Прокурор Новоалександровского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения `НЦРБ` об обязании обеспечения бесперепятственнм доступом,путем сооружения пандуса при входе в здание



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалександровск 14 февраля 2012 года

Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Белокопытова А.П.,

при секретаре Исаевой Ю.А.,

с участием старшего помощника прокурора Новоалександровского района Ставропольского края Симоненко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоалександровского района, поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» об обязании обеспечения беспрепятственного доступа, путем сооружения пандуса при входе в здание,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новоалександровского района обратился в суд с иском к МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» об обязании ответчика обеспечения беспрепятственного доступа при входе в здание путем сооружения пандуса. В иске указано, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» установлено, что в здании хирургического отделения МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» по адресу: г.Новоалександровск, пер. Больничный, 1 условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей в части беспрепятственного доступа в здание администрации не созданы, чем нарушаются требования ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Аналогичные нарушения установлены и в здании Григорополисской участковой больницы по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, ст. Григорополисская, ул.Водопадная, 56, где помимо отсутствия пандуса в трехэтажном здании больницы неисправен лифт. Указанные нарушения требований действующего законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Просит суд обязать МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» обеспечить беспрепятственный доступ:

- в здание хирургического отделения МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» по адресу: г. Новоалександровск, пер. Больничный, 1, путем сооружения пандуса при входе в здание;

- в здание Григорополисской участковой больницы по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, ст. Григорополисская, ул. Водопадная, 56, путем сооружения пандуса при входе в здание, а также осуществить ремонт лифта.

В судебном заседании старший помощник прокурора Новоалександровского района Симоненко Т.В. настаивала на заявленных требованиях, подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении, просила удовлетворить их в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» Папава Н.Р. просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц.

Представитель третьего лица администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края в судебное заседание не явился, письменный отзыв на заявление не представил, хотя надлежащим образом был извещен о времени и месте проведения судебного заседания.

При отсутствии возражений присутствующих участников процесса, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Полномочия прокурора на обращение в суд установлены ст. 45 ГПК РФ, где указано, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В настоящем случае полномочия прокурора на обращение в суд с рассматриваемым иском установлены.

В Конституции Российской Федерации в ст. 7 закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 12, 130-133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Часть 5 данной нормы закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Во исполнение требований ст. 15 указанного ФЗ разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 года № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 № 73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП31-102-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».

Таким образом, положения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» направлены на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Как установлено в судебном заседании, в здании хирургического отделения МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» по адресу: г.Новоалександровск, пер.Больничный, 1 условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в части беспрепятственного доступа в здание администрации, не созданы. Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание хирургического отделения МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» не имеет пандуса. Аналогичные нарушения установлены и в здании Григорополисской участковой больницы по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, ст.Григорополисская, ул.Водопадная, 56, где помимо отсутствия пандуса в трехэтажном здании больницы неисправен лифт. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что вход в здание для инвалидов-колясочников и маломобильных групп недоступен.

Из ответа главного врача МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» Литвинова Ю.В. от 26.01.2012 года № 167 и объяснений заместителя главного врача МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» Папава Нино Ривазовны от 27.01.2012 года следует, что пандусами оборудованы практически все здания МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница», кроме хирургического корпуса. В настоящее время на установку пандуса в данном здании изготовлена проектно-сметная документация, он будет обустроен в ближайшее время. Участковые больницы Новоалександровского района не нуждаются в обустройстве пандусов, так как расположены в одноэтажных зданиях, кроме Григорополисской участковой больницы, которая расположена в 3-х этажном здании. В данном здании отсутствует пандус, кроме того, там неисправен лифт.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком, как при проведении прокурорской проверки, так и при рассмотрении настоящего дела доказательств, подтверждающих невозможность обустройства пандусов к указанным в исковом заявлении зданиям, а также невозможности устранения неисправности лифта не представлено.

Следовательно, требования, заявленные прокурором района, подлежат удовлетворению, поскольку указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Новоалександровского района, поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» об обязании обеспечения беспрепятственного доступа - удовлетворить.

Обязать МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» обеспечить беспрепятственный доступ в здание хирургического отделения МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, г.Новоалександровск, пер. Больничный, 1, путем сооружения пандуса при входе в здание.

Обязать МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» обеспечить беспрепятственный доступ в здание Григорополисской участковой больницы по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, ст.Григорополисская, ул.Водопадная, 56, путем сооружения пандуса при входе в здание.

Обязать МБУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» осуществить ремонт лифта в здании Григорополисской участковой больницы по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, ст. Григорополисская, ул.Водопадная, 56.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня его оглашения.

Судья п/п А.П. Белокопытов

Верно: Судья А.П. Белокопытов