РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 января 2012 года Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кондратенко Д.Н., с участием заместителя прокурора Новоалександровского района Ставропольского края Живницкого С.В., при секретаре Грицюк И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Верисокина А.Н. о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации - признании незаконным постановления избирательной комиссии муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалекснадровского района Ставропольского края № 28 от 14 января 2012 года и обязании избирательной комиссии муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалекснадровского района Ставропольского края зарегистрировать кандидатом на должность главы муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края, УСТАНОВИЛ: В Новоалександровский районный суд обратился Верисокин А.Н. с заявлением в котором просит признать незаконным и необоснованным постановление избирательной комиссии муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края № 28 от 14.01.2012 г. и обязать избирательную комиссию муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края зарегистрировать его, Верисокина А.Н. кандидатом на должность главы муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края. В обоснование своих требований Верисокин А.Н. указал, что 14 января 2012 года постановлением избирательной комиссии муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края № 28, ему, было отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края. В частности, в постановлении указывается на наличие документов оформленных с нарушением п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и п. 3 ч. 10 ст. 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», а именно: несоответствие заполнения столбца 4 подписного листа (адрес места жительства) во всех подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, которые он представил в избирательную комиссию муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края. Считает данное постановление незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Ссылаясь на вышеуказанные статьи Федерального закона и Закона Ставропольского края избирательная комиссия признала все подписи избирателей собранные в поддержку выдвижения его кандидатом недействительными. Причем в постановлении № 28 от 14.01.2012 г. конкретно не указывается, какое нарушение допущено при заполнении столбца 4 подписного листа (адрес места жительства). Пункт 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает порядок заполнения подписного листа избирателем «Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина». При заполнении подписного листа избирателем в поддержку выдвижения, требования данной нормы закона были соблюдены. В столбце 4 подписного листа (адрес места жительства) указывался адрес, по которому избиратель зарегистрирован по месту своего жительства на постоянной основе и в паспорте имеется соответствующая об этом отметка, то есть постоянная прописка с указанием наименования населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры. Соответственно признание избирательной комиссией подписей в поддержку выдвижения на должность главы муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края недействительными является незаконным. Часть 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает конкретный исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата. Однако избирательная комиссия в своем постановлении № 28 от 14.01.2012 г. эту статью игнорирует, ссылаясь лишь на п. 5 ст. 2 данного Закона и п. 3 ч. 10 ст. 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае». Таким образом, по его мнению, отсутствие в постановлении № 28 от 14.01.2012 г. ссылки на ч. 24. ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», который обладает высшей юридической силой по отношению к Закону Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», делает невозможным установить конкретную причину отказа ему в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края. 14 января 2012 года вместе с постановлением ему на руки был выдан протокол о результатах проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения от 11.01.2012 г. Данный документ является итогом проверки достоверности подписей. Однако в описательной части этого документа указана не его фамилия, а фамилия другого кандидата — «Колесникова Михаила Геннадьевича», более того в описательной части документа указано, что количество заявленных подписей «36», а в резолютивной части сказано о «40» подписях, которые в результате признаются недействительными (недостоверными). С учетом того, что процедура проверки достоверности подписей избирателей поданных в избирательную комиссию, проходила в его отсутствие, так как в нарушение Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» он не был письменно уведомлен об этом, то фактически невозможно установить какие подписи избирателей проверяла избирательная комиссия на самом деле. В связи с этим, считает, что своими действиями избирательная комиссия муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края нарушила его избирательные права гражданина Российской Федерации, установленные Конституцией Российской Федерацией и Федеральным законом № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Не согласившись с доводами Верисокина А.Н. избирательная комиссия представила отзыв на его заявление, в котором указано, что в соответствии с нормами Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» ч.18 статьи 38 «избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации». Это подтверждает постановление избирательной комиссии муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края №28 от 14.01.2012г. В данном случае основанием об отказе в регистрации кандидата является несоответствие ч.24 п. «д» ст.38. Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002г. «недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата». Недействительными признаются подписи в соответствии с п.п. «и» п.6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002г. «все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. В подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края Верисокина А.Н. отсутствует в заголовке всех 6 подписных листов занимаемая должность кандидата, подписной лист не соответствует требованиям приложения 6 к Федеральному закону № 67-ФЗ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», во всех подписях избирателей в подписных листах не указаны полностью сведения об адресе места жительства избирателя (не указанно наименование субъекта Российской Федерации и наименование района, п.п. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002г. «подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист», ст.2 п.5 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002г. «адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»). Действия избирательной комиссии муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района осуществлялись в соответствии с требования Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», однако при изготовлении протокола рабочей группы избирательной комиссии муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края от 11 января 2012 года были допущены технические описки. В том числе проверяя достоверность 36 подписей на 6 подписных листах подписей избирателей кандидата на должность главы муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Верисокина А.Н. была ошибочно указана фамилия другого кандидата, однако, избирательной комиссии муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района действовала в соответствии с требованиями Федерального закона при принятии постановления от 14 января 2012 года № 28. В судебном заседании Верисокин А.Н. подтвердил доводы, изложенные в заявлении, указывая, что не могут быть признаны подписи недействительными в связи с тем, что в бланке подписных листов в части информации о месте жительства лиц выступивших в его поддержку не указан полный адрес места жительства с указанием субъекта Российской Федерации. Представитель заявителя Верисокина А.Н. по доверенности Астанин В.М. поддержал доводы Верисокина А.Н. изложенные в заявлении, утверждая, что Верисокиным А.Н. в установленном порядке в избирательную комиссию, а именно председателю Павловой Г.Н. были переданы 6 подписных листов с 36 подписями избирателей в поддержку кандидата Верисокина А.Н. на должность главы муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края Однако, считает, что неполное указание адресов места жительства всех 36 избирателей во всех 6 подписных и не указание вида документа удостоверяющего личность избирателей, а также и должности кандидата по их мнению не является достаточной причиной для отказа кандидату в регистрации. В тоже время бесспорным основанием для признания незаконным отказа избирательной комиссии в регистрации кандидата Верисокина А.Н. имевшего место 14 января 2012 года является неверное указание в протоколе рабочей комиссии от 11 января 2012 года, куда Верисокина не пригласили количества подписей избирателей 40 вместо 36 и неверное указание фамилии кандидата как «Коленикова» вместо «Верисокина». В судебном заседании председатель избирательной комиссии муниципального образования Краснозоринского сельсовета представитель Павлова Г.Н. подтвердила доводы изложенные в отзыве, просила в удовлетворении заявления Верисокину А.Н. отказать по основаниям изложенным в отзыве, пояснив, что Верисокин А.Н. лично был уведомлен 11 января 2012 года о том, что по результатам проверки подлинности подписей избирателей в подписных листах в поддержку его выдвижения кандидатом на должность главы муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края признаны недействительными, поскольку все подписные листы по форме не соответствовали требованию закона, а именно адреса избирателей записаны неполно. Так как отсутствует указание субъекта РФ в данном случае Ставропольский край и не указано, что все кандидаты являются жителями Новоалександровского района, кроме того, отсутствует указание должность кандидата. 14 января 2012 года постановлением избирательной комиссии Верисокину А.Н. на основании результатов проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей было отказано в регистрации его кандидатом на должность главы муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалекснадровского района Ставропольского края. Действующее законодательство о выборах не предусматривает определенной формы постановления избирательной комиссии, в связи с чем считает, что заявление Верисокина А.Н. не подлежит удовлетворению. То обстоятельство, что в протоколе рабочей группы от 11 января 2012 года неверно указано количество подписей вместо 36 - 40, и ошибочно указана по тексту фамилия другого кандидата « Колесникова» является технической опечаткой, что не может являться основанием для признания незаконным итогового постановления избирательной комиссии № 28 от 14 января 2012 года, в котором со ссылкой на нормы закона принято решение об отказе кандидату Верисокину А.Н. в регистрации ан должность Главы муниципального образования. Третье лицо администрация муниципального образования Краснозоринского сельсовета представитель Рубцов Е.А. просил в удовлетворении Верисокину А.Н. отказать по основаниям изложенным в отзыве, полагая, что при проверке достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Верисокина А.Н. на должность главы муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края и при принятии решения об отказе в регистрации кандидата избирательная комиссия муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района в рамках своих полномочий и в соответствии с требованиями законодательства о порядке проведения выборов. Считает, требования Верисокина А.Н. необоснованные и ему должно быть отказано. В требования о признании решения комиссии незаконным и недействительным и регистрации Верисокина в качестве кандидата на должность главы. Выслушав стороны, их представителей, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым Верисокину А.Н. отказать в удовлетворении заявления, суд приходит к следующему. Верисокин А.Н. представил в избирательную комиссию муниципального образования Краснозоринского сельсовета 6 (шесть) подписных листов, содержащих 36 (тридцать шесть) подписей избирателей, необходимых для регистрации его в качестве кандидата не должность главы муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края. В установленный законом десятидневный срок рабочей группой избирательной комиссией муниципального образования Краснозоринского сельсовета была проведена проверка подписных листов, представленных Верисокиным А.Н., и 11 января 2012 года было составлен протокол с указаниями на выявленные нарушения. Согласно итоговому протоколу по проверке достоверности подписей избирателей и данных об избирателях, поставивших подписи в поддержку выдвижения кандидата Верисокина А.Н., рабочей группой были признаны недействительными (недостоверными) 36 подписей. По результатам проверки, постановлением избирательной комиссии от 14 января 2012 года № 28, Верисокину А.Н. отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Краснозоринского сельсовета. Рассматривая по существу заявление Верисокина А.Н. суд исследовал все шесть подписных листа и проверил основания по которым подписи 36 избирателей признаны недействительными и недостоверными. В соответствии с п.п. «г» ч. 6.4 ст. 38 Закона Российской Федерации № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист. Согласно п. 11 ст. 37 Закона Российской Федерации № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Суд оценивает доказательства их по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и никакие доказательства не имеют для него заранее установленной силы( часть первая и вторая ст. 67 ГПК Российской Федерации). Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона. Согласно п. 6.ст. 37 Федерального закона подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. По делу установлено, что во всех шести подписных листах в отношении всех 36 избирателей не указаны: полный адрес места жительства, так как указаны, только наименование населенного пункта и улица, вместе с тем нет указания, что этот населенный пункт находится в Ставропольском крае, Новоалександровском районе, отсутствует наименование документа удостоверяющего личность лица поддержавшего самовыдвижение кандидата на должность главы, что также явилось основанием для отказа Верисокину А.Н. в регистрации (ст. 2 п. 5 Федерального закона Федерального закона №67-ФЗ от 12. 06.2002 года) Кроме того, в подписных листах указано только место работы лица (наименование организации) - кандидата на должность главы, без указания занимаемой должности что так же явилось основанием для отказа. В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей является основанием для отказа в регистрации. Таким образом, из представленных в 6 подписных листах все 36 подписей избирателей нельзя признать достоверными, а соответственно недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с п. «д» ч.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года. В силу изложенного принятое избирательной комиссией 14 января 2012 года решение об отказе Верисокину А.Н. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Краснозоринского сельсовета является законным и обоснованным. Отсутствие в постановлении от 14 января 2012 года ссылки на «д» ч.24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года, как на основание для отказа в регистрации кандидата Верисокина А.Н. не может являться основанием для признания указанного решения избирательной комиссии незаконным и необоснованным поскольку по сути избирательной комиссией принятого законное решение. При этом допущенные в тексте протокола рабочей комиссии от 11 января 2012 года указания фамилии кандидата «Колесникова» и указание на то, что 40 подписей признаны недействительными, были предметом обсуждения в судебном заседании и признаны описками, поскольку бесспорно установлено, что кандидатом Верисокиным в комиссию были представлены 36, а не 40 подписей избирателей. Оснований полагать, что рабочей комиссией исследовались какие либо иные, а не 36 представленные подписи избирателей в поддержку кандидат а Верисокина нет оснований. Доводы заявителя о том, что не могут быть признаны подписи недействительными в связи с тем, что в бланке подписных листов в части информации о месте жительства лиц выступивших в поддержку Верисокина А.Н. на пост кандидата на должность главы не указан полный адрес места жительства с указанием субъекта Российской Федерации, а именно – указаны только улица, номер дома и наименование населенного пункта, не основано на законе. С учетом изложенного в удовлетворении заявления Верисокина А.Н. следует полностью отказать. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст. 194-199, 260-260.1. ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Верисокину А.Н. в требовании о признании незаконным, необоснованным постановления избирательной комиссии муниципального образования Краснозоринского сельсовета № 28 от 14 января 2012 года об отказе Верисокину А.Н. в регистрации кандидату на должность главы муниципального образования Краснозоринского сельсовета и обязании избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом на должность главы муниципального образования Краснозоринского сельсовета, полностью отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Новоалександровский районный суд в течение 5 дней со дня принятия настоящего решения. Судья п/п Д.Н. Кондратенко Верно: Судья Д.Н. Кондратенко