о признании предписания государственного инспектора труда незаконным



Дело № 2-1000/12

                                                          Р Е Ш Е Н И Е

                                  Именем Российской Федерации

09 апреля 2012 года                                                                         г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Балашниковой В.П.

при секретаре Исаковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе открытого акционерного общества «Химпром» о признании предписания государственного инспектора труда Ефимовой И.П. № 7-83-12 ОБ/240/9/3 от 02.03.2012 года незаконным и отмене,

установил:

Открытое акционерное общество «Химпром» (далее ОАО «Химпром») обратилось в суд с жалобой на предписание от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица государственного инспектора труда (по правым вопросам) Государственной инспекции в Чувашской Республике Ефимовой И.П. и просит предписание признать незаконным и отменить.

В обосновании заявления указало, что предписанием государственного инспектора труда Ефимовой И.П. было вынесено требование об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В срок до ДД.ММ.ГГГГ обязывала ОАО «Химпром» отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.

Предписание государственного инспектора труда Ефимовой И.П. считает незаконным, принятым в нарушение прав работодателя на проведение структурных преобразований технического и организационного характера, на принятие локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также права, установленного ст. 74 ТК РФ, на изменение условий, установленных трудовыми договорами, в связи с проводимыми преобразованиями, и не невозможностью их сохранения.

В судебном заседании представители заявителя Царева Е.В., Виноградова Л.Е., Небойкова Л.Б., Букина И.В. поддержали жалобу по изложенным выше основаниям.

В судебном заседании должностное лицо государственный инспектор труда государственной инспекции труда в Чувашской Республике Ефимова И.П. жалобу ОАО «Химпром» признала необоснованной и просила оказать в ее удовлетворении, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Пикселькин Г.А. считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется, в первую очередь, путем проверок и обследований. По их результатам инспекторы труда выносят предписания об устранении выявленных нарушений, принимают меры для привлечения работодателей и должностных лиц, нарушающих трудовое законодательство, к ответственности.

Порядок инспектирования определяется ратифицированными Российской Федерацией Конвенциями Международной организации труда, Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Трудовой кодекс наделяет инспекторов правом осуществлять надзор в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно, в любое время суток инспектировать предприятия. Международная конвенция также дает им право свободного доступа на предприятия для проведения проверок.

Статьей 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии ч. 2 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора, государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Инспектор проводит как плановые, так и внеплановые проверки. Внеплановые проверки могут проводиться в связи с жалобами работников на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) работодателя.

Как видно из пояснений представителя заявителя и материалов дела ФИО3 обратился в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) по вопросу несогласия (бездействием) и решениями должностных лиц Государственной инспекции труда по Чувашской Республике. Вместе с тем данный гражданин, обратившийся за защитой нарушенных прав, не является и не являлся ни работником коммерческого центра, ни ОАО «Химпром».

Из копии журнала регистрации приема граждан по личным вопросам, представленного заинтересованным лицом, следует, что бывшие работники коммерческого центра ОАО «Химпром» ФИО11 и ФИО12 обратились в государственную инспекцию ДД.ММ.ГГГГ.

Перед проведением проверки инспектор по труду должен предъявить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его уполномоченному представителю служебное удостоверение и распоряжение (приказ) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки в соответствии с ее назначением. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа на проведение проверки должны быть вручены под роспись проверяющими руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. Кроме того, по требованию подлежащих проверке лиц проверяющие должны представить информацию о соответствующем органе государственного контроля (надзора) в целях подтверждения своих полномочий.

Проверяющие обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц по их просьбе с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.

В случае, если данные документы не были предъявлены, инспектор не вправе проводить контрольные мероприятия.

Распоряжение подписывает руководитель государственной инспекции труда или его заместитель и должно быть заверено печатью.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязательно должны содержаться следующие сведения:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

Судом установлено, в ДД.ММ.ГГГГ года Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике по поручению Федеральной службы по труду о рассмотрении обращения работника проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в ОАО «Химпром».

На основании распоряжения (приказа) руководителя государственной инспекции труда- главного государственного инспектора труда в Чувашской <адрес> И.А. о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая, документарная проверка в отношении ОАО «Химпром», продолжительность проверки установлена не более 20 рабочих дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Из содержания распоряжения (приказа) следует, что лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначена Ефимова И.П. Проверка проводится с целью защиты прав и интересов работников ( в связи с рассмотрением обращения от ДД.ММ.ГГГГ - Повторное обращение о нарушении трудовых прав в ОАО «Химпром»). Задачами проверки являются: надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Предметом проверки является соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Указан перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки: по работникам коммерческого центра: трудовые договоры (с изменениями и дополнениями, если имеются); уведомления об изменении условий трудовых договоров; документы по расчету и начислению заработной платы (карточка начисления и выплаты заработной платы- лицевой счет формы ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.); коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; положение об оплате труда; положение о премировании ( если имеется); приказ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

В целях проведения проверки государственным инспектором Ефимовой И.П. письмом от ДД.ММ.ГГГГ за - были истребованы документы, включая трудовые договоры ( с изменениями и дополнениями, если имеются); документы по расчету и начислению заработной платы и выплаты заработной платы (карточка начислении и выплаты заработной платы - лицевой счет формы ДД.ММ.ГГГГ годы, расчетные листки за ДД.ММ.ГГГГ); коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; Положение об оплате труда, положение о премировании (если имеется); приказ от ДД.ММ.ГГГГ о введении новой системы оплаты труда работников коммерческого центра; другие документы на усмотрение работодателя и по мере необходимости.

В соответствии с должностным регламентом государственный инспектор труда имеет право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Предъявлять работодателям ( их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Согласно пояснениям представителя заявителя ФИО25 в адрес Государственной инспекции труда были направлены все истребованные документы.

В последующем ДД.ММ.ГГГГ дополнительно были истребованы в срок до ДД.ММ.ГГГГ надлежаще заверенные копии документов, в частности по конкретным работникам ФИО13, ФИО14, ФИО15: документы по расчету и начислению заработной платы (карточка начисления и выплаты заработной платы- лицевой счет формы Т-5ДД.ММ.ГГГГ г.г.); должностные инструкции, действовавшие до структурной реорганизации и после структурной реорганизации и передачи функций работникам БЭК- офиса; документы, подтверждающие ознакомление работников коммерческого центра с Положением об оплате труда работников коммерческого центра, утвержденным 14.11. 2011 года; полный список работников коммерческого центра; письменное пояснение о причинах, связанных с изменением организационных или технологических условий труда (изменение в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), а также другие документы на усмотрение работодателя и по мере необходимости.

Согласно пояснениям представителя заявителя данный запрос был получен ОАО «Химпром» только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем было затруднительно своевременно и в полной мере исполнить запрос государственного инспектора Ефимовой И.П. к указанному сроку.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки .

Как указано в акте, в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами ( с указанием положений (нормативных) правовых актов):

1. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в целом, путем оценки труда работников коммерческого центра (цех ) в зависимости от их вклада в реализацию основных целей, разработана система оплаты труда работников коммерческого центра, где определены базовые принципы формирования системы оплаты труда работников коммерческого центра. <данные изъяты>

В соответствии с указанным Положением фонд оплаты труда работников формируется из следующих выплат: должностной оклад, премия по результатам работы (ежемесячная премия).

Для работников Управления реализации должностной оклад <данные изъяты>

Для работников управления снабжения, транспортного управления, управления планирования, анализа и договорной деятельности, отдела маркетинга, конъюнктурных исследований, бюро по обеспечению электронных торгов должностной оклад (постоянная часть) составляет 60%, премия (переменная часть)- 40% от фонда оплаты труда.

В соответствии с частями 1,2 ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях, определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.

В нарушение указанных требований при отсутствии причин, связанных с изменением организационных или технологических условий труда ( изменения технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), ДД.ММ.ГГГГ работники коммерческого центра ОАО «Химпром» уведомлены об изменении условий оплаты труда, установленных трудовыми договорами. При этом в приказе от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие системы оплаты труда работников коммерческого центра», уведомлениях работников от ДД.ММ.ГГГГ не указаны причины, связанные с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины).

2. В силу требований ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В нарушение указанных требований документы, подтверждающие ознакомление под роспись работников коммерческого центра с Положением об оплате труда работников коммерческого центра, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют ( в ходе проверки не представлены).

На основании проверки государственным инспектором труда принимаются соответствующие меры реагирования. Одной из основных является предъявление государственным инспектором труда предписания об устранении выявленных правонарушений. В нем должны быть указаны абзац, пункт, часть и номер статьи или пункт соответствующего нормативного акта, положения которого нарушены.

Также должно быть указано, в чем конкретно выразилось правонарушение и в отношении кого допущено. В тексте не должно содержаться требований и рекомендаций, касающихся оперативно-хозяйственной деятельности.

Предписание должно быть оформлено на типографском бланке государственной инспекции труда в двух экземплярах. Один вручается работодателю или его представителю, а другой в установленном порядке регистрируется в инспекции труда. Каждый экземпляр должен быть заверен личной печатью государственного инспектора и подписан инспектором и должностным лицом, которому предписание вручено. Нарушение каких-либо из перечисленных требований может служить основанием для обжалования предписания.

Из материалов дела видно, в адрес управляющего директора по ОАО «Химпром» - заместителя генерального директора ЗАО «Ренова Оргсинтез» ФИО16 выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Предписанием государственный инспектор труда ( по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской <адрес> И.П. обязала в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

-отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты> как изданный в нарушение ч.ч. 1,2 ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации;

- с приказом об отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>. Требования ч. 2 ст. 22 ТК РФ.

Предписание подписано должностным лицом государственным инспекторов труда ( по правовым вопросам) Ефимовой И.П. ДД.ММ.ГГГГ. Предписанием предъявлено требование, касающееся оперативно- хозяйственной деятельности, в частности издать приказ об отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд ( ст. 361 ТК РФ).

Суд приходит к выводу о вынесении должностным лицом государственным инспектором труда Ефимовой И.П. предписания ОБ/240/9/3 от ДД.ММ.ГГГГ без достаточных на то оснований, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела ОАО «Химпром» на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> для повышения эффективности работы ОАО «Химпром» в целом, путем оценки труда работников коммерческого центра (цех ) в зависимости от их вклада в реализацию основных целей, разработана система оплаты труда работников коммерческого центра, где определены базовые принципы формирования системы оплаты труда работников коммерческого центра. Новая система оплаты труда регламентируется «Положением об оплате труда работников коммерческого центра», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с приказом данное Положение об оплате труда вводится в действие с ДД.ММ.ГГГГ и является приложение к приказу. Обязанность по доведению до работников коммерческого центра новой системы оплаты труда возложена на коммерческого директора ФИО17

На начальника ООТиЗ Букину И.В. на основании введенной системы оплаты труда возложена обязанность внести соответствующие изменения в штатное расписание коммерческого центра (цех ).

На начальника отдела по работе с персоналом ФИО18 возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ предупредить работников коммерческого центра об изменении системы оплаты труда в соответствии с действующим законодательством и в срок до 20.12. 2011 года внести изменения в трудовые договоры работников.

Каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Принудительный труд запрещен (ст. 37 Конституции РФ).

Регулирование трудовых отношений, в том числе отношений в сфере оплаты труда, в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством и рядом иных нормативных правовых актов: Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно действующему ТК РФ понятие заработной платы (оплаты труда работника) включает:

- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Законодатель в статье 135 ТК РФ четко обозначил, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ документами, устанавливающими системы оплаты труда, являются:

- коллективные договоры;

- соглашения;

- локальные нормативные акты в соответствии с трудовым законодательством.

Локальный нормативный акт - документ, содержащий нормы трудового права, разрабатываемый работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями и действующий внутри организации.

Локальный акт принимается работодателем самостоятельно, а в случаях, установленных законодательством (или коллективным договором, соглашением), с учетом мнения представительного органа работников- при наличии такого представительного органа.

Работодатель обязан учесть мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при установлении системы оплаты и стимулирования труда.

Согласно Положению об оплате труда коммерческого центра размер заработной платы работников коммерческого центра определяется в соответствии с настоящим Положением в зависимости от уровня занимаемой должности, профессионального уровня, степени достижения установленных показателей с учетом личного вклада работника. Фонд оплаты труда формируется из следующих выплат: должностной оклад; премия по результатам работы за месяц.

Для работников Управления реализации должностной оклад ( постоянная часть) составляет <данные изъяты> от фонда оплаты труда.

Для работников управления снабжения, транспортного управления, управления планирования, анализа и договорной деятельности, отдела маркетинга, конъюнктурных исследований, бюро по обеспечению электронных торгов должностной оклад (постоянная часть) составляет <данные изъяты> от фонда оплаты труда.

<данные изъяты> года директор по работе с персоналом по ОАО «Химпром» ФИО19 обратился к председателю профсоюзного комитета ОАО «Химпром» ФИО20 с просьбой выразить мнение профсоюзного комитета по поводу введения в действие Положения об оплате труда работников коммерческого центра.

ДД.ММ.ГГГГ первичная профсоюзная организация ОАО «Химпром» приняла решение считать новое Положение об оплате труда работников коммерческого центра позитивным, не ухудшающим материальное состояние работников. Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ совместного с администрацией заседания профкома ОАО «Химпром» на заседании профкома присутствовало <данные изъяты>

В судебном заседании допрошена в качестве свидетеля ФИО20- председатель профкома ОАО «Химпром», которая пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в профсоюзный комитет ОАО «Химпром» поступило Положение об оплате труда работников коммерческого центра для выражения мотивированного мнения профсоюзного органа. На заседании профкома ОАО «Химпром» ДД.ММ.ГГГГ состоялось обсуждение данного положения, после члены профкома единогласно выразили мнение, что положение об оплате труда является позитивным и не ухудшает материальное положение работников коммерческого центра.

Кроме того, допрошены свидетели, являющиеся членами профсоюзного комитета ОАО «Химпром»: ФИО21, ФИО22, ФИО23, которые пояснили, что на заседании ДД.ММ.ГГГГ рассматривалось Положение об оплате труда работников коммерческого центра, члены профкома выразили мотивированное мнение и поддержали данное положение единогласно.

Оснований не доверять показаниям свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, суд не усматривает.

Кроме того, показания названных свидетелей подтверждаются письменными доказательствами: письменным обращением директора по работе с персоналом по ОАО «Химпром» ФИО24 за <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ к председателю профсоюзного комитета ОАО «Химпром» ФИО20 с просьбой выразить мнение профсоюзного комитета по поводу введения в действие Положения об оплате труда работников коммерческого центра, протоколом совместного с администрацией заседания профсоюзного комитета ОАО «Химпром» от ДД.ММ.ГГГГ, на котором из <данные изъяты> членов профкома и представитель администрации ФИО19, журналом регистрации исходящей документации <данные изъяты>, в котором ДД.ММ.ГГГГ по<адрес> зарегистрировано обращение о предоставлении мотивированного мнения о Положении…, журналом регистрации входящих документов профкома ОАО «Химпром», в котором по<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано поступившее от ОАО «Химпром» письмо, краткое содержание которого «выразить мнение профкома по Положению об оплате труда КЦ».

В судебном заседании исследовались журнала регистрации исходящей документации ОАО «Химпром» <данные изъяты> и журнал регистрации входящих документов профкома ОАО «Химпром», данные журналы прошиты и пронумерованы по 50 листов каждый и скреплены соответствующими печатями, записи в них начинаются с и производятся по- порядку, следов подчисток и исправлений в них не усматривается.

Книга протоколов заседаний профсоюзного комитета ОАО «Химпром» за <данные изъяты> года с от ДД.ММ.ГГГГ по от ДД.ММ.ГГГГ содержит всего 234 листа, протоколы подшиты по порядку, пронумерованы, в данной подшивке имеется оригинал протокола от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, ставить под сомнение своевременность получения мотивированного мнения профсоюзного комитета ОАО «Химпром» по вопросу Положения оп оплате труда коммерческого центра, оснований не имеется.

В связи с этим суд ставит под сомнение показания свидетелей ФИО11 и ФИО12 о том, что мотивированное мнение профсоюзного комитета было получено позднее, чем указано в протоколе, а именно в <данные изъяты> году, поскольку они заинтересованы в исходе дела, в связи с их трудовым спором о восстановлении на работе.

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (статья 56 ТК РФ).

В соответствии со ст.57 ТК РФ условия оплаты труда являются существенными условиями трудового договора (т. е. оговариваются в договоре в обязательном порядке) и должны включать: размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника; доплаты, надбавки, поощрительные выплаты. Кроме того, в трудовом договоре следует указать порядок оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных (сверхурочная работа, работа в ночное время, работа в выходные и праздничные дни и др.), определить место и сроки выплаты заработной платы; отразить форму оплаты труда - в денежной форме или в сочетании денежной и не денежной форм.

Поэтому при необходимости внесения изменений в условия оплаты труда, следует руководствоваться статьей 74 ТК РФ. Согласно данной статье по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускается изменение определенных сторонами существенных условий трудового договора по инициативе работодателя при продолжении работником работы без изменения трудовых функций, т. е. работник продолжает работать в той же должности, по той же специальности, квалификации, но с изменением других существенных условий договора, в частности системы и размера оплаты труда. Работодатель обязан уведомить работника о предстоящем изменении, не позднее, чем за два месяца до введения таких изменений, если иное не установлено ТК РФ или федеральным законом, и только в письменной форме.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Поэтому изменение условий оплаты труда необходимо оформить путем внесения изменений в ранее заключенный письменный трудовой договор.

Таким образом, изменение условий оплаты труда оформляется следующими документами:

- уведомлением работодателя;

- дополнительным соглашением (изменением) к трудовому договору;

Следовательно, трудовое законодательство Российской Федерации предоставляет работодателю право по его инициативе изменять условия оплаты труда работников.

В этой связи часть первая статьи 74 ТК РФ предусматривает, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

Таким образом, как видно из данной нормы ТК РФ, одним из оснований изменения условий трудового договора по инициативе работодателя является изменение организационных условий труда. Организация труда представляет собой сложное явление, которое среди прочего включает в себя и организацию оплаты труда. Следовательно, понятие изменения организационных условий труда включает в себя, в том числе изменение организации оплаты труда (системы оплаты труда).

Кроме того, как пояснила представитель заявителя и как установлено судом, в целях обеспечения оперативного контроля за исполнением условий договорных обязательств в ОАО «Химпром», ДД.ММ.ГГГГ издан приказ «Об актуализации договорной базы в ИСУП «Исток». Согласно названному приказу были внесены значительные изменения в программное обеспечение в системе «Исток» общества. С момента внедрения изменений в компьютерной программе было запланировано автоматическое формирование всех первичных документов бухучета общества. Следовательно, благодаря данному программному обеспечению значительно упростилась и свелась к минимизации затраченного времени и сил работников. В связи с этим в коммерческом центре произошли структурные изменения и перераспределение функций между работниками коммерческого центра, в частности, вводится новая структура коммерческого центра с акцентированием внимания на менеджеро- маркетинговые услуги. Управление планирования, анализа и договорной деятельности (ранее отдел договорной деятельности, планирования и анализа) стало включать: группу оформления договоров и отгрузочных документов, группу планирования и анализа закупок и продаж, группу планирования транспортных услуг. Отдел маркетинга и конъюнктурных исследований стал включать в себя: группу продуктового маркетинга, группу маркетинг- статистики, группу информатизации. Появилось бюро по обеспечению электронных торгов. В коммерческом центре Управление планирования, анализа и договорной деятельности фактически стало выполнять функции БЭК- офиса. ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штанное расписание коммерческого центра ОАО «Химпром». К изменениям организационного характера на завершающем этапе внедрения БЭК- офиса относятся также и выделение в управлении планирования, анализа и договорной деятельности самостоятельной группы оформления отгрузочных документов и группы сопровождения валютных операций, а также введение должности начальника сектора планирования и контроля. В транспортном управлении появилась группа логистики и планирования транспортных услуг. Вышеназванные преобразования в виду введения программного обеспечения и введения новых структурных подразделений, а также переводом в них работников, соответственно привели к уменьшению трудовых функций работников коммерческого центра.

Из анализа должностной инструкции ведущего менеджера по продажам бюро сбыта (закрепленной продукции) управления реализации коммерческого центра, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, и должностной инструкции ведущего менеджера по продажам бюро сбыта (закрепленной продукции) управления реализации коммерческого центра, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что трудовые обязанности данного работника, возложенные последней должностной инструкцией, значительно сократились и частично изменились. В частности: из объема трудовых функций исключились такие как: по оперативной работе по отгружаемой продукции (принятию заявок от покупателей, планированию транспорта, контролю отгрузки и оплаты продукции, ведению переписки с потребителями); своевременному документированию отгрузок, учету, отчетности по отгрузкам.

Из анализа должностных инструкций ведущего специалиста по оформлению договоров группы оформления договоров Управления планирования, анализа и договорной деятельности коммерческого центра также усматривается, что после преобразований должностные функции работника сократились.

Сокращение трудовых функций произошло у ведущего специалиста по оформлению отгрузочных документов группы оформления договоров.

Согласно справке заявителя количество заключенных договоров бюро сбыта кремнийорганических соединений за период с 2009- 2011 годы имеет тенденцию к снижению. Как пояснила представитель заявителя ФИО25 ОАО «Химпром», ДД.ММ.ГГГГ года ведет работу по заключению договоров с потребителями, закупающими крупные партии продукции. Что также является организационным изменением в работе коммерческого центра.

Внедрение нового программного обеспечения, с помощью которого уменьшилось использование сил работников и затрачиваемого времени для выполнения определенной трудовой функции, также следует рассматривать как изменение технологии условий труда.

Согласно толковому словарю ФИО26 под технологией понимается совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Следовательно, у работодателя произошли изменения организационных и технологических условий труда работников коммерческого центра, что привело к уменьшению их трудовых функций.

Приказом ОАО «Химпром» от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ в части изложения ее преамбулы, а именно указаны причины изменений организационных условий труда коммерческого центра: связанные с внедрением программы автоматизации формирования данных в первичных документах, в результате которой функции по работе с контрагентами по договорам, по организации работы по поставке готовой продукции по заявкам потребителей, по контролю за суточными и ежемесячными поставками товара, по контролю за остатками товара, за составлением отчета по движению готовой продукции, за информацией о наличии и подаче транспортных средств и тары под погрузку и т.д. были переданы в отдел договорной деятельности; планирования и анализа, входящей в состав коммерческой службы предприятия.

Согласно части второй статьи 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя (положениями, политиками и другими). В свою очередь часть первая указанной статьи предусматривает, что заработная плата конкретного работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателями системами оплаты труда.

Таким образом, положения части первой статьи 74 ТК РФ, частей первой и второй статьи 135 ТК РФ в их взаимосвязи позволяют работодателю в случае изменения у него системы оплаты труда выступить с инициативой о соответствующем изменении условий трудовых договоров конкретных работников. Иными словами работодатель получает право настаивать на приведении условий трудовых договоров об оплате труда в соответствие с новой системой оплаты труда.

При изменении условий трудового договора по инициативе работодателя необходимо строго руководствоваться правилами, предусмотренными ст. 74 ТК РФ. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что работодатель, который в одностороннем порядке изменяет определенные сторонами условия трудового договора, обязан доказать, что это решение, во-первых, явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, а во-вторых, не ухудшило положение работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения (п. 21 Пленума N 2).

Из материалов дела видно, положение работников коммерческого центра не ухудшилось, их заработная плата за счет введения Положения об оплате труда работников коммерческого центра фактически не уменьшилась.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В отношении нарушения, касающегося неознакомления работников коммерческого центра с локальным нормативным актом «Положением об оплате труда работников коммерческого центра», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, в акте государственного инспектора труда Ефимовой И.А. указано, что документы, подтверждающих ознакомление под роспись, отсутствуют (в ходе проверки не представлено).

О предстоящем изменении определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца (ч. 2 ст. 74 ТК РФ). ТК РФ не устанавливает подробной процедуры предупреждения.

Уведомление - форма документа, используемого для информирования работников о ряде событий в организации. Унифицированной формы уведомления не имеется, оно составляется применительно к конкретному случаю.

ДД.ММ.ГГГГ работники коммерческого центра были уведомлены письменно под расписку об изменении с ДД.ММ.ГГГГ условий заключенного трудового договора и дополнительного соглашения к трудовому договору связи с введением на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Положения об оплате труда работников коммерческого центра. ДД.ММ.ГГГГ с работниками заключены дополнительные соглашения, в которых содержатся изменения в части размера должностного оклада, поскольку трудовые договоры, заключенные с работниками при приеме на работу, содержат только условие о должностном окладе.

Кроме того, как видно из представленных материалов работника коммерческого центра ознакомлены под роспись с Положением об оплате труда работников коммерческого центра ДД.ММ.ГГГГ и остальные работники- в последующие дни. Факт уведомления подтверждается как росписью работников на Положении об оплате труда коммерческого центра, так и на отдельных листах ознакомления с приказом от ДД.ММ.ГГГГ и Положением об оплате труда работников коммерческого центра.

С должностной инструкцией <данные изъяты>, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, вступающей в действие с ДД.ММ.ГГГГ, ознакомлены работники коммерческого центра, занимающие должность ведущего менеджера по продажам бюро сбыта (закрепленной продукции) управления реализации коммерческого центра.

Из материалов дела видно, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ отменено с ДД.ММ.ГГГГ действие Положения о порядке формирования и распределения премиального фонда коммерческого центра, введенное в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем заслуживают внимания доводы заявителя о том, что в случае отмены приказа от ДД.ММ.ГГГГ, будут нарушены права работников коммерческого центра, поскольку правовые основания для выплаты премий будут отсутствовать.

Представление прокурора <адрес> в адрес Управляющего директора по ОАО «Химпром» -заместителя директора <данные изъяты> ФИО27 об устранении нарушений трудового законодательства не является достаточным доказательством, свидетельствующим о нарушении работодателем норм трудового права при издании приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 361 ТК РФ предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При рассмотрении такой жалобы в суде государственный инспектор обязан доказать законность и обоснованность своего решения.

Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.

Суд, исследовав все доказательства в их совокупности, пришел к выводу, что у государственного инспектора труда не имелось достаточных оснований для вынесения предписания. Работодателем также не допущено существенных нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом следует признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора труда ( по правовым вопросам) Ефимовой И.П., направленное Управляющему директору по ОАО «Химпром» -заместителю директора <данные изъяты> ФИО27 об устранении об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие системы оплаты труда работников коммерческого центра», как изданный в нарушение ч.ч. 1,2 ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации; ознакомить работников коммерческого центра под роспись с приказом об отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие системы оплаты труда работников коммерческого центра».

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

                                           решил:

Признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора труда Ефимовой И.П. ДД.ММ.ГГГГ, направленное управляющему директору по ОАО «Химпром» - заместителю генерального директора <данные изъяты> ФИО16 для устранения нарушений трудового законодательства.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР.

Судья                                                                     В.П. Балашникова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.