истца имелась реальная возможность самостоятельно реализовать свои права по обеспечению ее жилым помещением, однако, с данным вопросом она обратилась по достижению возраста 23 лет.

Согласно положениям ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Следовательно, реализация права на получение жилого помещения должно было быть инициировано самой Снитиной М.А. до достижения возраста 23 лет, а не органом местного самоуправления.

Таким образом, иск является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

                                                    

решил:

В иске Снитиной Марии Александровны об отмене решения администрации <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, во внеочередном порядке, обязании администрации <адрес> Республики поставить Снитину Марию Александровну на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, во внеочередном порядке и предоставить Снитиной Марие Александровне жилое помещение во внеочередном порядке отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР.

Судья                                                             В.П. Балашникова