Решение о понуждении к исполнению законных требований



Дело № 2 - 1054\12                                   РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2012 года                                                                                  город Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Красильниковой С.А.,

при секретаре судебного заседания Войновой А.А.,

с участием и.о. прокурора Чебоксарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики Улисова С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чебоксарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к выполнению законных требований.

установил:

Чебоксарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики в марте текущего года проведена проверка соблюдения требований уголовно - исполнительного и иного законодательства в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии. В ходе данной проверки было установлено, что администрацией учреждения допускаются нарушения уголовно-исполнительного и иного законодательства, регламентирующего материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы, гарантированных ст.ст. 18, 41 Конституции РФ, ст. 12 ч.ч. 6, 11, ст.ст. 99, 109, 110 УИК РФ.

Прокурор Чебоксарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики по итогам данной проверки обратился с иском в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики о понуждении к выполнению законных требований, свой иск мотивировал тем, что в марте в колонии № 3 проведена проверка и в ходе проверки выявлены ряд нарушений. Согласно ч.1 и ч.2 ст. 99 УИК РФ предусматривается норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не менее двух квадратных метров и обеспечение осужденных индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями и иными предметами хозяйственного обихода. Установлено, что на момент проверки 15 марта 2012 года в ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЧР отбывали наказания 1170 осужденных, при этом норма жилой площади на одного осужденного составляла менее 2 квадратных метров. Так, в общежитии отряда №1 норма жилой площади на одного осужденного составляла 1,57 кв. м., в отряде №2 - 1,77 кв. м., в отряде №3 - 1,5 кв. м., в отряде №6 - 1,55 кв. м., в отряде №7 - 1,5 кв.м., в отряде №8 - 1,86 кв. м., в отряде №9 - 1,88 кв. м., в отряде №10 - 1,47 кв.м., в отряде №12 - 1,16 кв.м., в отряде №13-1,74 кв.м. Данные обстоятельства влияют на психологическое и физическое состояние здоровья осужденных. В соответствии приложением № 2 к приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 27 июля 2006 года N512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" каждый осужденный должен быть обеспечен 1 табуретом. Лимит наполнения в ФКУ ИК-3 составляет 1210 мест, содержится в колонии по состоянию на 15 марта 2012 года 1170 осужденных и лишь 443 осужденных обеспечены табуретами. Необеспеченность осужденных табуретами составляет - 767 штук. Обход общежитий, где проживают осужденные, показал, что в нарушении статьи 99 УИК РФ осужденные не в полном объеме обеспечены санитарно-техническими приборами (унитазами и умывальниками), а именно: в общежитии отряда №1 при наличии 106 осужденных имеется 6 унитазов, необеспеченность составляет 1 унитаз; в общежитии отряда №2 при наличии 107 осужденных в наличии 6 унитазов, необеспеченность составляет 1 прибор; в общежитии отряда №3 при наличии 83 осужденного в наличии 3 унитаза и 5 умывальников, необеспеченность составляет 3 и 1 прибора соответственно; в общежитии отряда №6 при наличии 124 осужденных в наличии 7 унитазов, необеспеченность составляет 1 прибор; в общежитии отряда №7 при наличии 120 осужденных в наличии 7 унитазов и 7 умывальников, необеспеченность составляет 1 и 1 прибора соответственно; в общежитии отряда №9 при наличии 135 осужденных в наличии 7 унитазов и 7 умывальников, необеспеченность составляет 2 и 2 прибора соответственно; в общежитии отряда №10 при наличии 117 осужденных в наличии 3 унитаза и 4 умывальника, необеспеченность составляет 5 и 4 прибора соответственно; в общежитии отряда №13 при наличии 144 осужденных в наличии 5 унитаза и 7 умывальников, необеспеченность составляет 5 и 3 прибора соответственно. Требуется проведение капитального ремонта в общежитиях отрядов №4 и №11. В камере №11 штрафного изолятора и прилегающем к названной камере коридоре протекают крыша и сыреют стены. Основными задачами ФСИН России, в частности, являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и в следственных изоляторах.

ФСИН России осуществляет полномочия по материально-техническому обеспечению деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно- исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, устранение вышеуказанных нарушений закона должны быть произведены ответчиком за счет собственных средств, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний России, представленной на территории Чувашской Республики Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии.

Прокурор просит суд обязать ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЧР, УФСИН России по ЧР, ФСИН России в срок до 01 ноября 2012 года устранить вышеуказанные нарушения закона, а именно: обеспечить осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждении жилой площадью не менее 2-х квадратных метров, а также обеспечить всех осужденных табуретами, установить санитарно-технические приборы (унитазы и умывальники): в общежитии отряда №1-1 унитаз; в общежитии отряда №2 - 1 унитаз; в общежитии отряда №3 - 3 унитаза и 1 умывальник; в общежитии отряда №6 - 1 унитаз; в общежитии отряда №7 - 1 унитаз и 1 умывальник; в общежитии отряда №9 - 2 унитаза и 2 умывальника; в общежитии отряда №10- 5 унитазов и 4 умывальника; в общежитии отряда №13- 5 унитазов и 3 умывальника, провести капитальный ремонт в общежитиях отрядов №4 и №11, провести капитальный ремонт (замену) кровли помещений штрафного изолятора (ПКТ и ЕПКТ), провести ремонт покраски стен и потолков, выделить и оборудовать помещения воспитательной работы в общежитиях отрядов №№3,10,13.

Из искового заявления следует, что прокурор относит осужденных отбывающих наказание, права которых нарушены бездействием администрации учреждения, к неопределенному кругу лиц и именно в защиту интересов указанного неопределенного круга лиц - осужденных он предъявляет свои требования.

В последующем прокурор воспользовался требованиями статьи 39 ГПК РФ, предоставил в суд уточненные исковые требования, из текста его заявления следует, что он просит суд обязать администрацию ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республики в срок до 01 ноября 2012 года устранить вышеуказанные нарушения, а именно : установить санитарно-технические приборы (унитазы) исходя из лимита наполнения данного исправительного учреждения ( в количестве 1210 человек) из расчета 1 унитаз и 1 умывальник на 15 осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание, обеспечить всех осужденных табуретами, провести капитальный ремонт в общежитиях отрядов № 4, 11, провести капитальный ремонт ( замену) кровли помещений штрафного изолятора (ПКТ и ЕПКТ), провести покраску стен и потолков, выделить и оборудовать помещения воспитательной работы в общежитиях отрядов № 3,10, 13

В судебном заседании и.о. прокурора Улисов С.Г. исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в исковом заявлении, и просил удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель Федерального казенного учреждения « Исправительная колония № 3 УФСИН России по Чувашской Республике» Кузнецов В.В. иск признал частично, ссылаясь на представленные письменные возражения, суду пояснил, что ряд требований прокуратуры администрация исполнила, при этом возражал в части иска об установлении срока устранения недостатков до 01 ноября 2012 года, поскольку имеющееся финансирование на 2012 год не даст возможности руководству колонии устранить все недостатки.

Васильев А.Г., представляющий по доверенности интересы УФСИН России и Управление УФСИН России по Чувашской Республики иск прокурора не признал, ссылаясь на то обстоятельство, что действительно в колонии № 3 прокуратурой выявлены нарушения, но все требования прокурора не могут быть устранены до 01 ноября 2012 года, поскольку многие пункты искового заявления требует дополнительного финансирования, а бюджет по расходованию денежных средств на 2012 год по данной колонии утвержден намного раньше, чем подан иск прокурором.

         Выслушав участников процессов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

         Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту.

         Статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

         Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статьей 3 и 4 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав. Гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица либо неопределенного круга лиц.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Статья 32 данного закона устанавливает, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.

Таким образом, избранный прокурором способ защиты гражданских прав неопределенного круга лиц соответствует требованиям Гражданского кодекса РФ и не препятствует разрешению заявленного спора по существу.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий лиц надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления для этого необходимых денежных средств.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года. Основной целью Концепции является повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня международных стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития.

Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, установлены Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Согласно статьи 5 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, входят в уголовно-исполнительную систему, которая включает также территориальные и центральные органы управления уголовно-исполнительной системы.

Согласно Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии» колония является самостоятельным юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, учредителем которого выступает Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет ФСИН России. Источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством РФ.

Федеральным законом "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" установлено, что УФСИН РФ по Чувашской Республике-Чувашии осуществляет руководство подведомственными учреждениями, расположенными на территории Чувашской Республики, к числу которых относится ФКУ «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии», принимает участие вопросах финансирования по содержанию федерального имущества учреждений.

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3 УФСИН России по Чувашской Республике» является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (осужденных), состав которых постоянно меняется.

В силу частей 10, 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.

Материально-бытовое обеспечение осужденных включает в себя комплекс жилищно-бытовых условий, вещевого довольствия, питания, коммунально-бытового и торгового обслуживания.

В жилых помещениях оборудуются умывальники, туалеты, комнаты отдыха. Осужденным предоставляются индивидуальное спальное место и постельные принадлежности, тумбочка на двух осужденных; табуретка и т.д.

Ссылаясь на статью 110 УИК РФ прокурор указал, что в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ "Об утверждении норм создания материально технической базы для организации воспитательной работы с осужденными" в исправительных учреждениях на отряд осужденных из 50 человек должна иметься комната воспитательной работы с осужденными.

Материалами дела подтверждается и ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не оспаривается, что в учреждении в марте 2012 года проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в колонии.

Нормы оснащения мебелью, инвентарем и оборудованием помещений административных зданий и подразделений охраны предусматриваются соответствующими ведомственными нормативными актами, в том числе приказом ФСИН РФ от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы"

         Начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний согласно данного приказа следует привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность.

ФСИН России осуществляет материально техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализации возложенных на нее функций.

         Судом установлено, что в настоящее время администрация ФКУ ИК-3 предпринимает ряд действий для решения вопроса по организации материально-технического содержания спецконтингента, ФКУ ИК-3 признает, что действительно имеются определенные недостатки, устранение которых во многом зависит от бюджетного финансирования, так как согласно Уставу федерального казенного учреждения «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исправления наказаний по Чувашской Республике - Чувашии», утвержденного приказом директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) от 31 марта 2011 года №186, оно является самостоятельным юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, учредителем которого выступает Российская Федерация и полномочия учредителя осуществляет ФСИН России. Руководством учреждения постоянно предпринимаются меры к улучшению условий содержания осужденных. Обеспечение осужденных менее двух квадратных метров жилой площади, выявленное на момент проверки, является временным, поскольку в связи с капитальным ремонтом общежития отряда №11, осужденные, содержащиеся в указанном отряде, распределены по другим отрядам. После завершения капитального ремонта и обратного перераспределения, обеспечение осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждении будет составлять не менее 2-х квадратных метров. В колонии по состоянию на 04 мая 2012 года содержится 1131 осужденный, из них 443 обеспечены табуретами, недостающие табуреты будут приобретены по мере финансирования или произведены собственными силами. В настоящее время собственными силами изготовлено более 30 табуретов. Во всех отрядах, кроме №3, №10, №13 установлены санитарно-технические приборы из расчета нормы положенности при установленном лимите содержания осужденных в отряде. В отрядах №3, №10, №13 возможно доведение данных требований только при проведении капитального ремонта общежитий указанных отрядов и уменьшения их жилой площади. Капитальный ремонт общежитий отрядов №3, №10, №13 будет проведен по мере выделения финансовых средств из федерального бюджета. В 2011 году из средств федерального бюджета был произведен капитальный ремонт общежитий отрядов №4, №5 и частично №11, здания ПТУ и школы. Капитальный ремонт в отряде №4 завершен. Капитальный ремонт общежития отряда №11 планируется к завершению в 4 квартале 2012 года по мере финансирования. Капитальный ремонт (замену) кровли помещений штрафного изолятора (ПКТ и ЕПКТ), покраска стен и потолков планируется к завершению в 3 квартале 2012 года. Выделение помещений для проведения воспитательной работы в отрядах №3, №10, №13 приведет к сокращению жилой площади в отрядах и станет возможным при проведении капитального ремонта в указанных отрядах.

    Представитель колонии считает, что все вышеуказанные работы были запланированы и их завершение ожидается в 4 квартале 2012 года, поэтому полагает, что устранение указанных недостатков до 01 ноября 2012 года является не реальным, в связи с чем, просит суд устранение недостатков в соответствии с требованиями прокурора установить до 10 января 2013 года, кроме установки санитарно-технических приборов и выделение комнат для проведения воспитательной работы с осужденными в общежитиях отрядов № 3, 10 и № 13, на которые просит установить срок до 10 января 2014 года.

Доводы представителя колонии в той части, что устранение указанных недостатков до 01 ноября 2012 года является не реальным, не могут быть приняты во внимание, поскольку реализация таких прав не должна зависеть от размера финансирования на осуществление необходимых действий.

       При этом суд принимает во внимание доводы представителя ФКУ « ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике», о том, что администрацией учреждения в настоящее время проводятся мероприятия по устранению нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства, регламентирующего материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы, гарантированных действующим законодательством, однако не признает данное обстоятельство в качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поскольку на дату вынесения судебного решения доказательств того, что всех нарушения были устранены в полном объеме суду не представлены.

Удовлетворяя заявленные требования, суд считает необходимым о возложении на ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений, поскольку таковые нарушают права находящихся там лиц, то есть осужденных.

Доводы представителей учреждения и Управления УФСИН России по Чувашской Республике в той части, что проведение необходимых ремонтных работ в помещениях учреждения в Программу капитального строительства и ремонта на 2012 год не включено, бюджет на нынешний год не предусматривает выделение денежных средств на выполнение данных работ, не состоятельны, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения ответчиков от выполнения возложенных на них обязанностей по обеспечению охраны прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в колонии, предоставлению им надлежащего материально-бытового обеспечения.

Начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний в силу Приказа ФСИН РФ от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", которые действует более пяти лет следует привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность.

Суд, оценив в совокупности все добытые доказательства, а также учитывая то, что других доказательств, ходатайств у сторон не имеется, пришел к выводу, что требование прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.191- 199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования прокурора Чебоксарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики удовлетворить.

Обязать администрацию Федерального казенного учреждения «Исправительная колония -3 УФСИН России по Чувашской Республике» в срок до 01 ноября 2012 года устранить вышеуказанные нарушения закона:

- установить санитарно-технические приборы ( унитазы) исходя из лимита наполнения данного исправительного учреждения ( в количестве 1210 человек) из расчета 01 унитаз и 01 умывальник на 15 осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание

- обеспечить всех осужденных табуретами

- провести капитальный ремонт в общежитиях отрядов № 4 и 11

- провести капитальный ремонт ( замену) кровли помещений штрафного изолятора ( ПКТ и ЕПКТ), провести покраску стен и потолков

- выделить и оборудовать помещения воспитательной работы в общежитиях отрядов № 3, 10, 13.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

С мотивированным решением стороны могут быть ознакомлены 15 августа 2012 года

                        Судья :                                С.А. Красильникова