о признании постановления администрации г. Новечбоксарскс недействующим



Дело № 2-1502/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 августа 2012 года                        г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Балашниковой В.П.

с участием прокурора Федорова В.В.

при секретаре Исаковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора гор. Новочебоксарск ЧР о признании постановления администрации города Новочебоксарск ЧР не действующим и не подлежащим применению,

у с т а н о в и л :

Прокурор <адрес> ЧР обратился в суд с заявлением о признании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Проверкой установлено, что постановление содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц (малоимущих граждан, признанных по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма), рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование жилищных отношений, что свидетельствует о его нормативности.

Постановление затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина (малоимущих граждан, признанных по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма), поскольку определяет их права и обязанности при пользовании жилым помещением по договору социального найма. Однако указанный нормативный правовой акт не опубликован (обнародован) в средствах массовой информации в нарушение требований закона, что подтверждается информацией администрации <адрес>.

Прокурор полагает, что в <данные изъяты>

Постановление не было официально опубликовано для всеобщего сведения горожан в средствах массовой информации: ни в газете «Грани», ни в газете «Родники Чувашии».

Кроме того, администрация <адрес> не обладала полномочием по принятию вышеуказанного нормативного правового акта. На указанное Постановление ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации <адрес> был принесен протест, в удовлетворении которого было отказано.

В судебном заседании представитель заявителя помощник прокурора <адрес> ЧР Федоров В.В. поддержал заявленное требование в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица администрации <адрес> Ильина Е.А. заявление прокурора <адрес> не признала по мотиву необоснованности и суду пояснила, что оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями закона и просила отказать в удовлетворении требования.

Выслушав представителя заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 этой же статьи жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В пункте 7 названной статьи указано, что органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 14 ЖК РФ предусматривает полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, которые не являются исчерпывающими. К таковым относятся в частности: учет муниципального жилищного фонда; установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и другие полномочия.

Часть 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривала, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации <адрес> Республики принято постановление «Об утверждении типовых форм найма жилого помещения и договора социального найма жилого помещения» (далее - Постановление).

Согласно п. 2 ст. 63 ЖК РФ типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации во исполнение положений ст. 63 ЖК РФ принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типового договора социального найма». Следовательно, с указанного времени действует единая форма договора социального найма жилого помещения. Поэтому основные положения этого типового договора не могут быть изменены. Но это не должно означать, что в договор социального найма не могут вноситься дополнительные условия, конкретные права и обязанности сторон. Необходимо, чтобы эти условия не ухудшали положение нанимателя жилья по сравнению с действующим законодательством и существующим типовым договором.

В силу положений ст.ст. 49, 57 ЖК РФ предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления.

Суду не представлены доказательства того, что названным постановлением нарушены права и свобода гражданина, либо создает угроза нарушения прав и свобод гражданина.

При таких обстоятельствах, орган местного самоуправления был праве принять названное постановление.

В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части” существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с ч. 2 названной статьи муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Статья 7 решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № С 5-1 “О принятии Устава <адрес> Республики” устанавливает систему муниципальных правовых актов, порядок и сроки их опубликования.

В соответствии с ч.3 ст.7 Устава муниципальные правовые акты <адрес> Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Указанные нормативные акты подлежат опубликованию в течение 10 дней со дня их принятия.

В соотвсетвии со ст. 28 Устава глава администрации издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения.

Официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов <адрес> Республики признается помещение полного текста документа в газете “Грани” или ином периодическом печатном издании, установленном решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики.

Вместе с тем, Уставом самоуправления <адрес>, принятым решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшим на ДД.ММ.ГГГГ, конкретный источник официального опубликования нормативных правовых актов предусмотрен не был.

Как следует из материалов дела и как установлено судом, обжалуемое Постановление администрацией <адрес> опубликовано (обнародовано) не было.

Как указано в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности знакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемые в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании, например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность знакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения в ином порядке.

Как видно из пояснений заинтересованного лица Ильиной Е.А. и представленных доказательств постановление от ДД.ММ.ГГГГ было размещено на официальном сайте <адрес> в <данные изъяты>      

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт был доведен до сведения граждан в ином порядке и была реальная возможность с ним ознакомиться.

В соответствии с п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

-полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

-форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

-предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

В данном случае, судом не установлено, что администрацией <адрес> при издании оспариваемого Постановления нарушены требования законодательства.

Проанализировав положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов», Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , суд приходит к выводу об отсутствии в оспариваемом нормативном правовом акте коррупционного фактора.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для праавоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Согласно ст. 3 антикоррупциогенная экспертиза осуществляется в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3, 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлен исчерпывающий перечень коррупциогенных факторов.

Подпункт «д» п.3 Методики устанавливает, что коррупциогенным фактором, устанавливающими для праавоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции- нарушение компетенции органов власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.

Суд пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа местного самоуправления, что свидетельствует об отсутствии коррупциогенного фактора.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требования прокурора <адрес>.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 254 - 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований прокурора <адрес> ЧР о признании постановления администрации <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> вступления решения суда в законную силу отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР.

Судья                                В.П. Балашникова