Решение Прокурор к админ Раздольненского сельсовета - сооружение пандуса



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалександровск 17 апреля 2012 года

Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Карпенко Д.Н.,

при секретаре Исаевой Ю.А.,

с участием помощника прокурора Новоалександровского района Ставропольского края Репченко А.А.,

представителя ответчика ООО Агрофирма «Раздольное» адвоката ЕнацкойИ.Г., действующей на основании ордера № 328 от 16.04.2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоалександровского района, поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Раздольненского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края, ООО Агрофирма «Раздольное» об обязании обеспечения беспрепятственным доступом путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новоалександровского района обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Раздольненского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края, ООО Агрофирма «Раздольное» об обязании ответчиков обеспечения беспрепятственного доступа при входе в здание путем сооружения пандуса в соответствии с требованиями СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001, обосновывая свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что на территории Раздольненского сельсовета проживают 345 инвалидов, в том числе 5 инвалидов-колясочников, однако, в здании, в котором расположена администрация Раздольненского сельсовета по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, с. Раздольное, ул.Ленина, 70, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в части беспрепятственного доступа в здание администрации, не созданы, чем нарушаются требования ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание администрации не имеет пандуса. Указанное нарушение требований действующего законодательства существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. С учетом таких доводов истец просит суд обязать ООО Агрофирма «Раздольное» и администрацию муниципального образования Раздольненского сельсовета (далее – Администрация) обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов путем сооружения пандуса при входе в здание администрации, расположенное по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, с. Раздольное, ул. Ленина, 70.

Представитель ответчика ООО Агрофирма «Раздольное» Новиков Ю.В. представил возражения относительно искового заявления указав, что Администрация располагается в здании правления, принадлежащего ООО АФ «Раздольное» на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю серия 26-АЕ № 233545. Владение и пользованием указанным нежилым зданием осуществляется Администрацией на основании договора аренды, заключенного между Администрацией и ООО АФ «Раздольное» (ДАТА). Между тем, здание правления, принадлежащее ООО АФ «Раздольное» на праве собственности, по своему назначению не обладает статусом социального объекта, являясь нежилым административным зданием, а может быть отнесено к социальным объектам только в силу расположения в нем Администрации в период действия договора аренды. Однако после прекращения действия договора аренды признаки социального объекта у здания правления будут утрачены. Следовательно, возложение обязанности по сооружению пандуса на ООО АФ «Раздольное» незаконно. Такая обязанность может быть возложена исключительно на Администрацию, выполняющую по своему назначению социальные функции. Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусмотренных на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Федеральное законодательство предусмотрело отнесение расходов на проведение указанных мероприятий за счет бюджетов всех уровней. здание правления было построено и введено в эксплуатацию в (ГОД) году, то есть задолго до введения в действие вышеуказанных нормативных актов. На основании вышеизложенного в иске просит отказать.

В судебном заседании помощник прокурора Новоалександровского района Репченко А.А. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

В судебном заседании представитель ООО Агрофирма «Раздольное» адвокат Енацкая И.Г. просила принять решение с учетом доводов, изложенных в возражениях и полностью отказать истцу в иске, поскольку обязанность по совершению действий, указываемых прокурором, должна быть возложена исключительно на Администрацию.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Раздольненского сельсовета Разамасцева Е.М. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась в полном объеме и пояснила, что в настоящий момент арендодатель - ООО Агрофирма «Раздольное» производит в здании капитальный ремонт и планирует установить пандус при входе в здание.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства, обсудив доводы иска и поступившие возражения, приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, (ДАТА) года между ответчиками ООО Агрофирма «Раздольное» и администрацией муниципального образования Раздольненского сельсовета заключен договор аренды нежилого помещения по адресу: Новоалександровский район, с.Раздольное, ул. Ленина, 70, для его использования в качестве административных помещений Раздольненского сельсовета. В арендуемом Администрацией здании условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в части беспрепятственного доступа в здание, не созданы. Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание администрации не имеет пандуса. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что вход в здание для инвалидов-колясочников и маломобильных групп недоступен.

Полномочия прокурора на обращение в суд установлены ст. 45 ГПК РФ, где указано, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В настоящем случае полномочия прокурора на обращение в суд с рассматриваемым иском установлены.

В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Во исполнение указанной нормы закона в Российской Федерации действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Основными документами в системе названных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 года № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 № 73 и введенных в действие с 01.09.2001 года (СП31-102-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов», Национальный стандарт РФ ГОСТ 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения».

Пунктом 4.3.3 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения», установлено, что служебные помещения проверяются на соответствие требованиям по обязательному оборудованию помещений специальными устройствами, приспособлениями передвижения инвалидов (в том числе пандусами, поручнями, расширенными дверными проемами, лифтовыми подъемниками), определяющим их качество.

Согласно п. 3.13 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли, и из каждого доступного подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Таким образом, положения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в совокупности с указанными нормами, правилами и стандартами направлены на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в т.ч. и путем обустройства пандусов.

Вопреки доводам, изложенным в письменных возражениях представителя ООО Агрофирма «Раздольное», и позиции представителя данного ответчика, поддержавшей поступившие возражения в судебном заседании, суд не находит, что обустройство пандуса при входе в здание может быть отнесено к текущему ремонту здания, обязанность проведения которого договором возложена на арендатора здания – Администрацию.

Между тем, в главе 5 договора аренды здания (л.д. 25-27), используемого как объекта социальной инфраструктуры, заключенного между ответчиками, прямо закреплена обязанность арендодателя производить капитальный ремонт здания. Такое волеизъявление сторон согласуется с требования гражданского законодательства, изложенными в ст. 616 ГК РФ.

Вместе с тем, ч. 1 ст. 611 ГК РФ закреплено, что арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Пунктом 1.1 рассмотренного судом договора аренды, по обоюдному соглашению сторон договора, установлено назначение передаваемого арендодателем в аренду имущества – использование в качестве административных помещений Раздольненского сельсовета, т.е. данное назначение определяет и условия использования имущества в качестве объекта социальной инфраструктуры, который должен отвечать определенным требованиям, в том числе и ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ в совокупности с требованиями норм, правил и стандартов, указанных выше.

Исходя из этого, арендодатель - ООО Агрофирма «Раздольное» - является надлежащим ответчиком в рассматриваемом споре и должен привести переданное в аренду имущество в состояние, соответствующее его назначению.

Такая ответственность закреплена и в ч. 1 ст. 612 ГК РФ, согласно которой именно арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им.

При таких обстоятельствах арендатор имущества, т.е. Администрация, не может быть обязана произвести требуемую реконструкцию здания, а потому в этой части рассматриваемый иск удовлетворению не подлежит, а может быть удовлетворен только в части требований, предъявленных к ООО Агрофирма «Раздольное».

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком, как при проведении прокурорской проверки, так и при рассмотрении настоящего дела, доказательств, подтверждающих невозможность обустройства пандуса к указанному в исковом заявлении зданию, не представлено. Кроме того, в судебном заседании обоими ответчиками заявлено, что в настоящее время арендодателем - ООО Агрофирма «Раздольное» начат капитальный ремонт здания, используемого в качестве объекта социальной инфраструктуры. В рамках проводимого ремонта планируется обустройство пандуса.

Удовлетворяя иск в части обязания ООО Агрофирма «Раздольное» совершить определенные действия, суд в целях исполнения настоящего решения считает необходимым установить срок для его исполнения.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В целях реализации требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что трехмесячный срок будет являться разумным и обоснованным, поскольку направлен на восстановление равных с другими гражданами прав инвалидов.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины составляет 200 рублей.

При подаче иска в доход государства надлежало уплатить государственную пошлину в размере 200 рублей. Поскольку ООО Агрофирма «Раздольное» какие-либо льготы по уплате государственной пошлины не предоставлены, то с данного ответчика необходимо взыскать государственную пошлину в размере (СУММА) в доход государства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Новоалександровского района, поданный в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Раздольненского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края, ООО Агрофирма «Раздольное» удовлетворить частично.

Обязать ООО Агрофирма «Раздольное» обеспечить беспрепятственный доступ в здание администрации, расположенное по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, с. Раздольное, ул.Ленина, 70, путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 в трехмесячный срок.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ООО Агрофирма «Раздольное» государственную пошлину в размере (СУММА) рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 18 апреля 2012 года

Судья п/п Д.Н. Карпенко

Верно: Судья Д.Н. Карпенко