об обязании предоставить благоустроенную квартиру



Дело № 2- 1929/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 октября 2012 года                                                             г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Балашниковой В.П.

с участием прокурора Клычковой Ю.Ю.

при секретаре Исаковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора гор. Новочебоксарск, действующего в интересах Сидоровой Алены Андреевны, к администрации гор. Новочебоксарск Чувашской Республики, Министерству финансов Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди,
                                 
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес>, действуя в интересах Сидоровой А.А., обратился в суд с иском к администрации <адрес> ЧР, Министерству финансов ЧР о возложении обязанности на администрацию <адрес> предоставить Сидоровой А.А. благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании жилищных отношений». Заявленное требование мотивировано тем, что постановлением главы <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ над <данные изъяты>, опекуном назначена ФИО2, в связи с тем, что <данные изъяты> С указанного времени Сидорова А.А. проживает в жилом помещении, принадлежащем <данные изъяты>, какого-либо имущества не имела и не имеет, в том числе и жилого помещения. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Сидорова А.А. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты обращения. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем по договору социального найма во внеочередном порядке при окончании пребывания в образовательном учреждении. В силу ч.3 ст. 11 Закона ЧР от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании жилищных отношений» обеспечение жилыми помещениями иных категорий граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета ЧР. Полагает, что администрацией <адрес> нарушены права Сидоровой А.А., установленные жилищным законодательством РФ и Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Клычкова Ю.Ю., истец Сидорова А.А. иск поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика администрации <адрес> ЧР Ольнова Е.И. иск не признала по мотиву незаконности и необоснованности и просила отказать в иске.

Ответчик Министерство финансов Чувашской Республики о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица отдела по охране прав детства администрации <адрес> в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без их участия.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Данный иск подан в защиту жилищных прав истца, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.

Основные принципы и содержание мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель закрепил в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относятся граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №315-ФЗ) предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм., а в положениях пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» закреплен порядок реализации права на обеспечение жилым помещением по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которым указанной категории граждан жилые помещения предоставляются вне очереди.

По смыслу пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», основным условием для реализации права на льготное обеспечение жильем в соответствии с данным законом является отсутствие жилого помещения для постоянного проживания. При этом, дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.

Из представленных суду материалов следует, что истица в возрасте 12 лет осталась без родительского попечения: ее мать - ФИО4, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО3, после <данные изъяты>

На основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 назначена опекуном <данные изъяты>.

Из материалов дела следует, что в <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована Сидорова А.А.

В судебном заседании истец Сидорова А.А. пояснила, что она обучается на очном отделении ЧГУ и до настоящего времени проживает на жилплощади своего опекуна ФИО2 Администрацией <адрес> ей было предложено жилое по помещение в <адрес>, однако по ее мнению данное помещение не соответствует санитарным нормам и она от него оказалась.

Из сведений Муниципального унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» <адрес> и <адрес> ГАУ <адрес> «Бюро технической инвентаризации» Сидорова А.А. не имеет приватизированного жилого помещения, домовладения на праве собственности в <адрес> ЧР, <адрес> и <адрес>.

Согласно сведениям Управлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР и по <адрес> зарегистрированных прав истца в Едином государственном реестре на объекты недвижимости отсутствуют

Из материала учетного дела Сидоровой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ истица состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации <адрес>, однако до настоящего время свое право на льготное обеспечение жильем она не реализовала.

Представитель ответчика администрации <адрес> ЧР в судебном заседании пояснила, что Сидоровой А.А. было предоставлено жилое помещение, однако она от него отказалась, при этом данное жилье заключением Территориального отдела Управления Роспотребнадзора ЧР соответствует требованиям СанПин. При этом право получения истцом жилого помещения вне очереди они не оспаривают. Сидорова А.А. до настоящего времени состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях.

На основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Сидоровой А.А. предоставлялась по договору социального найма <адрес>. На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное распоряжение отменено в связи с отказом Сидоровой А.А. от предоставленной квартиры.

Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда.

В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленных настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).

По вопросу обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан ДД.ММ.ГГГГ принят Закон Чувашской Республики «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике». Пунктом 10 ст. 6 названного Закона определено, что лица, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.       

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1-3 ч.1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике, в соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании жилищных отношений», наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах -3 ч.1 ст. 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (с последующими изменениями) органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Положениями п. 5 ст. 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Постоянным местом жительства Сидоровой А.А. является <адрес>, соответственно требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию <адрес> суд считает обоснованным.

Судом установлено, что истица Сидорова А.А. относится к лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, и на нее распространяются гарантии, закрепленные в абзаце 2 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по обеспечению органом местного самоуправления жильем по договору социального найма вне очереди.
Доводы представителя ответчика о том, что администрацией <адрес> приняты все необходимые меры по обеспечению Сидоровой А.А. жильем, судом не приняты, как не имеющие правового значения. Истице не может быть отказано в иске только на том основании, что она отказалась от предоставляемого ей жилья.
Право Сидоровой А.А. на предоставление ей жилья вне очереди как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще не реализовано.
Таким образом, иск является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным, благоустроенным, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, быть юридически и фактически свободным, оно должно быть свободным от прав иных лиц и пригодно для проживания. Предоставляемое жилье должно быть не ниже установленных норм.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Возложить обязанность на администрацию гор. Новочебоксарск Чувашской Республики предоставить Сидоровой Алене Андреевне во внеочередном порядке на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР.

Судья                                                                В.П. Балашникова