РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалександровск 11 мая 2011 года
Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Карпенко Д.Н.,
при секретаре Румынине К.Н.,
с участием помощника прокурора Новоалександровского района Ставропольского края Блудова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоалександровского района Ставропольского края в интересах Семиковой Л.С. к администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, министерству финансов Ставропольского края и управлению Федерального казначейства РФ по Ставропольскому краю об обязании предоставить Семиковой Л.С. вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новоалександровского района Ставропольского края, в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах Семиковой Л.С., обратился в суд с иском администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения за счет средств районного бюджета.
В дальнейшем исковые требования уточнены. По ходатайству истца к делу привлечены в качестве соответчиков министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, министерство финансов Ставропольского края и управление Федерального казначейства РФ по Ставропольскому краю
В обоснование иска прокурор ссылается на Федеральный Закон от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей», а также на Закон Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей» и указывает, что Семикова Л.С. обратилась в прокуратуру района с заявлением об обращении с исковым заявлением в суд в её интересах, поскольку является сиротой, в настоящее время работы и заработка не имеет, юридически не грамотная. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ Семикова Л.С., (дата) года рождения, относится к категории детей-сирот, что подтверждается представленными документами. Ранее Семикова Л.С. обратилась с заявлением к главе администрации Новоалександровского муниципального района о предоставлении ей жилья. До настоящего времени она жильем в установленном законом порядке не обеспечена. Истец просит обязать ответчиков предоставить Семиковой Л.С. вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
От представителя ответчика министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Савченко С.И. п
оступили письменные возражения на заявленный иск, из содержания которых следует, что заявленные требования могут быть предъявлены только к администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, поскольку на министерство строительства и архитектуры обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот не возложена. Просит отказать в удовлетворении иска в отношении министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.
В судебном заседании помощник прокурора района Блудов С.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края по доверенности Долбня Н.М. просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Семиковой Л.С., представив отзыв, поддержав его доводы, согласно которому Семикова Л.С. имеет жилое помещение в собственности. Сведений о том, что это помещение непригодно для проживания, суду не представлено, а потому следует его считать жилым, так как нет доказательств обратному. При этом пояснила, что Семикова Л.С. поставлена в очередь для предоставления субсидии на приобретение жилья, что не может являться безусловным основанием для удовлетворения иска.
В судебное заседание Семикова Л.С. и ее представитель адвокат Румынин А.Н. не явились. Также не явился представитель ответчика министерства финансов Ставропольского края. В материалах дела имеются сведения о надлежащем уведомлении указанных лиц. Сведений о наличии уважительных причин неявки суду не представлено, а потому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представители ответчиков министерства строительства и архитектуры Ставропольского края и Управления Федерального казначейства РФ по Ставропольскому краю в судебное заседание не прибыли, обратились с ходатайствами о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом поступивших ходатайств и при отсутствии возражений присутствующих участников процесса, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание сторон.
Выслушав стороны, исследовав и проанализировав материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, суд находит, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Данный иск подан в защиту жилищных прав Семиковой Л.С., что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конкретизируя данное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления.
Так, в частях 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ закреплено положение о том, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом малоимущими гражданами являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Анализ норм Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает основания признать, что Семикова Л.С. относится к категории лиц, право которых на льготное обеспечение жильем предусмотрено.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с абзацем вторым статьи 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии с абзацем четвертым названной статьи к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ также предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа и так далее по тексту.
Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма, в том числе и внеочередном порядке, урегулированы законом Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к одной из категорий граждан, которым жилое помещение по договору социального найма предоставляется за счет средств краевого бюджета, относятся дети-сироты и дети, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на получение субсидии имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой - (попечительством), в семье патронатного воспитателя или приемной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края.
Согласно материалам дела, мать Семиковой Л.С. – С.Т.Д. умерла (дата) года, свидетельство о смерти (серия, номер), отец С.С.И. умер (дата) года, свидетельство о смерти (серия, номер). Судом также установлено, что закрепленного жилого помещения Семикова Л.С. не имеет, в очереди, нуждающихся в жилом помещении, состоит в администрации Новоалександровского муниципального района как ребенок-сирота, оставшийся без попечения родителей. На момент рассмотрения данного спора Семиков Л.С. достигла возраста 22 лет, однако она не утратила своего права на льготное обеспечение жильем в соответствии с ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ранее названное право Семиковой Л.С. не реализовывалось. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что она относится к числу граждан, на которых распространяется действие указанного Федерального закона, и имеет право на льготное обеспечение жилым помещением по указанным в иске основаниям.
При определении нуждаемости Семиковой Л.С. в улучшении жилищных условий, судом так же проверялось наличие обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, согласно которым граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Таких обстоятельств судом не установлено.
Согласно сообщению Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю от 17.09.2010 года и справки ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от 02.11.2010 года Семикова Л.С. собственником недвижимого имущества не значится.
На день рассмотрения данного искового заявления Семикова Л.С. окончила обучение в (учебное заведение).
Согласно постановлению главы муниципального образования Темижбекского сельсовета (номер, дата), жилое помещение в п. Темижбекском, по ул. (наименование), признано негодным к проживанию и списано.
Суду представлены доказательства тому, что жилье, оставшееся после смерти матери С.Л.С. в 2000 году, т.е. жилой дом, расположенный в п. Темижбекском, по ул. (наименование), непригоден для проживания. При этом доводы представителя администрации Новоалександровского муниципального района о том, что после окончания периода нахождения Семиковой Л.С. в социальном приюте, жилье было пригодно для проживания не подтверждены какими-либо доказательствами и в силу ст. 56 ГПК РФ не могут быть признаны доказанными.
Таким образом, на основании исследованных доказательств следует признать, что Семикова Л.С. обладает правом получения денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке, установленном Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п, как лицо, не имеющее жилья.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ (ред. от 04.06.2010 года) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований ст. 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 данного ФЗ РФ отнесено к полномочиям органов государственной власти Субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств Субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий Субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу ст.ст. 1 и 2 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз наделен Новоалександровский муниципальный район.
В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 года № 330-п в Постановление Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п внесены изменения, в соответствии с которыми министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ст. 6 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций.
В силу приложений 3,5 к Закону Ставропольского края от 07.12.2010 года № 103-кз «О бюджете Ставропольского края на 2011 год» министерство строительства и архитектуры Ставропольского края входит в состав главных администраторов доходов краевого и местных бюджетов.
В соответствии с приложением 10 к указанному закону министерству строительства и архитектуры Ставропольского края по коду бюджетной классификации 133 10 03 5053600 выделены денежные средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Исходя из того, что процесс предоставления субсидии для покупки либо строительства жилья в целом выглядит так:
- направление заявки органом местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти для получения денежных средств;
- выделение денежных средств уполномоченным органом;
- предоставление субсидии,
и учитывая, что министерство финансов в данном процессе участия не принимает, а управление Федерального казначейства РФ выполняет лишь техническую сторону перечисления денежных средств, не имея каких-либо полномочий по распоряжению ими, то суд приходит к выводу, что требования о предоставлении рассматриваемой субсидии правомерно предъявлены к администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края и министерству строительства и архитектуры Ставропольского края.
С учетом данных выводов доводы представителя министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, изложенные в возражениях на рассматриваемый иск, признаются необоснованными, поскольку без участия уполномоченного органа, которому целенаправленно выделяются денежные средства для предоставления рассматриваемой субсидии, администрация Новоалександровского муниципального района Ставропольского края лишена возможности осуществить переданные ей государственные функции.
Таким образом, заявленные исковые требования могут быть удовлетворены только по отношению к администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края и министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, а в отношении других ответчиков удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Новоалександровского района, действующего в интересах Семиковой Л.С. удовлетворить частично.
Обязать администрацию Новоалександровского муниципального района Ставропольского края и министерство строительства и архитектуры Ставропольского края предоставить Семиковой Л.С. вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В части наложения данной обязанности на министерство финансов Ставропольского края и управление Федерального казначейства РФ по Ставропольскому краю в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья п/п Д.Н. Карпенко
Верно: Судья: Д.Н. Карпенко