по заявлению Петрова В.А. о признании действий неправомерными



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 августа 2010 года Новоалександровский районный суд

Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Клипальченко А.А.,

при секретаре Симоненко Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петрова В.А. о признании решения администрации муниципального образования города Новоалександровска Ставропольского края (номер) от (дата) об отсутствии полномочий войсковой части (номер) Министерства обороны Украины по выдаче справок о сдаче жилья или необеспеченности жильём- неправомерным; признать справку, выданную командиром войсковой части (номер) Министерства обороны Украины (номер) от (дата), как справку квартирно-эксплуатационного органа; обязать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края выдать ему государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета субсидий в (год) для приобретения жилого помещения как участнику программы «Жилище» на (годы), суд

УСТАНОВИЛ:

Петров В.А. обратился в суд с заявлением о признании неправомерными действиями Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, администрации муниципального образования города Новоалександровска Ставропольского края, связанные с отказом принятия справки (номер) от (дата) о необеспеченности жильем, заверенную командиром воинской части (номер), и возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края выдать государственный жилищный сертификат. Свои требования мотивировал тем, что он является пенсионером Министерства обороны РФ. На основании удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами (номер) от (дата), заверенного командиром войсковой части (номер) и постановления главы администрации г. Новоалександровска от (дата) (номер) с (дата) он и члены его семьи, супруга (ФИО) и дочь (ФИО), состоят в очереди на улучшение жилищных условий при администрации г. Новоалександровска. С (дата) он стал участником программы «Государственные жилищные сертификаты». Все необходимые документы для получения государственного жилищного сертификата, предусмотренные п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на (годы), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, он представил. В том числе он представил справку (номер) от (дата) заверенную командиром войсковой части (номер), в том, что он, жилой площадью по месту службы войсковой части не обеспечивался. Однако (дата) администрация МО г. Новоалександровска СК на основании ответа (номер) от (дата) Министерства строительства и архитектуры СК письменно (номер) от (дата) уведомила его о необходимости предоставления им другой справки, о сдачи жилья или необеспеченности жильем за период прохождения военной службы, так как вышеуказанная справка, выдана командиром войсковой части, а не квартирно-эксплуатационной частью. Считает действия Министерства и администрации неправомерными, по следующим основаниям. Непосредственные обязанности по руководству квартирно-эксплуатационной службой и обеспечению квартирным довольствием воинских частей выполняют: в военных округах - КЭУ (КЭО) военных округов; в районах (гарнизонах) - КЭЧ районов (гарнизонов); в воинских частях - начальники квартирно-эксплуатационной службы воинских частей, или другие органы квартирно-эксплуатационной службы, или специально назначенные должностные лица (приказ МО СССР "О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота" 1977 года N75, приказ МО РФ от 15 февраля 2000 года N80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ"). Согласно п. 29 Положения, обязанности по квартирно-эксплуатационной службе и обеспечению квартирным довольствием воинской части выполняет начальник квартирно-эксплуатационной службы воинской части, а в тех воинских частях, где такие должности по штату не предусмотрены, обязанности начальника КЭС воинской части выполняет по совместительству другое должностное лицо, назначенное приказом командира воинской части. Поэтому командир войсковой части, являясь должностным лицом, назначающим и руководящим начальником квартирно-эксплуатационной службы воинской части, имел полномочия выдать и заверить справку, предусмотренную п.п. «з» п. 44 Правил. Кроме того, после окончания военного училища в (дата) и до момента своего увольнения с военной службы он проходил её в одной войсковой части (номер) на территории Украины. В последствии, в соответствии с Директивой Главного штаба Вооруженных Сил Украины от 23 октября 1992 года №115/1/0473 войсковая часть (номер) переименована в войсковую часть (номер). В войсковой части (номер) ему при увольнении с военной службы была выдана справка (номер) от (дата) о не обеспечении его жилой площадью, подписанная командиром данной части, и заверенная гербовой печатью войсковой части, так как все вопросы обеспечения жильём военнослужащих части утверждались командиром части. На основании п. 30 Правил администрацией был направлен запрос для подтверждения факта необеспеченности его жильем. Однако по настоящее время из квартирно-эксплуатационных органов Министерства обороны Украины ответ не получен. Таким образом, получить справку – подтверждение о необеспеченности его жильем, требуемую Министерством, не представляется возможным. В связи, с чем Министерство рекомендовало ему разрешить возникший вопрос в судебном порядке. Просит признать действия Министерства строительства и архитектуры СК (номер) от (дата) и администрации МО г. Новоалександровска СК (номер) от (дата), связанные с отказом в принятии справки (номер) от (дата) о необеспеченности жильем, заверенную командиром войсковой части (номер), неправомерными. Обязать администрацию МО г. Новоалександровска СК представить его учетное дело в Министерство строительства и архитектуры СК. Обязать Министерство строительства и архитектуры СК выдать ему государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета субсидий в (год) для приобретения жилого помещения как участнику программы «Жилище» на (годы).

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры СК на заявление Петрова В.А. представил в суд свои возражения, в которых указано, что заявление Петрова В.А. о признании действий неправомерными и обязании выдать государственный жилищный сертификат, министерством строительства и архитектуры Ставропольского края рассмотрено. Министерство считает заявленные требования Петрова В.А. необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы осуществляется в крае в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на (годы), утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты на приобретение жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. В сводном списке граждан - участников подпрограммы по Ставропольскому краю на (год), сформированному на основании списков, представленных администрациями органов местного самоуправления края, Петров В.А. состоит под (номер) с датой постановки в очередь на улучшение жилищных условий с (дата) с составом семьи 3 человека. Согласно подпункту «з» пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет, наряду с другими документами, справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы. На основании пункта 30 Правил орган местного самоуправления направляет запрос о подтверждении факта сдачи жилья по последнему месту службы, на что администрацией МО г. Новоалександровска подтверждение факта сдачи или необеспеченности за период прохождения военной службы от квартирно-эксплуатационных органов не получено. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается. Кроме того, представленная в учетном деле Петрова В.А. справка о необеспеченности жильем (номер) от (дата), выдана не квартирно-эксплуатационной частью, а войсковой частью (номер), которая не является уполномоченным органом по выдаче справок о сдаче жилья или необеспеченности жильем. Следовательно, справка о сдаче жилого помещения за период прохождения Петровым В.А. военной службы в учетном деле фактически отсутствует. Таким образом, вопрос выделения государственного жилищного сертификата в рамках реализации данной подпрограммы противоречит Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов и рассматривается государственным заказчиком подпрограммы (Министерством регионального развития Российской Федерации), как грубое нарушение и нецелевое использование федеральных бюджетных средств. В соответствии с вышеизложенным, Петров В.А. не может быть обеспечен жилой площадью за счет средств федерального бюджета, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках реализации данной подпрограммы, в виду отсутствия достоверных сведений о сдаче ранее занимаемого жилого помещения. Просит в удовлетворении заявленных требований Петрова В.А. о признании действий неправомерными и обязании выдать министерством строительства и архитектуры Ставропольского края государственный жилищный сертификат отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования города Новоалександровска Ставропольского края на заявление Петрова В.А. представил в суд отзыв, в котором указано, что Петров В.А., (год рождения), состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий при администрации МО г. Новоалександровска с (дата). Состав семьи - 3 человека: жена (ФИО), (год рождения), дочь (ФИО), (год рождения). Петров В.А. относится к льготной категории граждан, уволенных с военной службы, которые имеют право на обеспечение жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на (годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты на приобретение жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. С (дата) Петров В.А. является участником указанной программы по обеспечению жильем уволенных с военной службы. Учетное дело Петрова В.А. ежегодно предоставляется на проверку в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Неоднократно специалистами министерства подчеркивалось несоответствие, находящейся в учетном деле справки, о необеспеченности жильем, требованиям законодательства, поскольку, согласно подпункту «з» пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, для получения сертификата гражданин-участник подпрограммы должен представить, наряду с прочими документами, справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы. Тот факт, что имеющаяся в учетном деле Петрова В.А. справка от (дата) (номер) о необеспеченности жильем выдана не квартирно-эксплуатационной частью, а заверена командиром войсковой части (номер), который не является уполномоченным органом по выдаче такого рода справок, рассматривается Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края как препятствие для выдачи сертификата. Согласно пункту 30 Правил, орган местного самоуправления может направить запрос о подтверждении факта сдачи жилья по последнему месту службы, что администрацией муниципального образования города Новоалександровска было сделано неоднократно, однако ответов на данные запросы не получено. Таким образом, на сегодняшний день в учетном деле Петрова В.А. фактически отсутствует документ, подтверждающий факт сдачи им жилья или факт необеспеченности его жильем по последнему месту службы.

В судебном заседании заявитель Петров В.А. настаивал на заявленных требованиях, подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении. Подтвердил, что до настоящего времени своего жилья не имеет.

В судебном заседании представитель заявителя Вяткин С.Г. поддержал заявленные требования заявителя Петрова В.А.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации МО г. Новоалександровска СК Дегтярева Т.В. не оспаривала право истца на получение сертификата, не оспаривала и заявленный иск.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры СК не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении данного гражданского дела без участия представителя министерства согласно ранее представленных возражений.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры СК.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд находит, требования Петрова В.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные, не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем представления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии с п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

В соответствии с п.п. «г» п. 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года.

Перечень документов, предоставляемых гражданином для получения жилищного сертификата, установлен пунктом 44 Правил. Этим же пунктом предусмотрено, что в случае непредставления или неполного представления перечисленных документов сертификат не выдается.

В обоснование своих требований заявитель Петров В.А. представил следующие документы.

Данные изъяты.

Кроме того, заявитель Петров В.А. представил

Данные изъяты.

В судебном заседании, бесспорно, установлено, что единственным основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата Петрову В.А. является непредставление им справки из квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы. Других оснований нет, не оспаривается само право истца на получение государственного жилищного сертификата

В соответствии с п.7 Правил, из числа граждан-участников подпрограммы социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ.

Пунктом 8 Правил определено, что применительно к подпрограммам, основанием для признания гражданина не имеющим жилых помещений, является проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

В судебном заседании на основе представленных заявителем доказательств установлено, что Петров В.А. в период с (дата) по (дата) проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах. Уволен в запас по статье 59 пункту «в» (по сокращению штатов) в соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерским составом. Исключен из списков личного состава с (дата). Постановлением главы администрации г. Новоалександровска СК от 21.05.1996 поставлен на очередь для получения жилой площади. Жильем в период военной службы не обеспечивался, является участником федеральной целевой программы «Жилище» на (годы), для получения государственного жилищного сертификата им представлены в уполномоченный орган все необходимые документы, за исключением справки о сдаче жилья по последнему месту службы (п.п. «з» п. 44 Правил). Непредставление Петровым В.А. справки о сдаче жилья с последнего места службы является единственным основанием для отказа ему в выдаче государственного жилищного сертификата. Однако Петров В.А. представил справку о том, что он по последнему месту службы жильем не обеспечивался. Факт необеспеченности Петровым В.А. жильем в период военной службы, подтверждается и представленным им удостоверением от (дата) (номер), из которого следует, что он имеет право на получение жилья в льготном порядке, установленном п. 2 постановления ЦК КПСС Совета Министров СССР от 20.01.1960 года №74 для военнослужащих, увольняющихся с военной службы в соответствии с законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР.

При невозможности подтверждения факта сдачи ранее занимаемой жилой площади за пределами территории Российской Федерации, жилищный вопрос военнослужащего следует решать без указанной справки, на основании документов, подтверждающих отсутствие у него жилой площади на территории РФ. Невозможность проверить факт сдачи жилья не является основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата.

Согласно статьи 18 Конституции Российской Федерации, права человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления правосудием.

Формальное несоответствие, представленной Петровым В.А. справки о неполучении жилья на территории Украинской Республики, требования п.п. «з» п. 44 Правил, отсутствие иных справок, а также невозможность проверить факт сдачи жилья, по мнению суда, не может служить также основанием для ущемления заявителя законного права на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что отказ Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в выдаче Петрову В.А. жилищного сертификата нельзя признать законным и обоснованным. Учитывая изложенное, суд считает, что иск Петрова В.А. в части возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края выдать ему государственный жилищный сертификат удовлетворить. В удовлетворении остальных требований Петрову В.А. отказать, так как они излишни.органа, незаконным и о возложенниилении справки о сдече жилья части признания требований главы администрации муниципальногоправ

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Петрова В.А. о признании неправомерными действиями Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, связанные с отказом в выдаче государственного жилищного сертификата - удовлетворить.

В удовлетворении остальных требований - отказать

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края выдать Петрову Владимиру Алексеевичу государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета субсидий в 2010 году для приобретения жилого помещения как участнику программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через районный суд в течение 10 дней.

Судья

/А. Клипальченко/