ОПРЕДЕЛЕНИЕ 6 октября 2011 года г. Новоалександровск Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кондратенко Д.Н., при секретаре Грицюк И.В., с участием помощника прокурора Новоалександровского района Ставропольского края Мамбетова Р.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новоалександровского района Ставропольского края в интересах П.Н.Н. к администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении П.Н.Н. вне очереди благоустроенного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года №60-п, суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Новоалександровского района Ставропольского края в порядке ст.45 ГПК РФ, действуя в интересах П.Н.Н., обратился в суд с исковым заявлением к администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что П.Н.Н. обратилась с заявлением к главе администрации Новоалександровского муниципального района о предоставлении ей жилья. П.Н.Н. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации города Новоалександровска от 15.12.1994 года № 934 «О постановке на очередь для получения жилья детей-сирот» П.Н.Н. включена в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья. П.Н.Н. обратилась в прокуратуру района с заявлением об обращении с исковым заявлением в суд в её интересах о внеочередном предоставлении жилья, так как она является сиротой. Согласно сообщению Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю от (дата) года и справки ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от (дата) года П.Н.Н. собственницей недвижимого имущества не значится. На момент подачи искового заявления Позднякова Н..Н. окончила обучение в ГОУ СПО « Ставропольский базовый медицинский колледж». У неё отсутствует юридическое образование, а данные нормы законодательства требуют специальных познаний; она испытывает тяжелое материальное и финансовое положение ввиду того, что ее доход невелик и по этой причине она не имеет возможности оплатить услуги адвоката для оказания квалифицированной юридической помощи. Просит обязать ответчиков предоставить Поздняковой Н.Н вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В судебном заседании помощник прокурора района Мамбетов Р.Я. исковые требования подержал. В судебном заседании П.Н.Н. просит защитить ее права и принять законное решение, пояснив, что в настоящее время она включена в список граждан из числа детей сирот состоящих в очереди на получение жилья для участия в долевом строительстве. В судебном заседании представитель ответчика администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края Гмирин В.Е. считает, что исковые требования прокурора являются преждевременно заявленными, поскольку со стороны администрации П.Н.Н. не было отказано в праве на внеочередное получение жилья и в настоящее время решается вопрос выделении земельного участка, подыскании застройщика для долевого строительства 8 квартирного дома для детей сирот, согласно списка утвержденного на заседании комиссии по защите прав подопечных Новоалекснадровского района от (дата) года. В судебном заседании представитель третьего лица органа опеки и попечительства администрации Новоалександровского района Статилко М.П. поддержала доводы представителя администрации Новоалександровского района. В судебное заседание представитель ответчика министерства строительства и архитектуры Ставропольского края не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв согласно которому Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края надлежащим образом исполнило полномочия, возложенные на него законодательством по обеспечению жильем детей сирот, передав администрации Новоалександровского муниципального района необходимые финансовые средства для осуществления обеспечения жилыми Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика министерства строительства и архитектуры Ставропольского края. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства, находит, что исковое заявление необходимо оставить без рассмотрения, поскольку принятие такого решения не исключает право истца на судебную защиту, однако реализация этого права в данный момент исключается в связи с наличием процессуальных препятствий и из-за отсутствия установленных законом условий такой реализации, при устранении которых сторона не лишается возможности повторного обращения в суд за судебной защитой с тождественным иском, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора. Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Рассматриваемое исковое заявление прокурора подано в порядке гражданского судопроизводства. Из общих принципов гражданско-процессуального законодательства, закрепленных в ст. 3 ГПК РФ, следует, что суды рассматривают споры, возникающие из гражданских правоотношений. И именно спор является предметом искового производства в судебном разбирательстве. Из смысла поданного прокурором искового заявления усматривается, что им оспаривается вопрос о признании незаконным и действия или (бездействия не понятно) администрации Новоалександровского муниципального района и министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в части предоставления гражданину вне очереди благоустроенного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм. Однако прокурор в исковом заявлении перечисляет только тексты статей закона, регулирующего эти правоотношения, не указывая при этом какие, по его мнению права и свободы гражданина и в чем нарушены ответчиками, что необходимо выполнить ответчику, чтобы восстановить эти права. Поскольку, все - таки, оспариваются действия (бездействия) администрации Новоалександровского района и Министерства, то предметом судебной проверке может выступать правомерность (законность) любых действий (бездействий), решений, то есть не примерным условием рассмотрения этого спора должен быть отказ в выполнении законного требования гражданина, или если это бездействие не выполнение требований гражданина. Таким образом, до обращения в суд необходимо соблюсти досудебный порядок разрешения спора, то есть гражданин должен обратиться в администрацию с вопросом, подлежащим рассмотрению и принятию по нему решения, и только после получения, как он должен считать, незаконного отказа, обратиться в суд для разрешения этого спора. Из поданного прокурором иска, не видно, что П.Н.Н. обращалась в администрацию Новоалександровского муниципального района с вопросом о представлении ей жилой площади вне очереди и что получила отказ, поскольку такой отказ в деле отсутствует. В связи, с чем отсутствует предмет спора, поскольку, не возможно, определить, что оспаривается действия, решения, бездействие администрации и ничего вообще не сказано в чем выражено незаконность действий ( бездействие) Министерства. При этом из представленных ответчиком в суд материалов усматривается, что администрация принимает меры по представлению социальных гарантий, закрепленных федеральным и региональным законодательством и осуществляет свои полномочия по реализации установленных прав и гарантий П.Н.Н. Тем более суду представлены документы, подтверждающие принятие таких мер администрацией гораздо ранее поданного иска, что опять же указывает на отсутствие спора. Практически администрация НМР выполнила свои функции. Так П.Н.Н. признана нуждающейся на получение жилья в Новоалександровском районе и включена в список детей-сирот на получение жилья. Согласно её письменного заявления, она включена в список граждан из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей для участия в долевом строительстве жилой площади. Согласно справке администрация в настоящее время располагает финансовыми средствами для обеспечения детей-сирот жилой площадью. В соответствии с ч.1 ст. ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Часть вторая этой статьи гласит, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Согласно п.7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей», утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года №60-п, им предоставляются денежные средства в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службе по Ставропольскому краю, путем перечисления их продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Таким образом, гражданам из числа детей-сирот законом предоставляется самим выбирать реализацию своего права на получения жилой площади, или заключать договор купли-продажи, или договор долевого участия в строительстве жилья, зарегистрировать эти договора и предоставить администрации для перечисления денежных средств продавцу или застройщику. П.Н.Н. уже определилась с реализацией своего права на получения жилья, согласно её заявления, она согласна на долевое строительство однокомнатной квартиры в г. Новоалександровске и (дата) года она включена в список граждан из числа детей-сирот для участия в долевом строительстве жилья в г. Новоалександровске. Эти обстоятельства прокурором, истцом и сторонами не оспариваются. Из представленного искового заявления прокурором не усматривается, что же оспаривается, конкретно чьи и какие действия, решения, бездействия, в чем суть спора. Прокурор формально просит обязать администрацию Новоалександровского муниципального района Ставропольского края и министерство строительства и архитектуры Ставропольского края предоставить П.Н.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако, эта обязанность уже возложена на ответчиков, как Федеральными, так и региональными законами, а так же Законом Ставропольского края от 31.12.2004 года №120- КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и какого-то дополнительного судебного решения по выполнению возложенных обязанностей на органы местного самоуправления не требуется. При подаче иска в суд прокурору необходимо уточнить свои требования, указать какие конкретно действия должны выполнить ответчики по выполнению возложенных на них обязанностей и просить суд обязать ответчиков их выполнить с указанием сроков выполнения. Права П.Н.Н. на жилое помещение не отрицаются и не оспариваются сторонами, но ей необходимо заключить по её выбору договор долевого участия в строительстве жилья, предоставить его администрации для перечисления денежных средств застройщику. И только в случае отказа администрации перечислить денежные средства по договору долевого участия в строительстве, обжаловать эти действия в суд. Прокурору района необходимо представить доказательства о наличии спора; доказательства, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, то есть отказ в предоставлении жилого помещения; уточнить исковые требования, и конкретизировать какие действия или бездействие администрации и Министерства он обжалует. Согласно ст. 223 ГПК РФ, производство по делу в случае оставления заявления без рассмотрения заканчивается определением суда. В этом определении суд обязан указать, как устранить указанные в статье 222 ГПК РФ обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела. Руководствуясь ст. ст. 222- 225 ГПК РФ, судья ОПРЕДЕЛИЛ: Исковое заявление прокурора Новоалександровского района Ставропольского края в интересах П.Н.Н. к администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении П.Н.Н. вне очереди благоустроенного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года №60-п, оставить без рассмотрения. Разъяснить прокурору Новоалександровского района, П.Н.Н., что по их ходатайству суд может отменить настоящее определение, если они представят доказательства, обращения к ответчикам и именно такое решение не будет препятствовать гражданину реализовать свое право на внеочередное получение жилья. Определение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда. Судья п/п Д.Н. Кондратенко Верно: Судья: Д.Н. Кондратенко