ч.1 ст.14.9 КоАП РФ



Дело № 12-145/2011

Р Е Ш Е Н И Е

31 октября 2011 года                   г.Новочебоксарск

Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Александрова А.В.

с участием

представителя лица, привлеченного к административной ответственности, начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск ФИО1 - ведущего специалиста-эксперта юридического отдела администрации г.Новочебоксарск Курочкина К.Е.,

потерпевшего ФИО2,

представителя потерпевшего ФИО2 - Ванисова Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

жалобу начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики ФИО1

на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ

о привлечении к административной ответственности

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, работающей начальником Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики (<адрес>),

за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ и подвергнутой административному наказанию в виде административного штрафа в доход государства в сумме 15 000,00 рублей,

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике (далее - УФАС Чувашии) составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 (начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики) по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением УФАС Чувашии по делу об административном правонарушении признан факт совершения ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.9 КоАП РФ. ФИО1 назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000,00 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ФИО1 (начальник Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики) подала в жалобу на постановление от ДД.ММ.ГГГГ о наложении штрафа. Просит восстановить срок для обжалования, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск ФИО1 - Курочкин К.Е. поддержал жалобу в полном объеме, по основаниям в ней изложенным, вновь приведя эти доводы суду.

Потерпевший ФИО2 и его представитель Ванисов Н.М. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы по мотивам ее не обоснованности, изложив при этом свои доводы. Возражали против восстановления срока для подачи жалобы.

Представитель УФАС Чувашии ФИО3 извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставив суду заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Привлеченное лицо - начальник Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск ФИО1, извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах своей не явки суд не известила.

С учетом мнения явившихся лиц, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке.

Выслушав участников судебного заседания, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

При обращении в суд с жалобой, ФИО1 заявила ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы.

В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч.2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации" (ст.3) в Российской Федерации устанавливается единая федеральная судебная система, действующая на основе федерального процессуального законодательства и обеспечивающая защиту прав и свобод граждан по единому федеральному стандарту.

Из материалов дела, в том числе из определений Арбитражного суда Чувашской Республики по делу следует:

  • ДД.ММ.ГГГГ УФАС вынесло постановление о наложении штрафа,
  • ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Арбитражный суд с жалобой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ,
  • ДД.ММ.ГГГГ Арбитражный суд прекратил производство по делу по жалобе ФИО1, так как она привлечена к ответственности как должностное, а не юридическое лицо,
  • ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала жалобу в суд общей юрисдикции.

Таким образом, в течение 10 дней со дня вынесения УФАС постановления ФИО1 подала жалобу на него.

Исходя из приведенных положений, а также обязанности органов публичной власти обеспечить гражданину условия для реализации его прав и свобод, в том числе конституционного права на судебную защиту, суд, принимая во внимание при этом возможную недостаточную юридическую осведомленность гражданина о порядке подачи жалобы, приходит к заключению, что обращение ФИО1 с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении в Арбитражный суд Чувашской Республики, не может рассматриваться как обстоятельство, которое является препятствием для восстановления судом срока обжалования и рассмотрения жалобы по существу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, о возможности восстановления ФИО1 срока на подачу жалобы на постановление УФАС.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в УФАС Чувашии с заявлением о нарушениях со стороны администрации г.Новочебоксарск порядка предоставления земельного участка для обслуживания и содержания объектов недвижимости, принадлежащих ФИО2 на праве собственности по адресу: г.Новочебоксарск, <адрес>. Указывает на то, что на протяжении многих лет ФИО2 не может получить земельный участок под объектом недвижимости, находящемся в его собственности по <адрес>, хотя неоднократно обращался с заявлениями в орган местного самоуправления, однако администрация г.Новочебоксарск всячески препятствовала в выделении ему земельного участка. Бездействие администрации г.Новочебоксарск по не выделению ФИО2 земельного участка препятствует ему осуществлять предпринимательскую деятельность, так как магазин не обеспечен объездными путями и затруднен доступ покупателей к магазину.

ДД.ММ.ГГГГ решением по делу УФАС Чувашии администрация г.Новочебоксарск признана нарушившей п.2 ч.1 ст.15 ФЗ № 135 от 26 июля 2006 года “О защите конкуренции”.

ДД.ММ.ГГГГ УФАС Чувашии по делу выдало администрации г.Новочебоксарск предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем возврата к рассмотрению заявления ИП ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка по <адрес>, под объектом недвижимости, находящемся на праве собственности у ФИО2 в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ. Постановлено исполнить предписание и проинформировать УФАС Чувашии до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ УФАС Чувашии составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 (начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики) по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ по факту того, что администрация г.Новочебоксарск необоснованно отказала в рассмотрении заявления ФИО2 о предоставлении земельного участка под объектом недвижимости по адресу: г.Новочебоксарск, <адрес>, принадлежащим ФИО2 на праве собственности, в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, что препятствует последнему в осуществлении предпринимательской деятельности и является нарушением п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ДД.ММ.ГГГГ комиссия УФАС по Чувашии по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения администрацией г.Новочебоксарск п.2 ч.1 ст.15 ФЗ № 135 от 26 июля 2006 года “О защите конкуренции” постановлением УФАС Чувашии по делу признан факт совершения должностным лицом ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.9 КоАП РФ. ФИО1 назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000,00 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ решением по делу Арбитражного суда Чувашской Республики решение и предписание УФАС Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ по делу признано недействительным.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.15 Закона № 135-Ф3 федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

При рассмотрении дела комиссия УФАС Чувашии установила, что ФИО2 неоднократно обращался в Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск с заявлениями о переоформлении земельного участка, на котором располагается принадлежащее ФИО2 здание магазина.

До настоящего времени оформление права собственности ФИО2 на земельный участок не произведено.

Руководствуясь нормами земельного законодательства, УФАС пришло к выводу, что Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск обязана предоставить ФИО2 земельный участок, необходимый для обслуживания здания магазина, но этой обязанности не исполнило.

Комиссия УФАС Чувашии посчитала, что бездействие начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск ФИО1 по длительному непредставлению земельного участка под принадлежащим ФИО2 объектом недвижимости по <адрес>, препятствует ФИО2 в осуществлении предпринимательской деятельности.

Функции и полномочия антимонопольного органа перечислены в ст.ст. 22 и 23 Закона № 135-ФЗ, и направлены они на защиту конкуренции.

Антимонопольный орган не обладает полномочиями разрешать споры между гражданами и органами местного самоуправления - это является прерогативой судебных органов.

Фактически же УФАС Чувашии переоценило действия Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск, ранее оцененные судом общей юрисдикции. Более того, оценка действий Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск произведена УФАС Чувашии с точки зрения земельного законодательства, что также не относится к полномочиям антимонопольного органа.

Если ФИО2 полагает, что начальник Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск ФИО1 незаконно отказывает ему в предоставлении испрашиваемого им земельного участка, или предложенный земельный участок не соответствует требованиям земельного, градостроительного законодательства по его площади, месторасположению, он вправе обратиться с соответствующими заявлениями в суд. Антимонопольный орган разрешать такие споры не уполномочен.

УФАС Чувашии указывает, что комиссией УФАС Чувашии не разрешался вопрос о том, земельный участок какой конкретно площади необходим ФИО2 Однако суть претензий ФИО2 к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск и заключается в том, что ФИО2 просит предоставить ему конкретный земельный участок, а Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск полагает, что предоставлен должен быть другой земельный участок.

Кроме того, п.2 ч.1 ст.15 Закона № 135- ФЗ запрещает органам власти препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, так как это может привести к ограничению конкуренции.

ФИО2 не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Между тем, согласно п.1 ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

УФАС Чувашии при рассмотрении дела исходило из того, что здание, принадлежащее ФИО2, предназначено для осуществления предпринимательской деятельности по функциональному назначению (магазин).

Однако это обстоятельство не делает ФИО2 субъектом предпринимательской деятельности, которому орган местного самоуправления может воспрепятствовать в осуществлении этой деятельности.

Согласно п.7 ст.4 Закона № 135-Ф3 конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

ФИО2 не является хозяйствующим субъектом на каком-либо товарном рынке и, соответственно, не может соперничать с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Отсутствие у собственника здания права на земельный участок может негативно отразиться на праве собственника распоряжаться, пользоваться зданием, но это не связано с законодательством о защите конкуренции в случае, когда собственник не может в силу закона осуществлять предпринимательскую деятельность.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что УФАС Чувашии необоснованно признало начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск ФИО1 нарушившей п.2 ч.1 ст.15 Закона № 135-Ф3.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения исключает возможность привлечения лица к ответственности.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решений об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9,24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

р е ш и л :

Отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнутой административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 15 000,00 рублей.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи жалобы в Верховный суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья                                                                                                                    А. В. Александрова