о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий



Дело № 2- 650/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2012 года                                                                г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Балашниковой В.П.

при секретаре Исаковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чуркиной Евдокии Алексеевны к Администрации гор. Новочебоксарск об отмене распоряжения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, взыскании компенсации за моральный вред,

у с т а н о в и л:

Чуркина Е.А. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ за о снятии ее с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Требования мотивировала тем, что она проживает в четырехкомнатной <адрес>, предоставленной ее дочери ФИО2 по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ на семью из четырех человек: на саму дочь, ее мужа ФИО6, сына ФИО5 и дочь ФИО4 Позже в данной квартире кроме вышеуказанных лиц были зарегистрированы в качестве членов семьи нанимателя: она, ее дочь ФИО5, жена ее внука ФИО6 и правнуки ФИО7 и ФИО4 Внучка ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ снялась с регистрационного учета в связи с выездом на другое постоянное место жительства. Являясь ветераном Великой Отечественной войны, она, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о принятии ее на учет как нуждающаяся в жилом помещении с составом семьи из <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ ее поставили на учет. Муж дочери ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ умер, а в январе ДД.ММ.ГГГГ года ею было получено сообщение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что распоряжением она снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с утратой оснований, которые давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку ее внук ФИО5 приобрел в собственность жилое помещение. Считает, что администрация <адрес> необоснованно сняла ее с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и тем самым нарушила ее права и свободы, поскольку площадь жилого помещения, в котором она проживает со своей семьей составляет 72,8 кв.м. и на каждого члена семьи приходится 10,4 кв.м. Ссылаясь на ст. 40, ч.1 ст. 27 Конституции РФ и ст. ст. 50-57 ЖК РФ, просила иск удовлетворить.

В последующем истец дополнила исковые требования и просила взыскать с администрации <адрес> компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебное заседание истец Чуркина Е.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представители истца ФИО2 и Спиридонов А.В. в судебном заседании иск поддержали по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика администрации го. Новочебоксарск Ольнова Е.И. иск не признала по мотиву необоснованности и просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, материалы учетного дела, суд приходит к следующему.

С введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Чуркина Е.А. обратилась в администрацию <адрес> ЧР с заявлением, о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на социальную поддержку в приобретении жилья.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Чуркина Е.А. с составом семьи из 8 человек, принята на учет в качестве иных категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Согласно приложению к названному постановлению при постановке на учет учитывалась жилая площадь <адрес> в <адрес> в размере 72,8 кв. метров на состав семьи из 8 человек.

На основании постановления администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ Чуркина Е.А., снята с учета в связи с утратой ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за администрация <адрес> уведомила истца о снятии с учета в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ.

Согласно материалам дела, истица является вдовой инвалида- участника Великой Отечественной войны ФИО1, проходившего военную службу в действующей более 6 месяцев, и имеет право на льготы, установленные ст. 21 Закона РФ «О ветеранах».

Истице Управлением по социальной защиты населения администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было выдано удостоверение серии о правах на льготы, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны. Льготы для данной категории граждан установлены ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с п.п.4 п.1 ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» к мерам социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)) относятся, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23,2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года, предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Следовательно, вставшие на учет после 01.03.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет и при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Перечень оснований для признания гражданина нуждающимся в жилых помещения изложен в статье 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или), принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Порядок принятия граждан на учет в целях последующего предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма регламентирован статьей 52 ЖК РФ, а также нормативно правовыми актами ЧР.

В Законе Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» предусмотрено, что к иным категориям граждан в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики относятся граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий ( в редакции законов ЧР от 19.10.2009 года № 50 и от 27.02.2010 года № 4).

Проверяя доводы истца о наличии оснований для постановки ее на учет иных категорий граждан, именно категории: «Ветераны Великой отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», судом установлено следующее.

Чуркина Е.А. заявлением от ДД.ММ.ГГГГ просила принять на учет с составом семьи из 8 человек, включая ее саму, дочерей ФИО5, ФИО2, зятя ФИО6, внука ФИО5, сноху ФИО6 и правнуков ФИО7 и ФИО4 При постановке на учет она представила сведения о нуждаемости в получении жилого помещения, в том числе представлены документы: ордер на <адрес>., выписка из лицевого счета, справка о составе семьи, копия поквартирной карточки указанной квартиры, свидетельство о государственной регистрации права собственности на <адрес>, принадлежащей ФИО3, матери ее снохи Чуркиной Е.А., поскольку последняя состояла там вместе с сыном на регистрационном учете, а также другие документы.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 пояснила, что в <адрес> фактически они проживают составом семьи из семи человек: она, ее мать, сестра, сын с женой и двумя детьми. Сын с женой приобрели однокомнатную квартиру по <адрес>, но в ней никто не проживает, так как необходимо произвести ремонт.

Из материалов дела следует, что у истца Чуркиной Е.А.. отсутствует какое-либо иное жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, или предоставленное по договору социального найма.

Судом установлено, что истец зарегистрирована и проживает в качестве члена семьи нанимателя <адрес>, кроме нее в данной квартире зарегистрированы и проживают еще 5 человек: ее дочери ФИО2, ФИО5, внук ФИО5, правнуки ФИО7 и ФИО4 ФИО6 умер и снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ. Указанная квартира имеет общую площадь 72.8 кв. м.

Кроме того, как видно из свидетельств о государственной регистрации права собственности серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и ФИО6 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ стали собственниками по 1/2 доле в праве каждый однокомнатной <адрес>, общей площадью 32,9 кв.м.

Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Истец подавая заявление о постановке на учет нуждающихся в жилых помещений, в качестве членов своей семьи указала ФИО5 и ФИО6 Следовательно, имеющаяся у ФИО5 и Л.Е. жилая площадь в размере 32,9 кв. метров подлежит суммированию с площадью занимаемой истцом квартирой площадью 72,8 кв. метров (72,8+ 32,9 = 105,7 кв. метров).

Действующий жилищный кодекс не устанавливает конкретный размер учетной нормы. С соответствии п.п. 4,5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

На основании постановления главы администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 14,5 кв. метров общей площади на каждого члена семьи.

Исходя из суммарного размера общей площади квартир: по адресу: <адрес> (72,8 кв. метров) и <адрес> (32,9 кв. метров) следует, что на одного человека приходится 15, 1 кв. метров, что превышает учетную норму (105,7:7= 15,1).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что администрация <адрес> пришла к обоснованному выводу об обеспеченности истца общей площадью жилого помещения более учетной нормы на каждого члена семьи, в связи с чем правомерно сняла с учета иных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещения и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Доводы представителя истца ФИО2, а также показания свидетеля ФИО1, знакомой истца о том, что последняя нуждается в улучшении жилищных условий, так как проживает в одной квартире вместе с дочерью инвалидом по психическому заболеванию, а также с правнуками, которые шумят, а Чуркиной Е.А. необходимы тишина и спокойствие, не являются юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу.

Суду не представлены доказательства того, что истцу причинен моральный вред неправомерными действиями администрации <адрес>.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Чуркиной Е.А.. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

                                                          р е ш и л:

В удовлетворении требований Чуркиной Евдокии Алексеевны об отмене распоряжения администрации <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Чуркиной Евдокии Алексеевны с учета нуждающихся в жилых помещениях, обязании администрации <адрес> Республики восстановить Чуркину Евдокию Алексеевну на учете нуждающихся в жилых помещениях, взыскании компенсации за моральный вред в сумме <данные изъяты> рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР.

Судья                                                                 В.П. Балашникова