Решение Маркова и др. обжалование действий администрации МО Григорополисского сельсовета СК



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалександровск 04 сентября 2012 года

Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Карпенко Д.Н.,

при секретаре Исаевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Макаровой Л.А., Матвиенко В.В., Кореловой Е.И. об оспаривании действий и бездействий администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края,

УСТАНОВИЛ:

Макарова Л.А., Матвиенко В.В., Корелова Е.И. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий и бездействий администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края. Свои требования мотивировали тем, что 10.07.2012 года Макарова Л.А. от жителей, проживающих по (АДРЕС) повторно обратилась в администрацию МО Григорополисского сельсовета по вопросу устранения самовольного пуска автотранспорта, включая грузовой транспорт по ул. Водопадной и ул. Орджоникидзе. Однако никакого ответа в течение месяца от администрации не поступило, нарушения устранены не были. Ранее они обращались в различные инстанции, однако проблема не решена до сих пор. Они обеспокоены неудовлетворительными условиями среды проживания. В связи с постоянным движением транспортного потока ситуация резко ухудшается: интенсивное движение, вибрация, грохот прицепов. Как следствие интенсивного движения возрос уровень загазованности атмосферного воздуха. Среди грузового транзитного транспорта есть транспорт, перевозящий огнеопасные вещества вблизи высоковольтной линии электропередачи, транспорт, перевозящий сжиженный газ, легковоспламеняемые вещества. Дорога, проходящая по ул. Водопадной находится в муниципальной собственности и является дорогой местного значения. Администрация не осуществляет контроль за сохранностью данной дороги, чем бездействует в отношении содержания дороги. Отсутствует дорожная деятельность: не проводится реконструкция, капитальный ремонт. Действие администрации по неправомерному, самовольному пуску автотранспорта, включая грузовой транзитный транспорт по ул. В., являющейся улицей местного значения, несоответствующей и неприспособленной для масштабного проезда автотранспорта, включая грузовой транзитный транспорт, нарушает их конституционные права. На основании изложенного просят признать незаконным бездействием неисполнение администрацией МО Григорополисского сельсовета осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильной дороги местного значения по ул.Водопадной и ул. Орджоникидзе в границах населенного пункта поселения ст.Григорополисской, непринятию мер по обеспечению сохранности и развитию автомобильной дороги ул. Водопадной и ул. Орджоникидзе; обязать администрацию МО Григорополисского сельсовета принять срочные меры по обеспечению ремонта, сохранности и развитию автомобильной дороги ул. В. и ул. О.; признать незаконным действие по пуску автотранспорта, включая грузовой транзитный транспорт по ул. В. и ул. О., повлекший нарушение прав и свобод граждан, и устранить проезд грузового и грузового транзитного транспорта по дороге ул. В. и ул. О..

В судебном заседании заявители Макарова Л.А., Матвиенко В.В., КореловаЕ.И. настаивали на удовлетворении своих требований и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснили, что и на настоящий момент грузовой транзитный транспорт проходит по ул. В..

В судебном заседании представитель администрации МО Григорополисского сельсовета Новоалександровского района СК по доверенности Диденко О.В. не возражал против удовлетворения требований заявителей, пояснив, что действительно дорога по ул. Водопадной не является дорогой регионального значения. В настоящее время сняты ограничения для проезда транспорта по ул. Ш., т.е. именно там, где проходит дорога регионального значения. Также сняты и знаки, ограничивающие проезд по ул. Ш. Однако, возникают трудности с установкой дорожных знаков, ограничивающих проезд по ул. В. в связи с тем, что существуют разногласия по вопросу отнесения указанной автодороги к той или иной категории.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Макаровой Л.А., Матвиенко В.В., Кореловой Е.И. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 13.1 указанного закона муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Согласно ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ, одной из задач данного закона является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 12 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 23.12.2009 года №334-п утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования, являющихся государственной собственностью Ставропольского края.

В соответствии с данным постановлением дорога Новоалександровск – Григорополисская - Армавир включена в перечень дорог общего пользования регионального значения.

Согласно информации Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края и проекта организации дорожного движения на указанную автомобильную дорогу автомобильная дорога Новоалександровск – Григорополисская – Армавир проходит по ст. Григорополисской по следующим улицам: Ленина, Буденного, Орджоникидзе, Калинина и Темирязева. Прохождение данной дороги по ул.Водопадной в ст. Григорополисской не предусмотрено.

Согласно п. 18 ст. 5 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Анализ представленных заявителями доказательств в совокупности с объяснением представителя администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета позволяет сделать вывод, что в соответствии с правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 года № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» автомобильная дорога, проходящая по ул. Водопадной, относится к классу обычных автомобильных дорог необщего пользования V категории.

Таким образом, действия администрации МО Григорополисского сельсовета по пуску транзитного грузового транспорта неопределенного круга лиц по дороге на ул.В. в ст. Григорополисской не могут являться законными, а потому в этой части рассматриваемое заявление подлежит удовлетворению.

При этом учитывается, что, несмотря на то, что администрацией предприняты определенные меры по перенаправлению транзитного транспорта с ул. В. (снятие ограничения для проезда транспорта по ул. Шмидта в ст. Григорополисской), однако данные меры являются недостаточными, поскольку дорожные знаки, направляющие движение транзитного транспорта, движущегося по региональной дороге Новоалександровск – Григорополисская – Армавир, установлены таким образом, что участники дорожного движения вынуждены в целях соблюдения требований ПДД РФ направлять транспорт для проезда по ул. В., а мер по запрещению движения автотранспорта по этой улице администрацией не предпринимается.

Исходя из того, что автодорога регионального значения Новоалександровск – Григорополисская – Армавир частично проходит по ул. Орджоникидзе, то в этой части суд находит рассматриваемое заявление не подлежащим удовлетворению.

Кроме того, на основании представленных заявителями доказательств следует признать, что меры по исполнению осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильной дороги местного значения по ул.В. в границах населенного пункта поселения ст.Григорополисской Новоалександровского района СК администрацией МО Григорополисского сельсовета не принимаются, в связи с чем существенно нарушаются права граждан, проживающих на указанной улице, на благоприятную окружающую среду, безопасность дорожного движения. В этой связи рассматриваемое заявление также признается обоснованным, а бездействие заинтересованного лица – незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Макаровой Л.А., Матвиенко В.В., Кореловой Е.И. об оспаривании действий и бездействий администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации МО Григорополисского сельсовета по неисполнению осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильной дороги местного значения по ул. В. в границах населенного пункта поселения ст.Григорополисской Новоалександровского района Ставропольского края, непринятию мер по обеспечению сохранности и развитию автомобильной дороги ул. В.

Обязать администрацию МО Григорополисского сельсовета в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить допущенные нарушения закона.

Признать незаконным действие администрации МО Григорополисского сельсовета по пуску автотранспорта, включая грузовой транзитный транспорт по ул.В., повлекшего нарушение прав и свобод граждан.

Обязать администрацию МО Григорополисского сельсовета в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить допущенные нарушения закона.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья п/п Д.Н. Карпенко

Верно: Судья Д.Н. Карпенко