РЕШЕНИЕ 19 декабря 2011 года г. Новоалександровск Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кондратенко Д.Н., при секретаре Заводновой А.Ю., с участием помощника прокурора Новоалександровского района Ставропольского края Мамбетова Р.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новоалександровского района Ставропольского края в интересах Бердниковой Г.Н. к администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении Бердниковой Г.Н. вне очереди благоустроенного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года №60-п, суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Новоалександровского района Ставропольского края в порядке ст.45 ГПК РФ, действуя в интересах Бердниковой Г.Н., обратился в суд с исковым заявлением к администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения. Мотивируя свои требования тем, что Бердникова Г.Н. обратилась с заявлением к главе администрации Новоалександровского муниципального района о предоставлении ей жилья. Бердникова Г.Н. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации города Новоалександровска от 15.12.1994 года № 934 «О постановке на очередь для получения жилья детей-сирот» Бердникова Г.Н. включена в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья. Бердникова Г.Н. обратилась в прокуратуру района с заявлением, об обращении с исковым заявлением в суд в её интересах, так как она является сиротой. Согласно сообщению Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю от (дата) года и справки ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от (дата) года Бердникова Г.Н. собственницей недвижимого имущества не значится. На момент подачи искового заявления Бердникова Г.Н. окончила обучение в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 5». У неё отсутствует юридическое образование, а данные нормы законодательства требуют специальных познаний; она испытывает тяжелое материальное и финансовое положение ввиду того, что не работает и по этой причине не имеет возможности оплатить услуги адвоката для оказания квалифицированной юридической помощи. Просит обязать ответчиков предоставить Бердниковой Г.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В судебном заседании помощник прокурора района Мамбетов Р.Я. просил удовлетворить иск прокурора по основаниям, изложенным в нём. В судебном заседании Бердникова Г.Н. просила удовлетворить иск. Суду пояснила, что с заявлением в администрацию о получении жилья не обращалась. Ей в органе опеки предложили участвовать в долевом строительстве жилья, она согласилась с таким порядком получения жилья и написала заявление об участии в долевом строительстве жилья. Каких-то отказов в получении жилья, она из администрации не получала. В настоящее время субсидию не может получить из-за отсутствия паспорта. В судебном заседании представитель ответчика администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края Долбня Н.М. просила иск прокурора рассмотреть на усмотрение суда, пояснив, что никто не оспаривает право Бердниковой Г.Н. на получение субсидии, на приобретение жилья, по указанным в иске основаниям. Она не обращалась в администрацию с заявлением с приложением соответствующих документов, и ей не отказывалось в выделении денежных средств. Она написала заявление на участие в долевом строительстве, в связи, с этим администрацией в настоящее время уже отведен участок земли для строительства дома, решается вопрос с застройщиком. Деньги на строительство дома или покупки квартиры у администрации в настоящее время имеются. Однако с Бердниковой Г.Н. договор участия в долевом строительстве не заключен, так как она не имеет паспорта, по получению которого право Бердниковой Г.Н. на получение жилья вне очереди будет реализовано. В судебное заседание представитель ответчика министерства строительства и архитектуры Ставропольского края не явился, представил свои возражения. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора района отказать в полном объёме, так как органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки. Новоалександровскому муниципальному району Ставропольского края на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеющих закрепленного жилого помещения за счёт краевого средств краевого бюджета в 2011 году выделена сумма денежных средств. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства с учётом представленных пояснений. В судебном заседании представитель третьего лица органа опеки и попечительства администрации Новоалександровского района Статилко М.П. просила в удовлетворении иска прокурора отказать по основаниям, изложенным представителем администрации Долбня Н.М. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика министерства строительства и архитектуры Ставропольского края. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства, находит, что исковое заявление необходимо удовлетворить, по следующим основаниям. В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конкретизируя данное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления. Так, в частях 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ закреплено положение о том, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом малоимущими гражданами являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Анализ норм Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает основания признать, что Бердникова Г.Н. относится к категории лиц, право которых на льготное обеспечение жильем предусмотрено. В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с абзацем вторым статьи 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В соответствии с абзацем четвертым названной статьи к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите. Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ также предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа и так далее по тексту. Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма, в том числе и внеочередном порядке, урегулированы законом Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к одной из категорий граждан, которым жилое помещение по договору социального найма предоставляется за счет средств краевого бюджета, относятся дети-сироты и дети, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на получение субсидии имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой - (попечительством), в семье патронатного воспитателя или приемной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края. Из доказательств, представленных сторонами, следует, что мать Бердниковой Г.Н.- Б.Н.Г. отец неизвестен. Закрепленного жилого помещения Бердникова Г.Н. не имеет, в очереди, нуждающихся в жилом помещении, состоит в администрации Новоалександровского муниципального района как ребенок-сирота, оставшийся без попечения родителей. На момент рассмотрения данного спора Бердникова Г.Н. достигла возраста 22 лет, однако она не утратила своего права на льготное обеспечение жильем в соответствии с ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ранее названное право Бердниковой Г.Н. не реализовывалось. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что она относится к числу граждан, на которых распространяется действие указанного Федерального закона, и имеет право на льготное обеспечение жилым помещением по указанным в иске основаниям. При определении нуждаемости Бердниковой Г.Н. в улучшении жилищных условий, судом так же проверялось наличие обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, согласно которым граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Таких обстоятельств судом не установлено. Согласно сообщению Новоалександровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по СК от (дата) года и справки ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от (дата) года Бердникова Г.Н. собственником недвижимого имущества не значится. На день рассмотрения данного искового заявления Бердникова Г.Н. окончила обучение в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Новоалександровска. Таким образом, на основании исследованных доказательств следует признать, что Бердникова Г.Н. обладает правом получения денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке, установленном Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п, как лицо, не имеющее жилья. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ (ред. от 04.06.2010 года) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований ст. 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 данного ФЗ РФ отнесено к полномочиям органов государственной власти Субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств Субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий Субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). В силу ст.ст. 1 и 2 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз наделен Новоалександровский муниципальный район. В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 года № 330-п в Постановление Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п внесены изменения, в соответствии с которыми министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании ст. 6 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. В силу приложений 3,5 к Закону Ставропольского края от 07.12.2010 года № 103-кз «О бюджете Ставропольского края на 2011 год» министерство строительства и архитектуры Ставропольского края входит в состав главных администраторов доходов краевого и местных бюджетов. В соответствии с приложением 10 к указанному закону министерству строительства и архитектуры Ставропольского края по коду бюджетной классификации 133 10 03 5053600 выделены денежные средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Исходя из того, что процесс предоставления субсидии для покупки либо строительства жилья в целом выглядит так: направление заявки органом местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти для получения денежных средств; выделение денежных средств уполномоченным органом; предоставление субсидии. Требования о предоставлении рассматриваемой субсидии правомерно предъявлены к администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края и министерству строительства и архитектуры Ставропольского края. С учетом данных выводов доводы представителя министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, изложенные в возражениях на рассматриваемый иск, признаются необоснованными, поскольку без участия уполномоченного органа, которому целенаправленно выделяются денежные средства для предоставления рассматриваемой субсидии, администрация Новоалександровского муниципального района Ставропольского края лишена возможности осуществить переданные ей государственные функции. Таким образом, заявленные исковые требования к администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края и министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, необходимо удовлетворить. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Новоалександровского района, действующего в интересах Бердниковой Г.Н., удовлетворить. Обязать администрацию Новоалександровского муниципального района Ставропольского края и министерство строительства и архитектуры Ставропольского края предоставить Бердниковой Г.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через районный суд в течение 10 дней со дня его принятия. Судья п/п Д.Н. Кондратенко Верно: Судья Д.Н. Кондратенко