РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2011 года г. Новоалександровск
Новоалександровский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Кондратенко Д.Н.,
при секретаре Грицюк И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сухаревой О.В. к ГУ – УПФ РФ по Новоалександровскому району признании необоснованным решения № 00 от (дата) года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Сухарева О.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району, в котором просит признать необоснованным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району № 5 от (дата)года об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости и просит возложить на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения.
Свои требования мотивирует тем, что с указанным решением она не согласна, так как считает его необоснованным и ошибочным, нарушающим ее законное право на досрочное право на назначение и получение ею трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения.
ГУ УПФ РФ по Новоалександровскому району в своем решении № 5 от (дата)года не включены ей следующие периоды работы:
- в Новоалександровском медицинском объединении (ТМО) в должности медсестры – анестезиста отделения анестезиологии и реанимации – с 01.11.1999 года по 14.01.2001 год в связи с тем, что такого структурного подразделения не предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года;
- с 08.10.1990 года по 07.02.1991 года – период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, так как период нахождения на данных курсах, в Правилах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 отсутствует.
Так Новоалександровское ТМО с 22.06.1995 года по 15.01.2001 года являлось самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением, обеспечивающим, в том числе и квалифицированную стационарную помощь – лечение населения в стационарных условиях. Исходя из сложившейся практики, необходим индивидуальный подход и оценка пенсионных прав граждан. Из текста обжалуемого решения следует, что ответчик признает периоды ее работы, подлежащие включению в стаж на соответствующих видах работ до 01.11.1999 года со ссылкой на постановление Минтруда РФ от 14.05.2001 года № 38. Поэтому данный период не может являться законным основанием для отказа во включение его в льготный стаж для назначения пенсии.
Период нахождения ее на курсах повышения квалификации так же, исходя из сложившейся практики не вызывает у судов сомнений. Так как исходя из требований ч. 1 ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд, а согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работника на подобные курсы, за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата, из которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, и этот период должен быть включен в ее трудовой стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах ее требование считает законным, поэтому просит решение об отказе в назначении пенсии отменить и указанные ею периоды включить в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Не согласившись с требованиями истицы Сухаревой О.В., ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району представлен отзыв, в котором указывает, что досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста. Исследовав записи в трудовой книжке истицы, указывают, что в соответствии со вступившим в законную силу Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2 – П, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действующие до введения ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Данный вариант расчета стажа является для заявительницы наиболее выгодным. При исчислении выслуги лет по ранее действовавшему законодательству за периоды работы граждан до 01.11.1999 года применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 (далее Список от 22.06.1999 и правила от 22.09.1999) за периоды работы после 01.11.1999г. - Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066. Территориальное медицинское объединение Списком от 06.09.1991 и Списком от 22.09.1999 не предусмотрено. Вместе с тем, согласно постановлению Минтруда России от 14.05.2001 № 38 работа в должностях, предусмотренных Списком от 06.09.1991, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу лет. Следовательно, периоды работы в соответствующих должностях в лечебно - профилактических структурных подразделениях ТМО до 01.11.1999 могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ.
Учитывая вышеизложенное, период работы Сухаревой О.В. в Новоалександровском территориальном медицинском объединении (ТМО) в должности медсестры - анестезиста отделения анестезиологии и реанимации с 01.11.1999 года по 14.01.2001 года в расчет стажа на соответствующих видах работ не может быть включен, поскольку Списком от 22.09.1999 года ТМО не предусмотрено, а в числе структурных подразделений ТМО не предусмотрены больницы (п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения от 22.09.1999 года).
Периоды нахождения Сухаревой О.В. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 08.10.1990 года по 07.02.1991 года и с 25.11.2002 года по 21.12.2002года, также не могут быть включены в стаж работы на соответствующих видах работ, так как, согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных отпусков. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в указанных Правилах отсутствуют.
Таким образом, стаж на соответствующих видах работ Сухаревой О.В. составил 28 лет 2 месяца 29 дней, что не дает права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Учитывая вышеизложенное, Сухаревой О.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсия в Российской Федерации» отказано из-за отсутствия стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» заявительница приобретет при условии продолжения работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в течение 1 года 9 месяцев 3 дней в городах, сельской местности и в поселках городского типа. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. Следовательно, нельзя признавать действия комиссии Управления об отказе в назначении пенсии незаконными, а решение комиссии Управления об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости подлежащим отмене.
Истица Сухарева О.В. в судебном заседании поддержала свои исковые требования и настаивала на их удовлетворении, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Терехова О.В. исковые требования Сухаревой О.В. не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Суду пояснила, что документы истицы были рассмотрены и по ним принято соответствующее решение, основанное на законе, поэтому оснований для признания их решения незаконным не имеется, просит отказать в удовлетворении исковых требований Сухаревой О.В.
Выслушав истицу, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит, иск Сухаревой О.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение Законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и т.п., и в иных случаях установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Право граждан на досрочную трудовую пенсию по старости определяется в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.
Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
На основании пункта 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности, так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за 1 год 3 месяца.
Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет» установлено, что исчисление сроков выслуги производится работниками здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца. В указанный Список входят врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При рассмотрении документов было установлено, что стаж заявительницы, учитываемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, составляет 28 лет 2 месяца 29 дней.
Согласно записям в трудовой книжке Сухарева О.В. работала в МУЗ "Новоалександровская ЦРБ" (ранее «Центральная райбольница Новоалександровского района», «Новоалександровское ТМО», «ГУЗ "Новоалександровская ЦРБ"») в должности медсестры хирургического отделения с 04.08.1987 года (дата) по 20.11.1999 года (дата), с 20.11.1999 года переведена на должность медсестры–анестезиста отделения анестезиологии и реанимации. 30.06.2007 года уволена по собственному желанию (дата). С 08.10.2007 года (дата) и по настоящее время в должности медсестры–анестезиста отделения анестезиологии и реанимации.
Согласно выписки из приказа № 000 по центральной районной больнице Новоалександровского района от (дата) года, Сухарева О.В. медсестра хирургического отделения командирована в г. Ессентуки, республиканское училище повышения квалификации работников со средним медицинским образованием на цикл специализации «Медсестры-анестезисты отделения анестезиологии и реанимации» сроком с 08.10.1990 года по 07.02.1991 год. На основании приказа № 00 от (дата) года Сухарева О.В., медсестра - анестезист, командирована в г. Ставрополь, медицинскую академию, на курсы усовершенствования, на срок с 25.11.2002 года по 21.12.2002 года.
Согласно справке № 33 от 11.03.2011 года МУЗ «Новоалександровская ЦРБ» в соответствии с Уставом Новоалександровского МТО № 418 от 14.05.1995 года Новоалександровское территориальное медицинское объединение с 22.06.1995 года по 15.01.2001 года являлось самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением, обеспечивающим квалифицированную стационарную и поликлиническую помощь населению района и центром организационно-методического и оперативного руководства всеми ЛПУ на территории района, ответственным за организацию, постановку и качество медицинского обслуживания населения района.
При рассмотрении документов по заявлению Сухаревой О.В. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью2.01.2011 года заявительнице было отказано в назначении такой пенсии по тем основаниям, что ее стаж, учитываемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, составляет 28 лет 2 месяца 29 дней. Периоды работы с 01.11.1999 года по 14.01.2001 года, с 08.10.1990 года по 07.02.1991 года, с 25.11.2002 года по 21.12.2002 года не были включены в стаж работы Сухаревой О.В., так как она находилась на курсах повышения квалификации и непосредственно врачебной деятельностью не занималась, а так же в связи с тем, что Новоалександровское ТМО в котором работала Сухарева О.В., списком от 06.09.1991 года и списком от 22.09.1999 года не предусмотрено.
С таким решением нельзя согласиться по тем основаниям, что нахождение на курсах повышения квалификации связано с основной трудовой деятельностью Сухаревой О.В. поэтому указанные периоды работы подлежат включению в стаж работы дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Новоалександровское территориальное медицинское объединение как установлено судом неоднократно переименовывалось при этом, не меняя своей организационно-правовой формы - муниципальное учреждение.
В этой связи суд считает необходимым применять Список и Правила, утвержденные пунктом 1 и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 настоящего Постановления в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся Новоалександровским территориальным медицинским объединением, которое до этого переименования и после этого переименования являлось муниципальным и государственным соответственно и весь период времени своей деятельности осуществляло обеспечение медицинской помощью населения прикрепленной территории, своевременное и качественное обследование, лечение и реабилитацию больных в амбулаторных, стационарных условиях и на дому.
Какого либо законного основания ограничивающего право на включение указанных периодов в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебно деятельностью не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение ГУ УПФ РФ по Новоалександровскому району от (дата) № 00 об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости Сухаревой О.В. - отменить.
Обязать ГУ УПФ РФ по Новоалександровскому району включить периоды нахождения Сухаревой О.В. на курсах повышения квалификации с 08 октября 1990 года по 07 февраля 1991 года, с 25 ноября 2002 года по 21 декабря 2002 года в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Новоалександровский районный суд в течение 10 суток.
Судья п/п Д.Н. Кондратенко
Копия верна:
Судья: Д.Н. Кондратенко