Решение о признании незаконным бездействия администрации г. Новочебоксарск



Дело № 2 - 561\12                                       РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2012 года                                                                                         город Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Красильниковой С.А.,

при секретаре судебного заседания Войновой А.А.,

с участием старшего помощника прокурора г. Новочебоксарска Федорова В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора в порядке статьи 254 ГПК РФ о признании незаконным бездействие администрации города Новочебоксарска, выразившееся в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок ( парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, об обязании администрацию города Новочебоксарска разработать и принять нормативные правовые акты, регламентирующие порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок ( парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

установил:

Прокурор г. Новочебоксарск обратился в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики с заявлением в порядке статьи 254 ГПК РФ о признании незаконным бездействие администрации города Новочебоксарска, выразившееся в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок ( парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, об обязании администрацию города Новочебоксарска разработать и принять нормативные правовые акты, регламентирующие порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

        Прокурор указал, что Новочебоксарской городской прокуратурой при проведении проверки состояния законности в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности были выявлены нарушения государственных гарантий прав граждан на получение безопасности дорожного движения. Из текста заявления следует, что прокурор относит жителей города Новочебоксарска, права которых нарушены бездействием администрации муниципального образования, к неопределенному кругу лиц и именно в защиту интересов указанного неопределенного круга лиц он предъявляет свои требования. В обоснование требований указано, что Администрация города Новочебоксарска в нарушение ст. 17,18 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до настоящего времени не принят акт, регулирующий порядок содержания дорог и их ремонт. Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Новочебоксарск Федоров В.В. требования поддержал по мотивам, изложенным в заявлении, и просил удовлетворить требования прокурора в полном объеме, а также возложить обязанность по разработке и принятию данных нормативных правовых актов в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом также суду пояснил, что неисполнение органами местного самоуправления обязанности по принятию нормативного акта, устанавливающего порядок содержания и ремонта автомобильных дорог, нарушает права неопределенного круга лиц - пользователей указанных автомобильных дорог на безопасность дорожного движения, а также препятствует обоснованному распределению бюджетных средств, выделяемых на осуществление дорожной деятельности.

Представитель администрации города Новочебоксарска по доверенности Курочкин К.Е. требования прокурора не признал, ссылаясь на свои письменные возражения.

Представитель Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в деле имеется заявление о рассмотрении дела без их участия.

Выслушав участников процессов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

          Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту.

         Статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

        Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статьей 3 и 4 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав. Гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица либо неопределенного круга лиц.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из представленных документов следует, что прокурором обжалуется бездействие органа местного самоуправления, связанное с неисполнением возложенной на него обязанности по подготовке к принятию соответствующих актов.

Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

Вопросы о причинах бездействия органа местного самоуправления, последствиях бездействия подлежат выяснению при рассмотрении заявления прокурора по существу.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности стороны заявителя.

Настоящие требования заявлены прокурором г. Новочебоксарска в порядке ст. 254 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц - населения муниципального образования города Новочебоксарска.

В силу положений ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

        Согласно ч.2 статьи 17 и ч.2 статьи 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации "порядок содержания и порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

        В соответствии с ч. 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.

          При этом под безопасностью дорожного движения понимается в силу ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

         На осуществление безопасности дорожного движения, а также на обеспечение надежности и безопасности автомобильных дорог направлены также ремонт и содержание этих автомобильных дорог, что следует из положений ст.2 названного выше закона.

      Судом установлено, что в пределах города Новочебоксарска имеются дороги федерального, республиканского и местного значения.

        Как следует из ответа- письма должностного лица Администрации - первого заместителя главы Администрации города Новочебоксарска ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ на имя прокурора города, муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок создания и использования, в том числе и на платной основе парковок ( парковочных мест ), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в настоящее время администрацией города Новочебоксарск не принят.

          Данное обстоятельство, изложенное в тексте ответа в суде также подтвердил свидетель ФИО1 ( заместитель руководителя МБУ « Архитектурно-градостроительного управления города Новочебоксарска Чувашской Республики»), который суду показал, что муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок создания и использования, в том числе и на платной основе парковок ( парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в настоящее время администрацией города Новочебоксарск не разработан и не принят. В настоящее время ведется разработка долгосрочной целевой программы «Городская целевая программа по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту улично-дорожной сети города Новочебоксарска Чувашской Республики на 2012 -2015 годы с прогнозом до 2020 года, а также имеются Правила по благоустройству территории г. Новочебоксарска..

Первый заместитель главы администрации г. Новочебоксарска является должностным лицом, то есть лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного самоуправления или организации работы органа местного самоуправления.

         Суд не находит оснований сомневаться в достоверности сведений, указанных в письме первого заместителя главы администрации г. Новочебоксарска, его информация, адресованная прокурору об отсутствии муниципального правового акта, устанавливающего порядок создания и использования, в том числе и на платной основе парковок ( парковочных мест ), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, поскольку при составлении данного документа данное должностное лицо находилось при исполнении своих служебных обязанностей. Какой-либо заинтересованности указанного лица в исходе дела судом не установлено.

        Представитель администрации г. Новочебоксарска, возражая по заявленным требованиям прокурора ссылался на то обстоятельство, что в настоящее время ведется разработка долгосрочной целевой программы « Городская целевая программа по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту улично-дорожной сети города Новочебоксарска Чувашской Республики на 2012 -2015 годы с прогнозом до 2020 года ».          

        Органы местного самоуправления могут участвовать в реализации целевых и иных программ.

        Целевая или комплексная программа - совокупность взаимоувязанных по срокам, исполнителям, материально-техническим, финансовым и организационным ресурсам мероприятий в какой-либо социально-экономической сфере. Могут быть федеральными, региональными и муниципальными. Характерными признаками целевых программ являются: определение конечной цели в установленные сроки и соответствующее финансирование. Средства на целевые программы предусматриваются в бюджетах каждого уровня власти и принимаются законами.

Иные программы - это любые программы от федерального до муниципального уровней, связанные общностью цели.

Участие в целевых и иных программах связано прежде всего с получением бюджетных средств и рациональным их использованием в интересах той или иной территории.

        ДД.ММ.ГГГГ Новочебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики утвердило Правила благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики

Правила благоустройства, санитарно-экологического содержания и организации уборки территорий в городе Новочебоксарске Чувашской Республики устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, внутренних производственных территорий для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Новочебоксарска, независимо от их формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.

Правила разработаны в соответствии с федеральными законами от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, определяющими требования к состоянию внешнего благоустройства и защите окружающей среды.

        В силу статьи 56 ГПК РФ представитель администрации города Новочебоксарска суду доказательства, подтверждающие, что вышеуказанные документы содержат нормы устанавливающие порядок создания и использования, в том числе и на платной основе парковок ( парковочных мест ), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения не предоставил.

Суд, оценив в совокупности все добытые доказательства, а также учитывая то, что других доказательств, ходатайств у сторон не имеется, пришел к выводу, что к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения в силу ст.З Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» относится приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и принимая во внимание, что участником дорожного движения является любое лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения, суд находит, что непринятие Администрацией города мер по разработке и принятию нормативного правового акта, регламентирующего порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, а также порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, что позволяет суду удовлетворить заявленные требования прокурора.

              На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                    Решил:

Заявление прокурора в порядке статьи 254 ГПК РФ о признании незаконным бездействие администрации города Новочебоксарска, выразившееся в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, об обязании администрацию города Новочебоксарска разработать и принять нормативные правовые акты, регламентирующие порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок ( парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Новочебоксарска, выразившееся в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок ( парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

Обязать администрацию города Новочебоксарска разработать и принять нормативные правовые акты, регламентирующие порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

          Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 10 апреля 2012 года     

Судья:         С.А. Красильникова