Дело № 2- 508/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 апреля 2012 года г. Новочебоксарск Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Балашниковой В.П. при секретаре Исаковой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимова Сергея Ивановича к администрации гор. Новочебоксарск Чувашской Республики об обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установил: Ефимов С.И. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности перерегистрировать и поставить на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий с июня 1995 года, после получения <адрес> по б<адрес> ЧР. В обоснование заявленного требования ссылался на то, что <адрес> по б<адрес> была представлена ему на состав из трех человек. В марте <данные изъяты> года истец и его дочь Светлана в порядке приватизации получили данную квартиру в общую долевую собственность по 1/ 2 доле каждый. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес>. В соответствии с постановлением главы администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 14, 5 кв. метров на каждого члена семьи. <адрес> занимаемой истцом и членами его семьи квартиры составляет 30,2 кв. метров. В соответствии Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № он является нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета, по основаниям, что он проработал в органах МВД на должностях, финансируемых за счет федерального бюджета более 10 лет, вышел на пенсию по достижении предельного возраста пребывания на службе и наличию жилой площади на одного члена семьи в занимаемой им квартире, ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию <адрес> с заявлением для перерегистрации очередности, как нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и предоставил все необходимые документы, перечисленные в ст. 17 Правил учета, утвержденных указанным постановлением. Однако, ему было отказано в постановке на учет в виду отсутствия в учетном деле необходимых документов. Отказ считает неправомерным, поскольку в учетном деле таких документов быть не могло, поскольку о его праве на постановку на учет стало известно только в 2011 году. По его утверждению он подлежит перерегистрации для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В последующем истец неоднократно уточнял свои требования, просил поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента вступления данного постановления в законную силу, т.е. с <данные изъяты>, а затем просил поставить его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец Ефимов С.И. и его представитель Опарин В.Г. исковые требования поддержали в последнем уточненном варианте и пояснили, что истец уволен со службы в органах МВД ЧР ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем он подлежит постановке на учет после указанной даты до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании представитель ответчика администрации Ольнова Е.И. иск не признала по мотиву необоснованности и просила отказать в иске. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела и установлено судом, Ефимов Сергей Иванович проходил службу в органах внутренних дел РФ с 01 октября 1984 года по 12 сентября 2004 года, уволен со службы по п. «з» части 7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по состоянию здоровья). Общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет 22 года 00 месяцев 19 дней. Ефимов С.И. во время службы содержался за счет федерального бюджета. ДД.ММ.ГГГГ Ефимов С.И. обратился к главе администрации <адрес> Чувашской Республики с заявлением о принятии документов и постановке на учет на получение жилого помещения на основании Постановления Правительства Российской федерации № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответу первого заместителя главы администрации <адрес> ЧР ФИО3 истцу сообщено, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления единовременно денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы и приравненных к ним лицам. Согласно вышеназванному порядку обеспечением жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета подлежат граждане, принятые органами местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Порядком учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденным постановлением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В учетом деле отсутствуют документы, перечисленные в ст. 17 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Из материалов дела видно, что Ефимов С.И. проживает в однокомнатной <адрес> по б<адрес> общей площадью 30, 2 кв. метров, принадлежащей на праве общей долевой собственности ему и дочери ФИО2 по 1/ 2 доле в праве каждому. Согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ и копии поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ в данной квартире зарегистрированы и проживают: истец Ефимов С.И., жена ФИО1 и их дочь ФИО2 Другого жилого помещения по договору социального найма либо на праве собственности ни истец, ни члены его семьи не имеют. Следовательно, обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи Ефимова С.И. ниже учетной нормы общей площади жилого помещения, установленного в <адрес>. На основании решения исполнительного комитета Новочебоксарского Совета народных депутатов ЧАССР от ДД.ММ.ГГГГ № истец состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ и состоит на учете по<адрес>. В силу ст. 30 ЖК РСФСР (действовавшего на момент принятия истца на жилищный учет) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденные Советом министров РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшие до ДД.ММ.ГГГГ), предусматривали предоставление жилых помещений гражданам в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма и на условиях аренды, как правило, в виде отдельной квартиры на семью. В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан с целью последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации». Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма установлены главой 7 раздела 111 ЖК РФ. Так, предоставление гражданам жилья по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде регулируется ч. 2 ст. 49 ЖК РФ. Помимо указанных в ч. 2 ст. 49 ЖК РФ существуют иные, определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, категории граждан, имеющих право на получение жилья по договорам социального найма из федерального жилищного фонда и фонда субъектов РФ ( п.3 ст. 49 ЖК РФ). Этим категориям граждан в силу положений ч. 4 ст. 49 ЖК РФ может предоставляться из муниципального жилищного фонда, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. В соответствии с п. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по нескольким основаниям, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненных к ним лицам (далее Порядок). Названный Порядок определяет порядок предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма гражданам, указанным в пункте 5 части 1 статьи 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», или предоставление им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья. Мероприятия по предоставлению жилья указанным гражданам осуществляется органами местного самоуправления поселений и городских округов, уполномоченными на реализацию делегированных федеральных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона ЧР «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями». К иным категориям граждан, указанным в п.5 ч. 1 ст. 11 Закона ЧР, относятся граждане, указанные в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». До ДД.ММ.ГГГГ действовала редакция п.2 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ п.2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в изложенной редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". В соответствии с названным Законом ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена п. 2.1, согласно которой обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При этом в ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ: 1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Истец Ефимов С.И. относится к данной категории граждан. Из анализа приведенных норм закона следует, что правом воспользоваться установленным порядком улучшения жилищных условий по данному закону обладают сотрудники внутренних дел, уволенные со службы на момент ДД.ММ.ГГГГ и принятые органами местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий к этому времени. Право на жилище, гарантированное Федеральным законом "О статусе военнослужащих", носит не абсолютный, а заявительный характер и для его реализации военнослужащему или приравненному к нему лицу необходимо было предпринять определенные действия по признанию его в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Правительство РФ постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвердило соответствующие «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (далее Правила). Названными Правилами устанавливался единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета. При этом Правила полностью соответствовали редакции ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.1 Правил под сотрудниками органов внутренних дел понимаются лица среднего, старшего с высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской федерации, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сотрудники уголовно- исполнительной системы. Пунктом 7 названных Правил предусмотрено, что основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 3) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; З) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. Согласно п. 12 Правил учет военнослужащих и граждан, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства осуществляется органами местного самоуправления и органами внутренних дел в целях соблюдения единого порядка предоставления жилых помещений за счет средств федерального бюджета. Истец состоял в общей очереди, а не на специальном учете, по основаниям и в порядке, предусмотренном Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом специальные правила постановки на учет граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, существенно отличаются от общего порядка учета граждан по месту жительства, как по основаниям постановки на учет, основаниям отказа в постановке на учет, так и по порядку самого учета, по очередности и по процедуре предоставления жилья. В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: - жилого помещения в собственность бесплатно; - жилого помещения по договору социального найма; -единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Из содержания ст. 2 Федерального закона № 342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в системной взаимосвязи с указанным выше законодательством, она имеет целью обеспечение жилыми помещениями граждан РФ, вставшими на учет по специальному законодательству до ДД.ММ.ГГГГ, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. По основаниям и в порядке, предусмотренном Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № истец Ефимов С.И. на специальный учет с момента увольнения со службы из органов МВД РФ ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ не вставал, соответствующих документов для постановки на учет не предоставлял. Судом установлено, что с соответствующим заявлением о постановке на учет истец обратился в администрацию <адрес> только ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, при изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Ефимова С.И. о постановке на соответствующий учет до ДД.ММ.ГГГГ не имеется. Вместе с тем в письменном ответе администрации <адрес> ЧР указано на отсутствие документов, предусмотренных п. 17 Правил. Как видно из представленных истцом и ответчиком доказательств, вместе с заявлением были представлены все требуемые документы. Согласно пояснениям представителя администрации <адрес> отсутствовал документ, подтверждающий право истца состоять на таком учете, в частности отсутствовало удостоверение. Согласно справке Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ №.1/803 названное министерство не осуществляет выдачу удостоверений на право пользования льготами при получения жилья. При изложенных обстоятельствах, у администрации <адрес> ЧР имелись все основания для постановки на учет истца в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с момента подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Истцу в ходе рассмотрения дела разъяснялась возможность уточнения исковых требований. Таким образом, иск Ефимова С.И. удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении требований Ефимова Сергея Ивановича о возложении на администрацию <адрес> Чувашской Республики об обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР. Судья Балашникова В.П.