Решение Прокурор в интересах РФ к Шахбановой о взыскании денежных средств - отказ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалександровск 23 июня 2011 года

Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Карпенко Д.Н.,

при секретаре Громаковой Н.В.,

с участием помощника прокурора Новоалександровского района Ставропольского края Чубова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоалександровского района Ставропольского края, обратившемуся в суд в защиту интересов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации Ставропольского края к Шахбановой Д.Э. о взыскании денежных средств в доход субъекта Российской Федерации Ставропольского края, полученных в результате необоснованного обогащения за счет получения субсидии на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новоалександровского района Ставропольского края, действуя в порядке ст. 1102 ГК РФ Шахбанова Д.Э. необоснованно обогатилась за счет бюджетных средств, чем нарушила интересы РФ и субъекта РФ – Ставропольского края. На основании изложенного просит взыскать с Шахбановой Д.Э. в доход Российской Федерации (СУММА) и (СУММА) в доход субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, полученные в результате необоснованного обогащения за счет получения субсидии на приобретение жилья.

В судебном заседании помощник прокурора района Чубов В.В. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и пояснив, что поскольку Шахбанова Д.Э. не обучалась в образовательном учреждении на территории Ставропольского края, то выделение денежных средств на приобретение жилья явилось неправомерным.

Ответчик Шахбанова Д.Э. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.

Представитель третьего лица – отдела образования администрации Новоалександровского муниципального района по доверенности Терешкевич И.В. также просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, считая, что денежные средства Шахбановой Д.Э. были выделены правомерно в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица - администрации Новоалександровского муниципального района по доверенности Долбня Н.М. в судебное заседание не прибыла, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее представила отзыв на исковое заявление прокурора, доводы которого явились предметом исследования в судебном заседании.

Представитель третьего лица - министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не прибыл, будучи извещенным о дате и месте рассмотрения дела.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей третьих лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав и проанализировав материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, суд установил, что Ахмедова Д.Э. родилась (ДАТА) в (МЕСТО РОЖДЕНИЯ).

Решением Табасаранского районного суда от 22.12.1999 года родители Шахбановой (Ахмедовой) Д.Э. признаны безвестно отсутствующими.

Решением Кужникской сельской администрации № 3 от 20.10.1999 года в связи с безвестным отсутствием родителей над Шахбановой Д.Э. установлена опека.

Таким образом, в силу положений ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) Шахбанова Д.Э. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение дополнительных гарантий по социальной защите, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом.

До 2006 года Ахмедова Д.Э. обучалась в Курекской средней общеобразовательной школе с. Курек, Табасараснкого района, Республики Дагестан.

После окончания указанного образовательного учреждения 17.09.2006 года Ахмедова Д.Э. заключила брак с Шахбановым Р.А. и переехала для постоянного проживания по месту жительства супруга на территорию Новоалександровского района. С (ДАТА) зарегистрирована и проживает на (АДРЕС).

29.03.2007 года Шахбанова Д.Э. обратилась с заявлением в администрацию Новоалександровского муниципального района о внесении ее в список детей-сирот, имеющих право на получение жилья.

22.07.2010 года Шахбанова Д.Э. обратилась с заявлением к главе администрации о предоставлении ей субсидии на приобретение жилья.

06.10.2010 года принято решение о выделении Шахбановой Д.Э. денежных средств на приобретение жилья в сумме (СУММА).

С целью реализации своего права на получение жилья Шахбанова Д.Э. заключила договор долевого участия в строительстве жилья с потребительским кооперативом собственников жилья «Дружба». В соответствии с распоряжением главы администрации Новоалександровского муниципального района ШахбановойД.Э. предоставлены денежные средства в размере (СУММА) на приобретение жилья по адресу: (АДРЕС). Выделенные денежные средства перечислены на счет застройщика.

При установленных обстоятельствах суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 3 Федерального Закона № 159-ФЗ законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 6 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 7, 39, 40 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Положения Федерального закона № 159-ФЗ прямо корреспондируют со ст. 40 Конституции Российской Федерации и предусматривают обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, (абз. 2 п. 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Для выполнения в т.ч. и указанных переданных государственных полномочий законодательным органом Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где в ст. 7 отражено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья.

В целях реализации Закона Ставропольского края от 16.03.2006года №7-кз Правительством Ставропольского края 16.04.2008 года издано Постановление № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым определен порядок предоставления рассматриваемой дополнительной гарантии и полномочия по ее предоставлению переданы органам муниципальной власти по территориальности с участием в указанной процедуре Министерства Строительства и архитектуры Ставропольского края.

Исходя из того, что ШахбановаД.Э. является гражданином Российской Федерации, то в силу ст. 6 Конституции Российской Федерации она пользуется правами, предоставляемыми как Конституцией, так и Федеральным законодательством Российской Федерации на всей территории государства независимо от места проживания. Кроме того, возможность получения рассматриваемой дополнительной государственной гарантии по месту проживания прямо установлена ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ без какой-либо взаимосвязи с переменой места жительства и местом обучения в образовательном учреждении. Вопреки доводам прокурора, несмотря на то, что Шахбанова Д.Э. не обучалась на территории Ставропольского края, это не лишает ее статуса гражданина, имеющего право на получение предоставленной ей дополнительной государственной гарантии.

Исследованные судом доказательства дают основания признать, что условия для предоставления Шахбановой Д.Э. дополнительных гарантий, предусмотренных ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, как гражданину Российской Федерации, подпадающему под категорию граждан, которым такие гарантии предоставляются, соблюдены. Субсидия для приобретения ей жилья выделена правомерно, в соответствии с указанными в настоящем решении нормативно-правовыми актами.

В этой связи суд признает доводы истца о незаконности выделения субсидии ответчику по тому основанию, что она не обучалась в образовательном учреждении на территории Ставропольского края, основанными на неверном толковании действующего законодательства и прямо противоречащими ст. 6, 7, 10, 12, 18, 39, 40, 72, 133 Конституции Российской Федерации.

При установленных обстоятельствах суд не усматривает в рассматриваемом споре признаков кондикционного обязательства, а потому положения ст. 1102 ГК РФ к спорным правоотношениям применимы быть не могут, а заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора Новоалександровского района Ставропольского края, поданного в защиту интересов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации Ставропольского края к Шахбановой Д.Э. о взыскании денежных средств в доход субъекта Российской Федерации Ставропольского края, полученных в результате необоснованного обогащения за счет получения субсидии на приобретение жилья, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья п/п Д.Н. Карпенко

Верно: Судья Д.Н. Карпенко