Дело № 2- 1931/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 сентября 2012 года г. Новочебоксарск Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Балашниковой В.П. с участием прокурора Клычковой Ю.Ю. при секретаре Исаковой С.А., Согласно части 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Данный иск подан в защиту жилищных прав истца, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ. Как видно из искового заявления и пояснений сторон истец Седюков Н.А. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ДД.ММ.ГГГГ. При подаче заявления Седюков Н.А. представил сведения о нуждаемости в получении жилого помещения, в том числе приложены: справка о составе семьи, копия поквартирной карточки, выписка из лицевого счета, справка из МУП ТИ <адрес>, справка об окончании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ Седюкова Н.А., копия постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и другие документы. Из материалов дела видно, что Седюков Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д.19). Право детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на льготное обеспечение жилым помещением предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статьей 1 указанного Закона к детям- сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, -лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите. Истец относится к указанной категории лиц. Согласно ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона ( в редакции от 22 августа 2004 года) дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. По вопросу обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан 24 ноября 2004 года принят Закон Чувашской Республики № 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике». Пунктом 10 ст. 6 названного Закона определено, что лица, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики. В п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленных настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года установлено, что лица из данной категории, не имеющие закрепленного жилья, вне очереди обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. В силу приведенных норм жилищного законодательства основания возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Из смыла действующего законодательства дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также- если их местожительства неизвестно, и в других аналогичных случаях. Как следует из материалов дела истец Седюков Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из справки Ульяновского гвардейского суворовского военного училища от ДД.ММ.ГГГГ за № видно, что Седюков Н.А. с <данные изъяты> года являлся суворовцем указанного военного училища и находился на полном государственном обеспечении. Приказ об окончании <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13). Гарантированная социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилым помещением, должна предоставляться до достижения детьми- сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицам из их числа, до достижения возраста 23 лет. Согласно ч. 3 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике, в соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями. Согласно п. 1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (с последующими изменениями) органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Положениями п. 5 ст. 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления. Таким образом, требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию г. Новочебоксарск суд считает обоснованным. РЕШИЛ: Возложить обязанность на администрацию гор. Новочебоксарск Чувашской Республики предоставить Седюкову Никите Алексеевичу во внеочередном порядке на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР. Судья В.П. Балашникова рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора гор. Новочебоксарск, действующего в интересах Седюкова Никиты Алексеевича, к администрации гор. Новочебоксарск Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди,
установил:
Прокурор г. Новочебоксарск, действуя в интересах Седюкова Н.А., обратился в суд с иском к администрации гор. Новочебоксарск ЧР о возложении обязанности предоставить Седюкову Н.А. во внеочередном порядке на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам. Заявленное требование мотивировано тем, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № учреждена опека над несовершеннолетним Седюковым Н.А., рождения ДД.ММ.ГГГГ. Опекуном несовершеннолетнего назначена ФИО3, проживающая по адресу: <адрес>. На момент назначения опеки у несовершеннолетнего Седюкова Н.А. какого-нибудь имущества, в том числе жилого помещения, не было. Решением Новочебоксарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отец Седюкова Н.А.- ФИО4 лишен родительских прав. ФИО5 находится в розыске как без вести пропавшая. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Седюков Н.А. обучался в Ульяновском гвардейском суворовском военном училище. Седюков Н.А. после увольнения с военной службы вернулся в <адрес>. В настоящее время он зарегистрирован и проживает у родственников по адресу: <адрес>. В указанной квартире кроме Седюкова Н.А. проживают еще 5 человек. Седюков Н.А. на праве собственности недвижимого имущества в <адрес> не имеет. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Седюков Н.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Однако в течение длительного времени не принимаются меры по обеспечению Седюкова Н.А. жилым помещением. Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ч.2 ЖК РФ полагает, что администрацией <адрес> нарушены права Седюкова Н.А.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Клычкова Ю.Ю. иск поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Ольнова Е.И. иск не признала и пояснила, что Седюков Н.А. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ и администрация <адрес> не отказывала ему в предоставлении жилого помещения вне очереди.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты- статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1,2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1,2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и3).
Соответственно, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно- правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности, права на жилище, с учетом положений международно- правовых актов, являющихся в силу ст. 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что на основании постановления главы администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № над Седюковым Н.А. учреждена опека. Из содержания постановления следует, что родители несовершеннолетнего Седюкова Н.А.: отец ФИО4 решением Новочебоксарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав; мать ФИО8 пропала без вести, находится в розыске. Опекуном над несовершеннолетним назначена ФИО3, проживающая <адрес>. ФИО9 имущества не имеет.
Понятие закрепление жилой площади используется в Федеральном законе № 159-ФЗ. В соответствии с п. 2 ст.8 указанного Закона регистрационный учет детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства ( место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания
Согласно постановлению главы администрации г. Новочебоксарск от ДД.ММ.ГГГГ № Седюков Н.А. не имеет закрепленного жилья.
Согласно справке МУП ТИ г. Новочебоксарск от ДД.ММ.ГГГГ за № и уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ за № сведений о регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества в г. Новочебоксарск за Седюковым Н.А. не имеется.
Седюков Н.А. зарегистрирован постоянно по адресу: <адрес>, которая принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО10, ФИО12, ФИО13, ФИО11 по 1/4 доле в праве. <адрес> данной квартиры составляет <данные изъяты>
Таким образом, судом установлено, что истец относится к лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, и на него распространяются гарантии, закрепленные в абзаце 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по обеспечению органом местного самоуправления жильем по договору социального найма вне очереди.
Таким образом, иск является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным, благоустроенным, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, быть юридически и фактически свободным, оно должно быть свободным от прав иных лиц и пригодно для проживания. Предоставляемое жилье должно быть не ниже установленных норм.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд