об обязании постановки на учет



Дело № 2- 267/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2012 года                                                            г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Балашниковой В.П.

при секретаре Исаковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой Галины Петровны к Администрации гор. Новочебоксарск о признании решения об отказе в постановке на учет незаконным, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях,

у с т а н о в и л:

Николаева Г.П.. обратилась в суд с иском к администрации гор. Новочебоксарск о признании решения об отказе в постановке на учет незаконным, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Требования мотивировала тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ. В силу преклонного возраста она не в состоянии ухаживать за собой и по этой причине в марте 2008 года переехала к дочери Пилипейчик Т.Н. в <адрес>, где до настоящего времени проживает. Как вдова участника Великой Отечественной войны она в марте 2011 года обратилась в администрацию <адрес> с заявлением и необходимыми документами о постановке на учет как нуждающуюся в получении жилого помещения. Однако ей было отказано в связи с тем, что представленные документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. С данным решением она не согласна, поскольку в силу своего преклонного возраста нуждалась в постороннем уходе и намеренно свои жилищные условия не нарушала. Ссылаясь на ФЗ «О ветеранах» просила удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании истец Николаева Г.П. и ее представители Пилипейчик Т.Н., Андреев Н.Г., иск поддержали по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика администрации гор. Новочебоксарск Антонова И.П. иск не признала по мотиву необоснованности, пояснив, что истец имела в собственности индивидуальный жилой дом и после его отчуждения истцом не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, в связи с чем просила в иске отказать.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1, являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. ФИО3 Н.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ. Николаева Галина Петровна, являясь вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет льготы и преимущества, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

ДД.ММ.ГГГГ Пилипейчик Т.Н. от имени Николаевой Г.П. обратилась в администрацию гор. Новочебоксарск с заявлением, в котором просила принять с составом семьи из пяти человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку как вдова умершего участника Великой Отечественной войны.

В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года, предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01 марта 2005 года в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Следовательно, вставшие на учет после 01 марта.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет и при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела видно, что к заявлению приложены: копии паспортов всех членов ее семьи, выписка из финансового лицевого счета, справка о составе семьи, копия поквартирной карточки на квартиру по адресу: <адрес>, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, копии договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ и другие документы.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> сообщила Пилипейчик Т.Н. о том, что отказала Николаевой Г.П. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, ссылаясь на то, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ в принятии на учет иных категорий граждан отказано. Представленные документы не подтверждают право Николаевой Г.П. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Порядок принятия граждан на учет в целях последующего предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма регламентирован статьей 52 ЖК РФ, а также нормативно правовыми актами ЧР.

Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи мене учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Действующий жилищный кодекс не устанавливает конкретный размер учетной нормы. С соответствии п.п. 4,5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

На основании постановления главы администрации г. Новочебоксарск ЧР от 05 апреля 2005 года № 116 установлены учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 14,5 кв. метров общей площади на каждого члена семьи.

Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по месту своего жительства.

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах», на положения которого ссылается истица в обоснование заявленных требований, меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны. Согласно материалам дела, истица является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 21 Закона РФ «О ветеранах».

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права, распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Каких-либо специальных условий постановки ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц на учет нуждающихся в жилых помещений в целях реализации жилищных прав, установленных ФЗ «О ветеранах» и принятых по этому вопросу подзаконных актах, законодателем не предусмотрено.

Согласно пояснениям и представленным документам Николаева Г.П. ранее проживала в индивидуальном жилом <адрес> <адрес> - <адрес> Чувашской Республики, площадью 80 кв. метров. В настоящее время Николаева Г.П. проживает в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 42,3 кв. метров, где на регистрационном учете состоят 5 человек, собственниками данной квартиры являются дочь истицы Пилипейчик Т.Н. и правнук ФИО2 Судом установлено, что в настоящее время постоянным местом жительства Николаевой Г.П. является вышеуказанная квартира.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли- продажи Николаева Г.П.. продала ФИО4, от имени которого по доверенности действовала ФИО5, индивидуальный жилой дом с надворными постройками и земельный участок, находящийся по адресу: Чувашская Республика, Мариинско - <адрес>, <адрес>.

Согласно пояснениям истца и представителя истца данная сделка совершена в связи с тем, что на строительство дома были использованы денежные средства ФИО4 Вместе с тем данные доводы ничем не подтверждены. Кроме того, в ходе судебного разбирательства, истец и ее представители поясняли, что ухудшение жилищных условий, было связано с нуждаемостью в постороннем уходе в силу возраста и состояния здоровья Николаевой Г.П.

Согласно правовой позиции Конституционного суда (определение от 19 апреля 2007 года № 258-О-О) по смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданин совершил умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Истец, совершая сделку по отчуждению дома в пользу сына ФИО4, не приобретая взамен жилья, переезжая на постоянное место жительства в г. Новочебоксарск где отсутствует какое- либо жильё, не могла не осознавать, что намеренно ухудшает свои жилищные условия, что может привести к состоянию, требующему участия государственных органов в обеспечении жильём. Отчуждение дома привело к обращению заявителя в органы местного самоуправления, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

С момента отчуждение дома, прошло менее пяти лет, что в силу положений п.п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ является основанием для отказа в признании заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа в постановке на учет, при обращении Николаевой Г.П. в орган местного самоуправления.

Само по себе состояние здоровья и нуждаемость в постороннем уходе, не может быть признано уважительной причиной для отчуждения недвижимости - намеренного ухудшения жилищных условий.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что совершенные истцом действия не могут быть признаны недобросовестными.

Доводы истца о том, что она в силу преклонного возраста не могла самостоятельно проживать в принадлежащем ей жилище и том, что дом построен после пожара ее сыном на его личные денежные средства, не могут быть основанием для удовлетворения иска.

Таким образом, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения искового заявления Николаевой Г.П. не имеется, поскольку ей на законных основаниях отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Николаевой Галины Петровны о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях незаконным и об обязании администрации гор. Новочебоксарск ЧР поставить Николаеву Галину Петровну на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР.

Судья                                                                 В.П. Балашникова