по иску прокурора района кМОУ СОШ о принятии неотложных мер к оборудованию автобуса



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2012 года г. Новоалександровск

Новоалександровский районный суд

Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Клипальченко А.А.,

при секретаре Симоненко Л.Н.,

с участием помощника прокурора Новоалександровского района Ставропольского края Чубов В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новоалександровского района, в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ «СОШ №(цифра)» об обязании принятия неотложных мер к оборудованию школьных автобусов и запрете их эксплуатации, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новоалександровского района в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №(цифра)» об обязании принятия неотложных мер к оборудованию школьных автобусов и запрете их эксплуатации по перевозке детей. Указывая, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, поскольку воспитанники МОУ «СОШ №(цифра)» в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов. Во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации №11 от 19.01.2007 года "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов" прокуратурой района проводятся систематические проверки соблюдения сопровождающими национальные проекты органами государственной власти, местного самоуправления и созданными ими учреждениями законодательства в указанной области правоотношений. Особое внимание уделяется законности мероприятий, связанных с реализацией на территории Новоалександровского района национального проекта "Образование". В ходе проверки установлено, что администрацией МОУ СОШ №(цифра) в рамках названного национального проекта по подпрограмме «Школьный автобус» в (дата) в порядке централизованных государственных поставок получены автобусы: марки ПАЗ (цифра) государственный регистрационный знак (цифра), марки КАВЗ (цифра) для организации подвоза детей к МОУ "СОШ №(цифра)". Как показала проверка, названные школьные автобусы полностью не отвечают требованиям безопасности, предъявляемым к пассажирским перевозкам детей, в соответствии с требованием ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования", а именно: п. 4.2.5 в задней части автобуса должен быть предусмотрен отсек для размещения багажа и не менее двух КК в сложенном состоянии; п. 4.2.7 в пассажирском помещении автобуса изготовленного на базе автобусов класса II и III, над окнами должны быть установлены полки для мелких вещей; п. 4.4.3 высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 25 см, для обеспечения указанной высоты должна устанавливаться убирающаяся ступенька отвечающая требованиям ГОСТ 27815; п. 4.4 высота последующих ступенек должна быть не более 20 см.; п. 4.4.5 глубина ступенек должна быть не менее 20 см.; п. 4.4.6 поручни или ручки в проходах пассажирских дверей; п. 4.4.6.1 проходы должны быть оснащены поручнями или ручками с обеих сторон; п. 4.4.6.2 поручни или ручки должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечивать ребенку возможность держаться за них, стоя на дороге у пассажирской двери или на любой ступеньке; п. 4.5.3 рабочее место водителя не должно иметь, каких-либо глухих перегородок, отделяющих его от пассажирского помещения; п. 4.5.5 автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых пассажирских дверях; п. 4.5.6 автобус должен быть оборудован освещением проемов пассажирских дверей позволяющим водителю видеть вход и выход детей в (из) автобус(а) в любое время суток; п. 4.5.7 автобус должен оборудоваться наружным(и) и внутренним(и) зеркалом (зеркалами) позволяющим(и) водителю контролировать процесс входа и выхода детей в (из) автобус(а) от уровня дороги до поверхности пола; п. 4.5.13 автобусы, имеющие естественную вентиляцию пассажирского помещения, должны иметь боковые окна с форточками, которые устанавливаются в верхней части окна; п. 4.5.15 в каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «просьба об остановке»; п. 4.5.16 рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами, о необходимости остановки включаемыми с мест размещения детей; п. 4.5.17 рабочее место водителя должно быть оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой; п. 4.5.18 автобус должен быть оборудован устройством ограничения скорости. Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 г. "О транспортной безопасности" обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры. Девятым пунктом ст. 1 этого Федерального закона субъектами транспортной инфраструктуры определены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Принимая во внимание, что указанный автобус находится в собственности МОУ "СОШ №(цифра)", образовательным учреждением, являющимся субъектом транспортной инфраструктуры, нарушаются требования ст.8, п.2 ст. 12 Федерального закона "О транспортной безопасности", а также п.2 ст. 16 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.95 г. "О безопасности дорожного движения", а именно, этим субъектом не принимается должных мер по поддержанию, участвующих в перевозке детей транспортных средств, в надлежащем техническом состоянии. В то же время, проблема гибели и увечий детей, попавших в процессе перевозки школьными автобусами в дорожно-транспортные происшествия, для Российской Федерации является крайне актуальной. Ситуация, когда допускается эксплуатация не соответствующих требованиям ГОСТ Р 51160-98 школьных автобусов при отсутствии безопасных условий перевозки детей (с учётом неудовлетворительного состояния межпоселенных дорог), не допустима. Действиями руководства МОУ "СОШ №(цифра)" по перевозке школьников транспортными средствами: марки ПАЗ (цифра) государственный регистрационный знак (цифра), а также марки КАВЗ (цифра) регистрационный знак (цифра), не соответствующими требованиям ГОСТ Р 51160-98, а также с нарушением условий безопасности ставятся под угрозу закреплённые ст.ст.20, 41 и 43 Конституции Российской Федерации права детей на жизнь, охрану здоровья и общедоступность образования, грубо нарушаются требования Федеральных законов "О транспортной безопасности" и "О безопасности дорожного движения". Прокурор просит обязать МОУ "СОШ №(цифра)" принять неотложные меры к оборудованию школьных автобусов: марки ПАЗ (цифра) государственный регистрационный знак (цифра), а также марки КАВЗ (цифра) регистрационный знак (цифра) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98, "Автобусы для перевозки детей. Технические требования". Запретить эксплуатацию названных автобусов в целях перевозки школьников до устранения отмеченных недостатков.

В судебном заседании помощник прокурора района Чубов В.В. настаивал на заявленных исковых требованиях, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика МОУ «СОШ №(цифра)» Киселева Н.И., суду пояснила, что автобус ПА3 (цифра) находится на балансе МОУ СОШ №(цифра) с (дата). Используется для подвоза детей в школу с (дата). При прохождении государственной проверки по некоторым пунктам: в задней части автобуса нет отсека для размещения багажа и полок для мелких вещей, нет устройства, препятствующего движению при открытых дверях, нет внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установки, не соответствует новым государственным стандартам. Переоборудование данного автобуса нецелесообразно, так как он готовится на списание и в данный момент не используется. Ожидается поступление нового автобуса по государственной программе. Автобус КАВЗ (цифра) находится на балансе МОУ СОШ №(цифра) с (дата) технически исправен. При прохождении государственной проверки были сделаны следующие замечания: нет аварийных кнопок пассажиров, нет выдвижной ступени подножки для посадки детей и полки для перевоза багажа. На данный момент, автобус не используется, составляется смета на дооборудование в соответствие ГОСТ для включения в бюджет. Она с иском прокурора согласна, обязуется до переоборудования автобусов не использовать их для перевозке детей.

В судебном заседании представитель третьего лица отдела образования администрации Новоалександровского муниципального района Саенко Н.В. согласна с исковыми требованиями прокурора района.

В судебном заседании госинспектор ОГИБДД отдела МВД России по Новоалександровскому району ФИО-1, суду пояснил, что (дата) он проводил технический осмотр транспортных средств- автобусов ПАЗ (цифра), государственный регистрационный знак (цифра), КАВЗ (цифра), государственный регистрационный знак (цифра), принадлежащие МОУ СОШ №(цифра). В ходе осмотра выявлено, что автобусы не оборудованы в соответствии с ГОСТ 51160, о чем были составлены акты.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно требованиям Государственного стандарта РФ (утв. Постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 г. N 101) «Автобусы для перевозки детей технические требования» ГОСТ Р 51160-98, п. 4.2.5 в автобусе должен быть предусмотрен отсек в задней части и (или) полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и (или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 кв. м и не менее 20 куб. дм. на каждое место пассажира. Для варианта конструкции автобуса, предназначенного, в том числе для перевозки детей, имеющих нарушения опорно-двигательных функций, в автобусе должно быть предусмотрено специальное место для размещения не менее двух кресел-колясок (далее - КК) в сложенном состоянии. Это место может быть совмещено с отсеком для размещения багажа; п. 4.2.7 в пассажирском помещении автобусов при наличии полок для ручной клади над окнами ширина полок должна быть не менее 30 см, а высота свободного пространства над ними - не менее 20 см. Полки должны иметь наклон в направлении стенок автобусов, к которым они прилегают. Величина наклона, измеренная от горизонтальной поверхности, должна быть не менее 10°. Конструкция полок должна исключать падение с них ручной клади при движении автобуса; п. 4.4.3 для служебной двери, предназначенной для входа и выхода детей: - высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 25 см. Для обеспечения указанной высоты, в случае необходимости, должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), отвечающая требованиям ГОСТ Р 41.36 или ГОСТ Р 41.52, либо применена система опускания и (или) наклона пола; - высота последующих ступенек должна быть не более 20 см; - глубина ступенек должна быть не менее 20 см.; п.п. 4.4.4 - 4.4.5. Исключены. - Изменение N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 29.10.2007 N 277-ст.; п. 4.4.6 поручни или ручки в проходах служебных дверей, предназначенных для выхода детей; п. 4.4.6.1 проходы должны быть оснащены поручнями или ручками с обеих сторон; п. 4.4.6.2 поручни или ручки должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечивать ребенку возможность держаться за них, стоя на дороге у служебной двери или на любой ступеньке; п. 4.5.3 рабочее место водителя не должно иметь каких-либо глухих перегородок, отделяющих его от пассажирского помещения; п. 4.5.5 автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях; п. 4.5.6 автобус должен быть оборудован освещением проемов служебных дверей, позволяющим водителю видеть вход и выход детей в (из) автобус(а) в любое время суток; п. 4.5.7. водитель, находящийся на своем сиденье, должен контролировать процесс входа детей в автобус и выхода из него в зоне уровня дороги до поверхности пола автобуса. Если непосредственная обзорность является недостаточной, то должны устанавливаться устройства (система "видеокамера-монитор", система зеркал, другие оптические устройства), позволяющие осуществлять такой контроль. Элементы всех наружных оптических устройств, установленных на автобусе, должны иметь электрообогрев; п. 4.5.13 при наличии форточек боковых окон пассажирского помещения их высота по отношению к общей высоте окна не должна превышать 25%. Форточки должны располагаться в верхней части окна; п. 4.5.15 в каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке". Сигнальные кнопки должны устанавливаться на внутренней боковине автобуса под нижней кромкой окна; п. 4.5.16 рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей; п. 4.5.17 рабочее место водителя должно быть оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой; п. 4.5.18 максимальная скорость автобуса для перевозки детей не должна превышать 60 км/ч. Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован УОС, отвечающим требованиям ГОСТ Р 41.89.

Техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии, возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства, ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, ч. 1 ст. 24 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании, п. 9 ст. 1 Федерального закона РФ от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры, ст. 8 Федерального закона РФ от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности».

В силу п. 1 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года N3266-1, образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В соответствии с п.п. (цифра) Устава, МОУ «СОШ №(цифра)» является некоммерческой организацией, учредителем школы является Новоалександровский муниципальный район Ставропольского края, администрация Новоалександровского муниципального района Ставропольского края осуществляет функции и полномочия Учредителя данного Учреждения. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета. Учреждение находится в ведении отдела образования администрации Новоалександровского муниципального района.

Согласно свидетельств о регистрации ТС (цифра), собственником автобусов ПАЗ (цифра), идентификационный номер (VIN) (цифра), КАВЗ (цифра), идентификационный номер (VIN) (цифра), является МОУ СОШ №(цифра).

Госинспектором ОГИБДД ОМВД России по Новоалександровскому району (дата) проведен технический осмотр транспортных средств- автобусов ПАЗ (цифра), государственный регистрационный знак (цифра, КАВЗ (цифра), государственный регистрационный знак (цифра), принадлежащие МОУ СОШ №(цифра). Осмотр производился визуально, автобусы не оборудованы в соответствии с ГОСТ 51160, о чем составлены акты (цифра).

Таким образом, указанные нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц- учащихся МОУ «СОШ №(цифра)», и участников дорожного движения, которые меняются как по количеству, так и по лицам.

Поэтому исковые требования прокурора Новоалександровского района в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ «СОШ №(цифра)» об обязании принятия неотложных мер к оборудованию школьных автобусов и запрету их эксплуатации по перевозке детей, необходимо удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь Государственным стандартом РФ (утв. Постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 г. N 101) «Автобусы для перевозки детей технические требования» ГОСТ Р 51160-98, Федеральным законом РФ от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Федеральным законом РФ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года N3266-1, ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Новоалександровского района, в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ №(цифра)» об обязании принятия неотложных мер к оборудованию школьных автобусов и запрету их эксплуатации по перевозке детей - удовлетворить.

Запретить МОУ "СОШ №(цифра)" эксплуатацию школьных автобусов марки ПАЗ (цифра) государственный регистрационный знак (цифра) и марки КАВЗ (цифра) регистрационный знак (цифра) по перевозке детей до устранения отмеченных недостатков по оборудованию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 и принять меры по устранению недостатков, в части: -в автобусе предусмотреть отсек в задней части и (или) полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и (или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 кв. м и не менее 20 куб. дм на каждое место пассажира. Для варианта конструкции автобуса, предназначенного, в том числе для перевозки детей, имеющих нарушения опорно-двигательных функций, в автобусе предусмотреть специальное место для размещения не менее двух кресел-колясок в сложенном состоянии. Это место может быть совмещено с отсеком для размещения багажа; -в пассажирском помещении автобусов при наличии полок для ручной клади над окнами ширина полок должна быть не менее 30 см, а высота свободного пространства над ними - не менее 20 см. Полки должны иметь наклон в направлении стенок автобусов, к которым они прилегают. Величина наклона, измеренная от горизонтальной поверхности, должна быть не менее 10°. Конструкция полок должна исключать падение с них ручной клади при движении автобуса; -для служебной двери, предназначенной для входа и выхода детей - высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 25 см. Для обеспечения указанной высоты, в случае необходимости, должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), отвечающая требованиям ГОСТ Р 41.36 или ГОСТ Р 41.52, либо применена система опускания и (или) наклона пола, - высота последующих ступенек должна быть не более 20 см., - глубина ступенек должна быть не менее 20 см.; -поручни или ручки в проходах служебных дверей, предназначенных для выхода детей; -проходы должны быть оснащены поручнями или ручками с обеих сторон; -поручни или ручки должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечивать ребенку возможность держаться за них, стоя на дороге у служебной двери или на любой ступеньке; -рабочее место водителя не должно иметь каких-либо глухих перегородок, отделяющих его от пассажирского помещения; -автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях; -автобус должен быть оборудован освещением проемов служебных дверей, позволяющим водителю видеть вход и выход детей в (из) автобус(а) в любое время суток; -водитель, находящийся на своем сиденье, должен контролировать процесс входа детей в автобус и выхода из него в зоне уровня дороги до поверхности пола автобуса. Если непосредственная обзорность является недостаточной, то должны устанавливаться устройства (система "видеокамера-монитор", система зеркал, другие оптические устройства), позволяющие осуществлять такой контроль. Элементы всех наружных оптических устройств, установленных на автобусе, должны иметь электрообогрев; -при наличии форточек боковых окон пассажирского помещения их высота по отношению к общей высоте окна не должна превышать 25%. Форточки должны располагаться в верхней части окна. 4.5.15. В каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке". Сигнальные кнопки должны устанавливаться на внутренней боковине автобуса под нижней кромкой окна; -рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей; -рабочее место водителя должно быть оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой; -максимальная скорость автобуса для перевозки детей не должна превышать 60 км/ч. Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован УОС, отвечающим требованиям ГОСТ Р 41.89.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья

п/п /А. Клипальченко/

Верно: Судья А.А. Клипальченко